ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ (9 класс)








Психологическое занятие для учащихся 9-го класса по теме:

" Что такое стресс и как с ним бороться"



Педагог – психолог: Ефимова Е.А.
































Цель:

Познакомить учащихся с понятием “стресс”, влиянием стресса на организм, психику человека.

Показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.


Ход работы

1. Упражнение: Построиться по цвету волос. Рассчитаться на первый, второй.

Упражнение «Здравствуй друг»

- Здравствуй, друг!
- Где ты был?
- Я скучал!
- Ты пришёл!
- Хорошо!
2 . Упражнение «Посещение зоопарка». Ну и какой отдых обходится без массажа! Предлагаю всем встать в круг друг за другом. Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк.


· В зоопарке утро. Служащий чистит граблями дорожки (движение пальцев по спине вверх-вниз, вправо-влево).

· Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

· Приходят первые посетители (пальцами «бегать» по спине).

· Они идут к жирафам и смотрят, как те радостно прыгают (хлопки крест-накрест).

· Рядом клетка со львами. Им раздают корм и львы с жадностью едят его (мять шею и лопатки).

· Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине).

· Рядом находится клетка со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

· А сейчас посетители идут в террариум к змеям. Змеи медленно ползают по песку (делать движения похожие на ползанье змей ладонями).

· Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

· А теперь колибри прилетели в гнездо и устраиваются там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

· А сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать снизу вверх по спине и положить обе руки на плечи).

· Я благодарю вас за занятие и желаю только прекрасного самочувствия.
А ещё нам поможет улучшить настроение запах апельсина.


Ребята, на занятиях мы часто говорим о том, как сохранить любовь и дружбу,

избежать разочарований. Переживания утраты, предательства, разлуки,

волнение перед экзаменами, ощущение несправедливости, большие

перегрузки и недостаточный отдых могут привести к сильному стрессу.

Получая стресс, люди могут совершать необдуманные поступки. Вот об этом

мы сегодня и поговорим.

Вы учитесь в школе. Сейчас перед вами стоит проблема выбора, вы по-

новому оцениваете себя, других людей. В нашей сегодняшней жизни много

ситуаций, которые являются стрессовыми.

Мы уже несколько минут говорим о стрессе, но что это такое?

- Что такое стресс, как вы думаете? (говорят дети)

Предлагается назвать одним словом ситуации:


· Двойка за контрольную,


· Поздно вернулся домой, конфликт с родителями,


· Поссорился с другом,


· Сломался компьютер,


· Потерял телефон.

Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и

эмоциональное раздражение. Стресс - это то, что находится в вашей голове, и

никто, кроме вас, не сможет его оттуда искоренить. Как только вы сами

возьмете себя в руки , мир предстанет перед вами в более ярком свете.

В буквальном переводе с английского «стресс» означает «напряжение,

нагрузка».


3. Как может проявляться стресс? Состояние стресса переживается довольно тяжело.

* головокружение;

* тошнота;

* головная боль;

* кожные высыпания;

* усиленное потоотделение, холодный пот;

* нарушение сна;

* потеря памяти,

* повышенный аппетит или потеря аппетита;

* плаксивость, перепады настроения;

* вспышки чувств: гнева, агрессивности.

4. Работа по картинкам.
В ситуации стресса человек переживает много эмоций. Они могут быть и положительными, и отрицательными. Давайте рассмотрим картинки и назовём, какие эмоции люди испытывают.

Определите реакцию организма человека на стрессовую ситуацию

6.Упражнение “Незаконченные предложения”.

А сейчас попробуйте завершить следующую фразу:

“Я переживаю сильный стресс, когда”

- Влияние стресса на организм человека.

Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают тревогу и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие. Именно эти люди могут совершать необдуманные поступки.

Сейчас вы стоите перед выбором, у вас волнение – впереди экзамены, контрольные, тестирования. Мы будем учиться, как преодолевать стресс.

Ведь если человек длительное время находится в стрессовом состоянии, не может взять себя в руки, это может быть опасно для его здоровья.

А сейчас я предлагаю вам себя протестировать, как вы справляетесь со стрессом.

5. Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Утверждение Часто Редко Никогда


1. Я чувствую себя счастливым. 0 1 2

2. Я сам могу сделать себя счастливым. 0 1 2

3. Меня охватывает чувство безнадежности 2 1 0

4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, 0 1 2

не прибегая для этого к алкоголю или успокоительным таблеткам 0 1 2
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту 2 1 0

6. Я склонен к грусти 2 1 0

7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим 2 1 0
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте

9. Я легко расстраиваюсь 2 1 0
Всего баллов

Инерпретация:

0-3 очка - вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы;

4-7 очков - ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем

уровне. Вам очень полезно взять на вооружение некоторые приемы,

помогающие справляться со стрессом.

