Конспект урока по математике на тему: Прием вычисления вида 36+2, 36+20


Тема: «Прием вычислений вида 36+2, 36+20»
Дата проведения: 16.11.2016
Класс: 2 «В»
Учитель - наставник: Аникина Елена Анатольевна
Студент: Люшнина Виктория Владимировна
База проведения: МБОУ СШ №11.
Образовательная программа: Школа России
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель деятельности учителя:
Познакомить с приемами устных вычислений вида 36+2, 36+20; отрабатывать изученные приемы устных вычислений; развивать умение решать текстовые и логические задачи; учить рассуждать, обобщать, делать выводы.
Задачи:
Образовательные: формировать умение сложения на основе поразрядного принципа (без перехода через десяток);
Развивающие: развивать вычислительные навыки, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы, амение рассуждать;
Воспитательные: воспитывать уважение к товарищу, умение выслушивать товарищей.
Формируемые УУД:
Личностные:
- умение применять правила поведения при сотрудничестве;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение принимать и удерживать учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение контролировать свои действия и действия другого;
- умение владеть способом самооценки;
Коммуникативные:
- стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;
- умение высказывать собственное мнение;
- умение понимать основания действий другого;
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
- умение устанавливать причинно - следственные связи между объектами;
- умение анализировать, выделять существенное ,обобщать, классифицировать по заданным признакам;
Наглядный материал: карточки с заданиями.
Оборудование: доска, учебник, карточки с заданиями.

Этап, урока, цель этапа
время Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Организационный момент
(2 мин)
Цель: настроить учащихся на работу Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Виктория Владимировна. Сегодня урок математики у вас проведу я.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счета.
Откройте свои рабочие тетради. Отступите от последней работы 4 клетки вниз. Посредине запишите число.
16 ноября
Классная работа Приветствуют учителя.
Открывают тетради
Отступают 4 клетки вниз.
Посередине строки записывают число, классная работа Регулятивные УУД:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
Актуализация знаний
(10 мин)
Цель: проверить ранее полученные знания учащихся Сегодня я шла к вам на урок и возле кабинета шала письмо. Давайте его прочитаем.
Привет, земляне!
Мы ученики звездной математической школы! На какую планету мы попали?
Как называется Ваша страна и Ваш славный город?
Мы любим путешествовать и осваивать неизвестные нам планеты.
- Как вы думаете, кто мог задать нам такой вопрос?
- А кто из вас знает кто такие инопланетяне?
Давайте ответим на их вопросы.
1.На какую планету попали инопланетяне?
2.Как называется наша страна?
3.Как называется наш город?
Нашим гостям Пику, Фоку и Дюку приятно с вами познакомиться! И они предлагают нам отправиться с ними в путешествие.
- Вы согласны?
- Ребята, а на чем мы с вами отправимся в путешествие вы сейчас и узнаете.
- У вас на парте лежат листочки с примерами. Вам нужно их решить и узнать на чем мы отправимся с вами путешествие.
Решение примеров
Р= 11+8+9= Е= 13+4+7=
К= 8+5+12= А= 2+8+2= 2+7+3=
Т= 4+6+7=
28 12 25 24 17 12
- Какое слово было зашифровано нашими гостями?
- У вас у каждого на парте лежит конверт с «Танграмом». У каждого из вас есть схема ракеты. Вам нужно в паре собрать ракету, на которой мы и отправимся в путешествие.
Не будем терять ни минуты и отправимся в космическое путешествие!
Обратный отсчет! Будем с вами считать только четные числа. (хором)
10,8,6,4, 2,0!Пуск!
И наши ракеты помчались вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли! Читают послание на экране
Инопланетяне
Инопланетяне - жители с других планет
1.Планета Земля
2.Страна Россия
3.Город Волгодонск
Да
Решают примеры
Р= 11+8+9= 28 Е= 13+4+7=24
К= 8+5+12=25 А= 2+8+2=12 2+7+3=12
Т= 4+6+7= 17
28 12 25 24 17 12
РА К Е Т А
Ракета
Собирают ракету из «Танграма» Познавательные УУД:
строить математические сообщения в устной и письменной форме
Основная часть
Работа с учебником
(10 мин)
Цель: закрепить пройденный материал.
