Конспект урока. М. Исаковский Ветер


МОУ «Лямбирская СОШ №2»
Конспект урока.
М.Исаковский «Ветер».
Подготовила: Зинина Н.В.
учитель начальных классов
2015 год
1.Огрмомент.
2.Подготовка к выразительному чтению.
3.Тренинг.
4.Актуализация знаний. Сообщение темы.
5.Отдых.
6.Знакомство со стихотворением Исаковского «Ветер», работа над содержанием.
7.Прослушивание песен на стихи Исаковского.
8.Инсценировка.
9.Итог. Домашнее задание.
Оборудование: портрет писателя, карточки для групповой работы, презентация по теме урока, музыкальные произведения на слова Исаковского.
1 Оргмомент.
2. Подготовка к выразительному чтению. Слайд 1.
а) Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
- Прочитайте.
- В каком жанре написано это произведение?
- По каким признакам вы определили, что это стихотворение? Слайд 2.
Ритм
Рифма
Строфа
Дикция
Тон
- Давайте прочитаем стихотворение, выделив голосом слова. Слайд 3.
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Б) – Составь из строф стихотворение. Слайд 4.
Стекла гнет,
Дикий ветер
Буйно рвет
Ставни с петель
Слайд 5.
Дикий ветер
Стекла гнет,
Ставни с петель Ставни ? затворка для окон.
Буйно рвет.
- Какой ветер? (Дикий)
- А кто у нас бывают дикими? (Животные)
- Опасны они?
- Ветер будет опасным?
в)- Прочитаем еще один отрывок, в котором речь идет о ветре. Слайд 6.
Н.Рылеев.
Нынче ветер, как мальчишка, весел,
Спать не даст березке все равно.
Месяц кудри золотые свесил,
Улыбается в мое окно.
-С кем автор сравнивает ветер? (с мальчишкой)
-А мальчишки какие? (озорные, задиристые, подвижные, веселые)
(Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед, и друзья мальчишки, стоя надо мной, весело хохочут над моей бедой).
-Значит ветер у нас какой?
-Давайте пронаблюдаем, какие слова помогают представить ветер, как живое существо? Месяц?
Сравним оба отрывка: каким мы увидели ветер в первом отрывке? Во втором?
Слайд 7
3.Тренинг.
Мы идем по опушке леса
Дует легкий ветерок.
Ветер начинает усиливаться.
Мы побежали в сторону села.
Начался ураганный ветер.
Он стал затихать
И совсем затих.
4.Актуализация знаний. Сообщение темы.
- Сообщение темы. Сегодня мы познакомимся с творчеством русского поэта – песенника - Михаилом Васильевичем Исаковским.
Слайд 8.
Групповая работа.
№1
-Прочитайте отрывок из стихотворения «Летят перелетные птицы»
Летят перелетные птицы
В осенней дали голубой,
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.
А я остаюся с тобою, родная навеки страна!
Не нужен нам берег турецкий,
И Африка нам не нужна.
-С кем остается автор навеки? (страна)
-Какие чувства испытали при чтении стихотворения? (любовь к своей Родине, стране, селу)
№2.
-Прочитайте отрывок из стихотворения «Вишня».
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой; полевой – накат. машинами
Вырвал вишню полевую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу.
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу».
-Как вы относитесь к решению, которое принял старик? Почему?
№3.
-Прочитайте стихотворение «Снова замерло все до рассвета»
Снова замерло все до рассвета –
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно – на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:
То пойдешь на поля, за ворота,
То обратно вернешься опять,
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать.
-Как вы понимаете выражение «одинокая бродит гармонь?»
-Может ли гармонь бродить одна? Докажи свой ответ.
№4.
-Прочитайте стихотворение «Опять печалится над лугом»
Опять печалится над лугом
Печаль пастушьего рожка. Пастуший рожок – музык. инстр.
И, словно гуси, друг за другом
Плывут по небу облака.