8 и больше очков - вам трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы

не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у

вас могут быть серьезные проблемы со здоровьем.



6.Упражнение «Корзина Советов».

Вот поэтому я вам приготовила корзину советов, которые помогут вам

победить этот недуг.

Каждый ребёнок по очереди берёт карточки и зачитывает вслух

предложенные советы

Как преодолеть стресс?
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Больше гуляйте на свежем воздухе.
3.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
4. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
5. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
6. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
7. Помните, что Вы не одиноки.
8. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
А ещё я вам посоветую:
* Позвольте себе поднять голову и посмотреть на небо. Как известно, небо никогда дважды не бывает одинаковым, поэтому его вид расслабляет и приводит мысли в порядок. На небо нужно смотреть более одной минуты, стараясь при этом дышать ровно и глубоко;
* Займитесь физической нагрузкой. Так вы сможете отвлечь свои мысли от стресса, а физическая работа поможет найти правильное решение проблемы.;
* Определите источник стресса. Напишите его на бумаге и с улыбкой на устах порвите лист на мелкие кусочки. Запомните, все нужно делать с улыбкой.

– Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?

(включить любимую музыку, потанцевать и немного размяться. Хорошо прогуляться на свежем воздухе. А лучшее лекарство в борьбе с переутомлением и стрессом – это велосипед и ролики!)

Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие.

Этим вы сможете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное,

Вы сохраните своё здоровье.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Психологи советуют «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше.

Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

7. Упражнение «Напряжение и расслабление» В перерывах между учебными занятиями полезно делать простые физические упражнения .

Для ног

1.Упереться пятками в пол, максимально поднять носки, напрячься, сбросить напряжение.

2. Упереться пальцами ног в пол, максимально поднять пятки, напрячься, сбросить напряжение.

Для рук

1.Сжать кисти рук в кулак, разжать

2. Максимально растопырить пальцы рук, расслабиться.

Для спины и плечевого пояса

1. Поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить.

Для лица

1. Собрать губы в одну точку, задержать, расслабиться.

2. Крепко зажмуриться, подержать, расслабиться

8.Релаксация «Встреча с ангелом»

9. Обратная связь.

– Самым полезным для меня было

– Мне понравилось

– Я хотела бы изменить

10. Упражнение «Дерево настроения». Цель: улучшение эмоционального фона у участников образовательного процесса.

Оформление «дерева настроения» цветами с пожеланиями, способными поднять настроение.

Благодарю всех за работу !
Важно помочь ребенку развить позитивные навыки борьбы со
стрессом, так как эти навыки часто проявляются во взрослой жизни.
С НЕУДАЧЕЙ И ПЛОХИМ НАСТРОЕНИЕМ

МОЖНО СПРАВИТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ УЛЫБКИ.
НАЙДИТЕ ВРЕМЯ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ И ПОСИДИТЕ
С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ НЕСКОЛЬКО МИНУТ.
СТАРАЙТЕСЬ НИ О ЧЕМ НЕ ДУМАТЬ, НО ПРИ
ЭТОМ НА ВАШЕМ ЛИЦЕ НЕПРЕМЕННО
ДОЛЖНА БЫТЬ УЛЫБКА.. ЕСЛИ ВАМ
УДАСТСЯ УДЕРЖАТЬ ЕЕ ПЯТЬ МИНУТ, ВЫ
СРАЗУ ПОЧУВСТВУЕТЕ, НАСКОЛЬКО
УЛУЧШИЛОСЬ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ И Фи ЗИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ. ПОВТОРИТЕ ЭТУ ПРОЦЕДУРУ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ – ЭФФЕКТ БУДЕТ ПОТРЯСАЮЩИМ, ПОТОМУ ЧТО ДАЖЕ «ИСКУССТВЕННАЯ» УЛЫБКА АКТИВИЗИРУЕТ ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА
Рекомендации педагогам по снятию стресса у воспитанников.

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.


· Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд. Повторите

упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1

секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.


· Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10

секунд. Повторите упражнение быстрее.


· Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.


· Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.


· Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.


· Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.


· Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете

самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически

незаметно для окружающих.


· Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.


· Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.


· Напрягите и расслабьте икры.


· Напрягите и расслабьте колени.


· Напрягите и расслабьте бёдра.


· Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.


· Напрягите и расслабьте живот.


· Расслабьте спину и плечи.


· Расслабьте кисти рук.


· Расслабьте предплечья.


· Расслабьте шею.


· Расслабьте лицевые мышцы.


· Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам

покажется, что медленно плывёте, - вы полностью расслабились.

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее,

сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором

можно сосредоточить своё внимание.


· Начните считать от 10 до 1, на каждом счёте делая вдох и медленный выдох.

(Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)


· Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счёте.

Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и,

наконец, исчезает напряжение.


· Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый

вами воздух окрашен в тёплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман

сгущается, превращается в облака.


· Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.



15