Наш полет проходит отлично. Впереди видна планета «Определяй-КА!». (Слайд с планетой)
-Мы определим тему нашего урока урока.
1. – Посмотрите, на ракете записаны числовые выражения. (Слайд и отдельно у каждого)
45- 5 30 + 8
36 + 2 37 - 7
96 - 6 36 + 20
-Работая в парах, распределите примеры на 2 группы.1 группу примеров подчёркивает 1 вариант – красным цветом. 2 группу примеров подчёркивает 2 вариант – синим цветом.
-Проверка Какие примеры определили в 1 группу? (называют +)
Прочитайте примеры 2 группы. (называют -)- Выделите те выражения, которые мы не изучали.
(36 + 2 36+ 20 ) 2. - Посмотрите на экран, я ещё добавила к выделенным примерам другие. Что мы складываем в примерах 1 столбика?
43 + 3 =
36 + 2 =
82 +5 =
- Что складываем в примерах во 2 столбике?
43 + 30 =
36 + 20 =
87 +50 =
-Кто догадался, какая будет тема урока?
ОТКРЫВАЮ ТЕМУ УРОКА НА СЛАЙДЕ.
- Что узнаем?
-Чему будем учиться?
Наша ракета летит дальше к звёздам и на пути планета «Объясняй-КА!». (Слайд)
1.- Что мы будем делать на планете с таким названием?
(Записи на доске)
Давайте разложим числа на разрядные слагаемые
64 82 76 35 49
(по одному выполняют у доски, остальные в тетради)
2. -Вспомните, какими геометрическими фигурами показываем десятки?
Единицы?
-Сколько в числе 36 десятков?
- Выложите число десятков.
-Сколько в числе 36 единиц?
- Выложите число единиц
-Давайте прибавим к 36 2. (показ примера на слайде).
-Что обозначает цифра 2?
- Что нужно сделать, чтобы показать, что вы прибавили 2?
-Сколько единиц стало?
-Что скажете о количестве десятков?
-Какое число сейчас у вас изображено?
3. Познакомимся с записью новых числовых выражений
(показываю на доске, дети в тетрадях)
36 + 2 = 30 + (6 + 2) = 30 + 8 = 38
↓ ↓
30 6
-Сформулируйте правило, как мы выполняли сложение?
Вывод ( Единицы складываем с единицами)
Вывод на слайде
4.-Выложите снова число 36.
-Теперь попробуем прибавить число 20.(показ примера на слайде).
-Что такое 20?
-Что вы сделаете, чтобы стало + 20?
-Сколько десятков стало?
-Что скажете о количестве единиц?
-Какое число сейчас у вас изображено?
5. Познакомимся с записью новых числовых выражений
? Кто сможет записать решение?
(показывает 1 ученик на доске, дети в тетрадях)
36 +20 = (30 +20) +6 = 50 + 6 = 56
↓ ↓
30 6
-Сформулируйте правило, как мы выполняли сложение?
Вывод ( Десятки складываем с десятками)
Вывод на слайде
Даже в полете космонавты находят время для поддержания спортивной формы и всегда делают зарядку. Давайте и мы с вами немного отдохнем! Подчеркивают примеры
Примеры на сложение
Примеры на вычитание
К двузначному числу прибавляют однозначное, единицы
К двузначному числу прибавляют десятки
Сложение к двузначному числа единиц и десятков
Узнаем правила….. Сложения
Будем учиться применять…… правила в устных вычислениях и задачах
Раскладывают числа на разрядные слагаемые
64= 60+4; 82=80+2; 76=70+6; 35=30+5; 49=40+9
Треугольниками
Кружками
3
Выкладывают число десятков
6
Выкладывают число единиц
Записываю в тетради
Единицы
Добавить 2 кружка
8
Оно не изменилось
38
36 – это 30 и 6 прибавляем 2 единицы . К 6 единицам прибавлю 2 единицы. Станет 8 единицы. Пишу 30 + 8, ответ 38.
2 дес.
