Урок литературы по теме Устное народное творчество


Урок литературы в 5 классе.
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Цели: 1.Обучающая - продолжить знакомство с обрядовой поэзией;
- сделать наблюдения над художественными особенностями песен;
2. Развивающая - развивать память, мышление, речь учащихся; самостоятельность, интерес к старинной обрядовой поэзии;
3. Воспитательная - воспитывать любовь и уважение друг другу; доброе отношение к людям, к русскому народу, их традициям.
Ход урока1. Оргмомент2. Актуализация знаний - Что такое фольклор7 Объясните смысл заглавия? - Какие жанры УНТ вы знаете?
1. Вводное слово учителя
- Сегодня на уроке мы остановимся на одном жанре УНТ – песне. Песни сопровождали человека всю жизнь от самой колыбели. С песней народ радовался, с песней горевал. Неудивительно, что все события, происходящие в стране или в личной жизни человека, нашли свое отражение в песне. «В народных песнях заключено все: и поэзия, и история, и отцовская могила» (Н. В. Гоголь)Песни можно разделить на1. исторические (посвящены историческим событиям и историческим деятелям2.лирические (изображают переживания человека)3. календарно-обрядовые (связаны с важнейшими событиями каждого времени года) Календарно-обрядовые песни делятся на 4 цикла:зимний, весенний, летний, осенний.В зимний период отмечался главный праздник – Новый год. Он знаменовал собой обновление мира, начало новой жизни. Новому году предшествовала святочная неделя (святки). В это время принято было колядовать. У каждого двора пели колядки. В колядках кликали Коляду, который должен был принести обильный урожай, а также восхваляли хозяев, желали ему земных благ, хорошего урожая. - Анализ песенВ весенний период важный праздник – масленица. В это время провожали зиму и встречали весну.Обряд прощания с масленицей сопровождался масленичными песнями. - Что вы знаете о масленице? - Какой народ представлял себе масленицу? - Анализ песенВстречая весну, исполняли весенние песни – веснянки. - Что отличает весенние песни? - Чему были посвящены летние песни?Летние песни были посвящены трудовым процессам, а осенние – уборке урожая.2. Словарная работаЖито – всякий хлеб в зерне или на корнюТолокно – мука из поджаренного (предварительно пропаренного) очищенного овсаЛапта – 1. русская игра, в которой игроки, разделившись на две партии перебрасывают небольшой мяч битой; 2.бита, по которой ударяют по мячу в этой игреСерп – Ручное орудие – изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корняЖать – срезать под кореньДомашнее задание: страницы 13 -16, вопросы 1 – 4 , стр.16 (устно)