Устное народное творчество. Общее понятие устных жанров. Потешка, пестушка, прибаутка.


Тема : Устное народное творчество. Общее понятие устных жанров. Потешка, пестушка, прибаутка.
Цель: дать представление об устном народном творчестве и его малых жанрах.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием УНТ , потешками, пестушками, прибаутками.
развивать умения различать жанры устного народного творчества, выразительно читать потешки, пестушки, прибаутки
воспитывать умение использовать произведения устного народного творчества в жизни.
Тип урока: урок комплексного применения знаний; 
Формы урока: практическая, фронтально - коллективная, самостоятельная.
Методы урока: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: учебник ,тетрадь, проектор, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Под звуки русской народной музыки дети заходят в класс и встают за парты.
Учитель: Добрый день, ребята и гости. Меня зовут Татьяна Владимировна, и я буду сегодня проводить у вас урок литературного чтения. Я вижу, вы все нарядные, в хорошем настроении и все настроены на работу, молодцы. К нам на урок, как вы уже успели заметить, пришли гости, среди которых и ваш учитель Баян Улановна. Она будет наблюдать за вашей работой весь урок, а в конце урока, она ознакомит и поставит вам оценки за работу.
Давайте поприветствуем наших гостей своими улыбками. Улыбнитесь гостям. Молодцы!
Теперь, давайте также поприветствуем друг – друга и мысленно пожелаем друг – другу успехов на уроке. Хорошо! Садитесь.
Введение в тему урока.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в далекое прошлое. В те времена, когда люди не умели писать, читать, не было книг, журналов. А все передавалось в устной форме. Кто знает как называется такое творчество? (фольклор)
Проверка домашнего задания
Ребята, а кто может сказать, что такое фольклор? (Это устное народное творчество, отражающее жизнь народа, которое передавалось из уст в уста).
Работа над темой урока:
Сегодня мы с вами на уроке поговорим о некоторых жанрах фольклора (устного народного творчества).
Тема нашего урока: потешки, пестушки, прибаутки.
Кто может сказать что такое потешки? Пестушки? Прибаутки?
Потешки - песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия пальцами, ручками, ножками.
Какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб глазоньки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
В глубокой древности слова потешки не столько «потешали», сколько «заклинали»; люди верили  в волшебную силу слова, верили, что произнесенное слово – заклинание может повлиять на природу, например, заставить расти волосы:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса…
Расти косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Что такое пестушки? Давайте обратимся к толковому словарю Даля и посотрим, что же такое пестушки?
Пестушки - получили свое название от слова «пестовать», что значит нянчить, оберегать, успокаивать. Это короткие стихотворения приговоры, которыми сопровождаются движения младенца.
(входит женщина в русском народном костюме с младенцем на руках и исполняет пестушку)
Ах ты, моя деточка,
Золотая кветочка,
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!
Во саду-садочкеВыросла малинка.
Солнце ее греет,
Дождичек лелеет.
В светлом теремочке
Растет моя дочка
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Пестушка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослыми. Пестушка учит маленького ребенка понимать человеческую речь, выполнять различные жесты, движения, которыми руководит слово. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.
ФизминуткаИдёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьёт —
Того забодает, забодает!
Прибаутки – маленькая сказочка в стихах в вопросно-ответной форме:
-   Чей нос?
Данилов.
Куда едешь?
В Киев.
Что везешь?
Рожь.
Что возьмешь?
Грош
Что купишь?
Калач да блин.
С кем съешь?
Один
Не ешь, не ешь  один!
Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребенка, пошутить вместе с ним. Прибаутка лишена нравоучений, она предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове.
Физминутка(пальчиковая)
Сорока-белобока кашку варила,
(берем в руки ладошку ребенка и начинаем говорить стихи)
деток кормила.(щекочим ладошку ребенка)Этому дала,(загибаем мизинчик ребенка)этому дала,(загибаем безымянный пальчик)этому дала,(загибаем средний пальчик)этому дала,(загибаем указательный пальчик)а этому не дала:(шевелим большой пальчик)ты дров не носил, печку не топил,тебе каши не дадим!
А теперь, ребята, давайте почитаем.
Откройте учебники на странице 26 и жужжащим чтением прочтите пестушку из русского фольклора.( вполголоса).
Ребята, а сейчас мы с вами обыграем эту пестушку.
Представьте, что вы своим родителям помогаете нянчить младшего братика или сестренку. Вы укладываете их спать.
Вика будет читать, а мы – качать.
Тише, вы слышите, ваши малыши уснули? Пусть они поспят, а мы продолжим наш урок.
Сейчас прочитаем прибаутку на стр. 27-ой.(Первый раз читает учитель, дети – следят. Затем чтение по ролям. Учитель – ребенок).(Кисонька-мурысонька) (Женя)
А вы знаете, что у каждого народа свое устное творчество?
Вот поэтому я хочу вас познакомить с пестушкой из казахского фольклора. стр.27-ая.
Прочитайте потешку из казахского фольклора «На жару, жару зерно».
При чтении учитель, а вместе с ним и дети, проговаривая текст, загибают пальцы.(Ваня)
Д/з: выразительное чтение стр. 26-28. По желанию 1 выучить наизусть.
Итог урока:
Итог урока я хотела бы подвести потешкой, известной вам с самого детства.
Гуси, гуси! Га-га-га,Есть хотите? Да-да-да,хлеба с маслом? Нет, нет, нет.А чего? Конфееет!!!
На этом наш урок подходит к концу. Я хотела бы вас поблагодарить за урок.
Мне очень понравилось как вы работали. Я надеюсь, мы с вами продолжим дружить.