Добавим 2 треугольника
6
Оно не изменилось
56
36 – это 30 и 6 прибавляем 2 десятка. К 3 десяткам прибавляем 2 десятка, да ещё 6 единиц. Получается 5 десятков и 6 единиц. Пишу 50 + 6, ответ 56 Личностные УУД:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т.ч. в открытом информационном пространстве
Коммуникативные УУД:
принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания (в т.ч. с сопровождением аудиовизуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации
Физминутка(2 мин)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
(движения маятника)
Вот и стали мы сильней,
(показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) Выполняют упражнения вместе с учителем. Регулятивные УУД:
выполнять учебные действия
Основная часть. Продолжение.
(10 мин)
Цель: закрепить пройденный материал Мы подлетаем к планете «Решай-КА!».
1) Работа по учебнику
№ 1, с. 48 – устно.
Выполняется устно с проговариванием.
Два первых выражения выполняются с хоровых проговариванием, два следующих выражения комментируются двумя учениками.
№2, с. 48 учебника
Первые два столбика записываются и комментируются на доске, выполняется подробная запись.
16+6 42+6
81+5 30+24
Хорошо.
2) Самостоятельная работа
№ 2, с. 48 учебника
Остальные примеры решаем самостоятельно в тетради
3) Взаимопроверка
Следующий №4
- Прочитайте задачу.
- О ком говорится в задаче?
- Что говорится о них?
- Запишите условие кратко.
- Что нужно узнать?
- Что значит «старше»?
- Как узнать, на сколько одно число больше другого?
4) Самостоятельная работа
- Запишите решение задачи.
5) Проверка работ
- На сколько лет дедушка старше бабушки? Выполняют устно с проговариванием.
Пишу: 16+6= 22
Заменю первое слагаемое 16 на сумму разрядных слагаемых 10 и 6. Получилась сумма чисел 10 и 6 + 6. Удобнее единицы сложить с единицами. Складываю 6+6 получается 12. К 12 прибавить 10 получится 22.
Пишу: 81+5=86
Заменю первое слагаемое 81 на сумму разрядных слагаемых 80 и 1. Получилась сумма чисел 80 и 1 + 5. Удобнее единицы сложить с единицами. Складываю 1+5 получается 6 да + 80 получается 86.
Пишу 42+6=48
Заменю первое слагаемое 42 на сумму разрядных слагаемых 40 и 2. Получилась сумма чисел 40 и 2 + 6. Удобнее единицы сложить с единицами. Складываю 2+6 получается 8 да плюс 40 получается 48
Пишу: 30+24=54
Заменю второе слагаемое 24 на сумму разрядных слагаемых 20 и 4. Получилось к 30 прибавить сумму чисел 20 и 4. Удобнее сложить десятки с десятками. Складываю: 30+20 получается 50 да + 4 получается 54
Самостоятельно решают примеры.
Проверяют работу друг друга.
53+10=63(складывали десятки с десятками)
65+30=95(десятки с десятками)
4+73=77(единицы с единицами)
20+73=93(десятки с десятками)
Один ученик читает задачу
В задаче говориться о дедушке и бабушке
В задаче говориться, что дедушке 54 года, а бабушке 50 лет
Д – 54г
Б – 50л
Нам нужно узнать на сколько лет дедушка старше бабушки
Больше
Чтобы узнать на сколько одно число больше другого, нужно из большего вычесть меньшее
54-50=4 (г)
- На 4 года Личностные УУД:
широкий интерес к учебному материалу, способам решения учебных задач, исследовательской деятельности в области математики
Познавательные УУД:
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения
Коммуникативные УУД:
координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве и делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях
Итог урока
(4 мин)
Цель: проанализировать и оценить успешность достижения цели Ребята, мы сегодня с вами замечательно попутешествовали, побывали на разных планетах.
- Что нового вы узнали во время путешествия?
-Какой приём вычисления узнали?
Откройте дневники и запишите домашнее задание.С 58 №3,5 Высказывают мнения.
Отвечают.
Записывают задание на дом Регулятивные УУД:
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми
Личностные УУД:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
Рефлексия
(2 мин)
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Давайте сейчас придумаем с вами свою солнечную систему.
Если у вас осталось отличное настроение после урока - покажите голубую планету, если хорошее - красную. Посмотрите - все планеты у нас голубые! А «Земля- это наша голубая планета!».
Достают из конверта карточки.
Показывают карточки. Личностные УУД:
навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности