Урок литературы по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» по теме «Хлестаков и хлестаковщина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск Лицей "Эврика"





Электронная методическая разработка
в рамках городского профессионального
конкурса учителей 2013 года



Хлестаков и хлестаковщина
(по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)
Урок литературы
8 класс



Автор разработки:
Якунина Марина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы.








г. Саяногорск, 2013 г.
Конспект урока
Тема: Хлестаков и хлестаковщина.
Тип и вид урока: личностно-ориентированный урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью через исследовательскую работу в малых группах (соответствует требованиям ФГОС ООО).
Цели:
1) обобщение изученного по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (образовательная цель);
2) определение понятия «хлестаковщина» как социального явления (воспитательная цель);
3) формирование УУД и УУУ – универсальных учебных действий и умений, связанных с развитием речи (развивающая цель).
Задачи:
1) подготовить учащихся к написанию классного сочинения-рассуждения по комедии «Ревизор»;
2) дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»;
3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.
Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации; листы бумаги, маркеры для составления кластеров.
Пояснение: урок проводится по цикло-блочной системе, сдвоенный, завершает изучение комедии.
Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности (умеют распределять роли, слаженно выполнять задачи, знакомы с технологией составления кластера).
Урок сопровождается презентацией.
Межпредметные связи: МХК, изобразительное искусство (создание образа театральными и кинохудожниками, иллюстраторами).
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Тема
Хлестаков и хлестаковщина

Тип урока
личностно-ориентированный

Вид урока
урок творческого, философского обобщения с воспитательной направленностью

Организация пространства
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

Цель
образовательная
воспитательная
развивающая


обобщение изученного по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
определение понятия «хлестаковщина» как социального явления
формирование УУД и УУУ – универсальных учебных действий и умений, связанных с развитием речи

Задачи
подготовить учащихся к написанию классного сочинения-рассуждения по комедии «Ревизор»

дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»
работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат

Формирование УУД и УУУ на этапах урока

1. Орг. момент Мотивация деятельности, актуализация знаний через проблемный диалог
личностные: самоопределение, постановка вопросов
регулятивные: целеполагание
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

2. Практическая деятельность учащихся:

Групповая работа с самопроверкой по эталону
регулятивные: прогнозирование
познавательные: логические – анализ объектов, моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
коммуникативные – сотрудничество в поиске и выборе информации

Озвучивание и визуализация результатов работы групп

регулятивные: контроль, оценка, коррекция
познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
коммуникативные: управление поведением партнеров – контроль, коррекция, оценка действий партнеров

3. Рефлексия (фронтальная беседа и индивидуальная работа – сочинение)
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
познавательные: осознание качества и уровня усвоения
личностные: смыслообразование, самоопределение

Ход урока
I урок
1. Объявление темы, целей, задач урока, а также планирование деятельности через проблемный диалог (5 минут).
На экране эпиграф к уроку:
«Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят»
Г.А Гуковский “Реализм Гоголя”
Учитель:
Да, у страха глаза велики!.. Сегодня в центре нашего внимания Хлестаков – центральный образ комедии. Автор считал его роль труднейшей, считал, что для нее нужен решительный талант: «...Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора» (из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть, как следует «Ревизора»).
В чём же сложность этого образа, характера? Попробуем разобраться
Как вы думаете, ребята, может ли быть «труднейший» образ героя, требующий таланта решительного актера, быть однозначным, то есть раскрываться в одном направлении? Конечно, нет. Что значит слово «неоднозначный»? Подберите синонимы.
Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные качества
Учитель: Верно. Разные качества. И отрицательные, и положительные. Да, в Хлестакове есть и такие черты. Удивлены? Сегодня на уроке мы посмотрим с необычной стороны не только на главного героя комедии, но и на целое явление, получившее его имя. Это хлестаковщина. Итак, сформулируйте тему урока.
Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель демонстрирует следующий слайд: Хлестаков и хлестаковщина.
Учитель: Посмотрите на тему ещё раз. Хлестаков хлестаковщина?
Для того чтобы прийти к конечному пункту, необходимо проделать определенный путь. Каковы его этапы?
Учащиеся высказывают свои предположения, составляется план работы: 1) дать полную характеристику Хлестакову, 2) определить, какие черты легли в основу хлестаковщины.
2. Практическая деятельность учащихся.
Характеристика Хлестакова по типовому плану.
Определение проектных задач малым группам (5 уч-ся) – карточки: работа с текстом, подбор примеров, цитат, составление кластера, схем. Время выполнения 20 минут.
Карточки.
1.
Хлестаков и другие
Хлестаков и городничий
Хлестаков и чиновники
Хлестаков и просители
Хлестаков и женщины
* Каков герой в общении с этими людьми? Как вы думаете, с кем Хлестакову нравится общаться больше всего? Почему?
2.
Говорящие названия
Говорящая фамилия
Говорящие названия, которые могут рассказать о Хлестакове.
Вспоминается «легкость необыкновенная», которой обладает Хлестаков. Д. С. Мережковский пишет: «весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, -вот-вот вспорхнет и улетит». Об этой черте Хлестакова говорит и В. В. Набоков в статье о Гоголе: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать все, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом поведения, услаждающих дам, привыкших к грубым манерам дородных городских тузов. Он беспредельно и упоительно вульгарен, и дамы вульгарны, и тузы вульгарны – вся пьеса, в сущности состоит из особой смеси различных вульгарностей»
Таким образом, Гоголь использовал говорящие фамилии. Можно предположить и то, что фамилия Хлестакова говорит о том хлестком впечатлении, которое старается произвести своим поведением и речью этот герой на окружающих. Говорит о Хлестакове и фамилия его приятеля Тряпичкина, который по своим качествам схож с главным героем: недаром городничий, подчеркивая ничтожество Хлестакова, называет его «тряпкой».
Говорящим является и название деревни Хлестакова – Подкатиловка. Вспомним, как мечтал Хлестаков приехать домой в петербургском костюме, «подкатить эдаким чертом» к какому-нибудь помещику, то есть произвести эффект.
3.
Описание героя. Гоголь о Хлестакове. Хлестаков о себе.
Описание (из «Замечаний для господ актеров»)
Каким видит Хлестакова Гоголь?
Характерные монологи Хлестакова, их роль.
Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. В нем все сюрприз и неожиданность. Он даже весьма долго не в силах догадаться, отчего к нему такое внимание, уважение. Он почувствовал только приятность и удовольствие, видя, что его слушают, угождают, исполняют все, что он хочет, ловят с жадностью все, что ни произносит он.
Голодные мечты Хлестакова кажутся химерой, но им суждено сбыться.
4.
Речь героя
К кому обращена речь?
О чем говорит?
Подбор слов?
Характер предложений.
Тон речи. Как говорит?
Путаница стилей.
Заимствование из литературы.
Отсутствие речи в сторону.
Хлестаков – дитя литературы и дитя литературщины. Литература и литературщина мешаются в его речах. Путаница – любимая героиня Гоголя.
Слова выскакивают из него непроизвольно. Начав врать, он ничего не боится. Хлестаков творит эту комедию (бессознательно, но вдохновенно). Свое красноречие, свои приемы он заимствует из романов и повестей «Библиотеки для чтения», а иногда даже и из более высоких образов литературы. Из Марлинского, а порой из Пушкина. Он сыплет образцами прозы Жуковского и Карамзина. Хлестаков говорит не своим, а чужим языком.
5.
Поступки. Развитие характера.
Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.
Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.
Вранье Хлестакова. Роль эпизода.
Не имея никакого желания надувать, он позабывает сам, что лжет. В нем по-прежнему никакого соображения и глупость во всех поступках. Только к концу акта он догадывается, что его принимают за кого-то повыше.
Во время работы групп учитель осуществляет контроль, коррекцию, при затруднении дает дополнительную информацию (выделена курсивом), по истечении времени уч-ся можно дать примерные ответы – эталон для самопроверки.
Озвучивание и визуализация результатов работы групп (20 минут).
II урок
3. Рефлексия
Учитель: Какую сцену комедии можно считать кульминацией, самой главной для раскрытия характера нашего героя? Это сцена «вранья» (просмотр видеофрагмента). Какие качества Хлестакова в ней заострены?
Ответы учащихся: легкомыслие, безудержность, завышенная самооценка
Учитель: Да, актеру удалось подчеркнуть именно эти качества разнопланового характера героя. Как известно, комедия до сих пор с успехом идёт на многих сценах наших театров, она проиллюстрирована многими художниками и даже запечатлена в скульптуре (показ слайдов). А какие черты несут в себе эти «Хлестаковы»? (16 иллюстраций)
Обсуждение.
Учитель: Вот такой наш герой. Но вернемся к началу урока Хлестаков разнообразен. В нем должно быть и положительное!
Обсуждение:
молодой человек лет 23-24 (молодость – явно положительное качество, молодость многое прощает);
одет по моде;
знаком с русской и зарубежной литературой;
умеет увлечь слушателей;
нравится женщинам;
разбирается в людях;
наивен и простодушен.
Учитель: Сопоставим положительное и отрицательное. Что преобладает? Так какой наш герой? И какие качества легли в основу хлестаковщины?
Обсуждение.
Кто же такой Хлестаков?
Что такое «хлестаковщина?»

Хвастун, фантазёр
Хвастовство, бахвальство, тщеславие

Глупец
глупость

бездельник, лентяй
Безответственность, потребительство

Лжец, обманщик
Ложь, обман

трус
трусость


Хлестаковщина – это
бахвальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами,
стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле,
пристрастие к рисовке, соединенное с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием.
Учитель: А есть ли такие качества в других героях? А в наше время они встречаются? Знаете ли вы подобных людей?
Да, безусловно, Хлестаков не одинок Значит, хлестаковщина – не исключение, а социальное (общественное) явление?
А теперь самый сложный вопрос Есть ли в вас частичка Хлестакова?
Предлагаю ответить на этот вопрос письменно (на слайде) вопросы-подсказки и памятка написания сочинения-рассуждения.
Написание сочинения (150 слов). Время 20 минут.
4. Итог урока.
Учащиеся (1-2) зачитывают сочинение. Выставление оценок. Остальные учащиеся сдают письменные работы.
Вывод (учитель): Был ли полезен сегодняшний урок? Что нового вы узнали, и с каким багажом покинете этот кабинет?
Ответы учащихся: узнали, что в каждом из нас «сидит» Хлестаков.
Учитель: Желаю вам от него избавиться, чтобы не выглядеть так же глупо!
Домашнее задание: прочитать повесть «Шинель», подготовить рассказ о главном герое (по типовому плану).













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заголовок 115