А я брожу неторопливо
По этим памятным местам.
Какого здесь ищу я дива,
Чего я жду – не знаю сам.
-Как вы думаете, что заставляет автора бродить по этим местам?
(любовь к Родине, детские или юношеские воспоминания, его тянет к этим местам).
Слайд 9.
Рефлексия
5.Отдых
6. Знакомство со стихотворением Исаковского «Ветер», работа над содержанием.
Слайд 10.
- Все эти замечательные стихотворения, отрывки из которых вы читали написал русский поэт Михаил Исаковский. Мы видим – это лирический поэт, в его произведениях любовь к Родине, стране, людям, живущим в ней. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним его произведением – «Ветер».
(портрет, 1900-1973г)
-читает учитель;
Каким чувством проникнуто стихотворение? (любви к родной природе)
Какие картины открывает перед вами автор?
-самостоятельное чтение;
Какие слова помогают представить ветер живым существом?
Вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил, расправив, полетел.
Пожурил? поругал, сделал замечание – олицетворение
Объясните выражения:
Постучал в окошко, пробежал по крыше, поиграл ветками черемух, пожурил воробьев?
-хоровое чтение с соблюдением интонации.
7.Прослушивание песен на стихи Исаковского.
8.Инсценировка.
Действующие лица:
Ветер
Воробей
Пес
Конь
Хозяин
Хозяйка
Цыган
Ночь. Тихо завывает ветер в березовой роще.
На ветке дремлет воробей.
В конуре спит, тихонько повизгивая, пес.
В конюшне спит конь. Ему снится, что он бежит по зеленому лугу и ветер дует ему в морду.
В доме спят хозяин и хозяйка.
Вдруг ветер завыл сильнее. Воробей открыл один глаз, потом другой.
Сквозь деревья к конюшне пробирается цыган. Он собирается выкрасть коня. В конуре залаял пес. На ветке тревожно зачирикал воробей. Цыган влез в конюшню и схватил коня за уздечку. Пес залился лаем. Цыган вывел коня из конюшни и повел его к лесу.
Из дома выбегает хозяйка. Зовет хозяина. Хозяин выбегает с ружьем, стреляет в цыгана. Цыган падает на землю. Хозяин берет коня под уздцы и ведет в конюшню.
Ночь. Тихо шелестит в ветвях ветер. На ветке спит взъерошенный воробей. В конюшне, стоя, дремлет конь. Во сне он испуганно ржет. В конуре спит пес, подрыгивая задними лапами.
9.Итог. Домашнее задание.
№1
-Прочитайте отрывок из стихотворения «Летят перелетные птицы»
Летят перелетные птицы
В осенней дали голубой,
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.
А я остаюся с тобою, родная навеки страна!
Не нужен нам берег турецкий,
И Африка нам не нужна.
-С кем остается автор навеки? (страна)
-Какие чувства испытали при чтении стихотворения?
№2.
-Прочитайте отрывок из стихотворения «Вишня».
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырвал вишню полевую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу.
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу».
-Как вы относитесь к решению, которое принял старик? Почему?
№3.
-Прочитайте стихотворение «Снова замерло все до рассвета»
Снова замерло все до рассвета –
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно – на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:
То пойдешь на поля, за ворота,
То обратно вернешься опять,
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать.
-Как вы понимаете выражение «одинокая бродит гармонь?»
-Может ли гармонь бродить одна? Докажи свой ответ.
№4.
-Прочитайте стихотворение «Опять печалится над лугом»
Опять печалится над лугом
Печаль пастушьего рожка.
И, словно гуси, друг за другом
Плывут по небу облака.

А я брожу неторопливо
По этим памятным местам.
Какого здесь ищу я дива,
Чего я жду – не знаю сам.
-Как вы думаете, что заставляет автора бродить по этим местам?
№5.
-Прочитайте стихотворение «Родное»
Сыплет спелые орехиМне орешник в кузовок.
Лес рябиновые вехи
Расставляет у дорог.
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Желтолистая река.
- Какие картины предстали перед вами?
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?