Урок литературы Обобщение по разделу «Устное народное творчество». 3 класс


Тема : Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Тестовая работа.
Цели:
- обобщить знания учащихся по разделу;
- развивать речь, мыслительные и творческие способности; развивать внимание.
- воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: на доске табло, тесты
Сказки, легенды, сказания, героический эпос, былины
1. Теоретики1020304050
2. Географы1020304050
3. Живая картинка1020304050
4. Богатыри1020304050
5. Пословицы1020304050
Ход урока
1. Орг. момент. Психологический настрой.
- Сегодня мы с вами проведем урок в форме «Своей игры».
Играть будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организованно, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которой играет команда, а затем озвучивать ответ.
Заработанные очки складываются, а в конце подсчитываются.
Выявляется команда победитель.
2. Проведение игры
Вопросы:
Теоретики
10 Народные сказки принято делить на три вида. Какие? ( о животных, волшебные и бытовые)
20 Дать определение народной сказке. ( народная сказка фольклорное произведение, в основе лежит художественный вымысел, фантазия)
30 Легенда – это … ( Произведение фольклора, в котором с большой долей вымысла рассказывается о реальных событиях прошлого)
40 Былина – это … ( Произведение русского фольклора о богатырях, защитниках Древней Руси)
50 Героический эпос - это … ( Произведение устного народного творчества, повествующее об исторических событиях, о подвигах батыров во имя родины, народа. Главный герой эпоса отличается необычной силой, мужеством, благородством).Географы
10 Назвать прочитанные сказки из данного раздела. Какой народ является их авторами?
( «Царевна – лягушка» Русская народная сказка, «Честный мальчик» Корейская сказка,«Спор животных» Казахская сказка)
20 Кто родился между хребтами Алатау и Каратау в устье реки Или в семье батыра Каскалдака? (Казахская легенда «Легенда о золотом человеке» - Алтын – айдар)
30 В каком городе состоялось вече о сдаче города иноземцам, но мудрость и смекалка старца спасли жителей и сам город ? ( «Сказание о белгородском киселе»)
40 Где проживал знатный человек Байбори и кто у него родился? ( Сказочная земля Жидели Байсын. Родился Алпамыс. «Первый поход Алпамыса»)50 В каком городе несли службу богатыри ( В Киеве у князя Владимира )
Живая картинка
10 Найти и выразительно прочитать из «Легенды о золотом человеке» отрывок, описывающий аламан-байгу.
20 Найти и выразительно прочитать отрывок из эпоса «Первый поход Алпамыса» сражение Алпамыса с врагом.
30 Найти и выразительно прочитать отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» встреча Ильи с Соловьем Разбойником.
40 Чтение по ролям отрывка из былины «Добрыня и Змея»
50 Пересказ сказки « Честный мальчик»
Богатыри
10 Назвать богатырей и прочитанные былины из раздела. ( Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
20 Какому князю служил богатырь. ( Князю Владимиру, в городе Киеве.)
30 Как зовут по отчеству богатырей. ( Илья Иванович, Алексей Леонтьевич, Добрыня Никитич)
40 Из какой семьи родом богатырь. ( Илья Иванович, Алексей Леонтьевич. Илья Муромец из крестьянской, Добрыня Никитич — из «честной зажиточной», Алеша Попович - из священнослужителей.)50 Укажите место, где родился богатыри.( Илья Муромец родился во городе во Муроме, селе да Карачарове. Добрыня Никитич - в Рязани, Алеша Попович - в Ростове.)Собери пословицы
- Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Пословицы читаются по очереди каждой команде)
- Труд человека кормит, а ... (лень портит.)
- Раз соврал - навек ... (лгуном стал.)
- Кто других не любит, ... (сам себя губит.)
- Кончил дело - ... (гуляй смело.)
- Человек от лени болеет, а ... (от труда здоровеет.)
- Худо тому, кто ... (добра не делает никому.)
- Сам потерпи, а ... (другого не выдай.)
- Учись доброму, ... (худое на ум не пойдет.)
- А чем отличаются поговорки от пословиц?
- Каково понятие «поговорка»?
- Поговорка – незаконченное образное выражение.
- Запишите 2 поговорки, которые употребляют в вашей семье.( на листах)
3. Подведение итогов игры.
4. Тестовая работа по разделу «Устное народное творчество»
1. Фольклорное произведение, в основе лежит художественный вымысел, фантазия. Это - …
а) легендаб) сказкав) былина
2. Произведение фольклора, в котором с большой долей вымысла рассказывается о реальных событиях прошлого. Это - ..
а) легендаб) сказкав) былина
3. Произведение русского фольклора о богатырях, защитниках Древней Руси. Это - …
а) легендаб) сказкав) былина
4. Произведение устного народного творчества, повествующее об исторических событиях, о подвигах батыров во имя родины, народа. Главный герой эпоса отличается необычной силой, мужеством, благородством.
а) легендаб) героический эпосв) былина
5. Преувеличение, которое помогает ярче показать героев и их подвиги.
Это - …
а) эпитетб) сравнениев) гипербола
6. Сопоставление одного предмета или явления с другим, помогающее увидеть новые стороны в давно знакомых предметах. Это - …
а) эпитетб) сравнениев) гипербола
7. Прилагательные, которые подчеркивают свойства, качества или признаки предмета, помогают более ярко увидеть предмет. Это - …
а) эпитетб) сравнениев) гипербола
8. Сопоставь название сказки с ее видом, установи соответствие:
1) «Царевна лягушкаа) бытовая
2) «Честный мальчик»б) о животных
3) «Спор животных»в) волшебная9. В каком произведении мальчика сравнивали с угольком саксаула:
а) « Легенда о золотом человеке»
б) «Первый поход Алпамыса»
в) «Честный мальчик»
10. Узнай богатыря по его описанию, установи соответствие:
1) « Старый казак с желтыми кудрями и зычным голосом а) Алеша Попович
2) « Молодой богатырь, который спасал от плена змеиного
людей русских, топтал змеенышей ядовитых» б) Илья Муромец
3) « Хитрый богатырь, который рассёк мечем Тугарина на части мелкие» в) Добрыня Никитич
11. Из какого произведения данные строки?
« - Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся – может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём…»
а) « Легенда о золотом человеке»
б) «Сказание о белгородском киселе»
в) «Илья Муромец и Святогор»
12. Чему учат сказки, легенды, былины, включенные в раздел « Устное народное творчество»?
5. Подведение итогов урока.