Урок по предмету «народное художественное творчество» ««Семейно – бытовая обрядность. Свадебные обряды: «Хыс тойы», «Сас тойы».

Тема урока «Семейно – бытовая обрядность. Свадебные обряды: «Хыс тойы», «Сас тойы».

Цели урока:

Обучающая: знакомство со старинными обрядами хакасского народа, с образцами фольклора.

Развивающая: развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей. Активизация художественной фантазии и воображения.
Расширять знания в области традиций народного костюма.

Воспитательная: пробуждение интереса к хакасскому фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям, приобщение к старинным традициям.

Музыкальный материал

Песни для исполнения: «Песня подруг невесты»,Песня посаженной матери», «Хан хызы махтанча».

Иллюстративный материал.
Фотографии обрядов хакасской свадьбы.
Хакасские народные костюмы, украшения.
Музыкальные инструменты.

Подготовительный период.
Группа детей разучивает игры, песни, хороводы.

Литература
Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Хакасская свадьба. Абакан 1993.
Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. Абакан 1998
Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан 2008.


Ход урока
1.Организация занятия. 3мин

Преподаватель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение семейно-бытовых обрядов. Помогать мне будут ваши товарищи, которые специально разучили песни и игры, сопровождающие эти обряды. Но, вначале урока давайте вспомним то, что мы уже знаем.

2.Повторение пройденного ранее материала 7мин.

С какими семейно-бытовыми обрядами мы познакомились на прошлых уроках? (Кiн тойы, Пизiк тойы, Пала тойы, Тiс тойы, Кiспiс тойы,Ымай тойы).
Когда проводятся эти обряды?

3. Изучение нового материала 27мин.

Преподаватель. Создание семьи, во многом сохранившей свои социальные устои и культурные ценности от предыдущих эпох, являлось главным событием жизни хакасов.
По хакасским обычаям, могли сватать только малолетних детей и вдов, а девушек карамчили. Сватовство малолетних детей носило название «чахсыдан алысханы»-брак по- хорошему. Близкие друзья, хорошие соседи, далёкие родственники, когда у одного был мальчик, а у другого девочка, договаривались их сосватать и били по рукам. Иногда существовал сговор родителей ещё не родившихся детей. Когда детям достигали трёх-пятилетнего возраста, то родители мальчика приезжали с подарками к родителям девочки. Первый приезд сватов обычно бывал летом. Привозили семь торсуков вина и семь туш баранов. Второй приезд сватов был осенью. Родители мальчика дарили девочке серёжки, которые одевали ей в уши. На следующий год весной родители мальчика устраивали малый пир. С этого времени и до совершеннолетия детей родители мальчика каждый год весной и осенью привозили угощение сватам. По достижении просватанных детей 15-17 лет, родители юноши приезжали весной договариваться о свадьбе. Заключительное угощение делалось весной в год свадьбы и называлось великий пир.
При сватовстве по чести заключительным обрядом был своего рода девичник- «теенждек». За неделю до свадьбы невеста собирала своих подруг. Невеста и её подруги обязательно одевали шёлковые платья с парчовыми наплечниками, девичьи халаты «сикпен». А на голову – свадебные шапочки.
Преподаватель. Сейчас я вам покажу этот наряд.(Показ костюма).
В течении недели вся компания верхом на лошадях объезжали родственников невесты, которые угощали молодежь и делали подарки на свадьбу. Во время теенждека молодежь пела и веселилась. Затем вся кавалькада возвращалась в родительский дом, где вечером устраивали девичий праздник «хыс тойы».
Теперь подробнее остановимся на этом обряде.
Жених на празднике не участововал.Невеста одевает свадебный наряд с обязательным головным убором «сахпа». Парни и девушки собирались в две группы и, медленно пританцовывая, распевали песни.
Сейчас мы с вами разучим девичий хоровод. А ваши товарищи помогут нам петь.
Все встают в круг, внутри круга становятся мальчик и девочка. Все хором поют.
Улуг тайым Астайым, У моего дяди Астая
Читi оолгы пар полчан. Было семь сыновей.
Астачаннар, сухсачаннар, они голодали, страдали,
Олар пiр ондай полчаннар. Но были все на один манер.

Когда песня закончится, то стоящие внутри, должны что-нибудь делать- станцевать, обняться, поцеловаться. Кто не сумеет за ними повторить или отстанет, того ставят в круг и игра повторяется.
Дети водят девичий хоровод.

Вторая игра. Выбирают в круг мальчика, а стоящие в хороводе девочки поют.
Ах чазыда озiп али партыр В белой степи вырос
Аймагы сiлiг чахайах. Цветок невиданной красоты.
Алар хазын парох полза, если есть у тебя любимая,
Айлан килiп, танып ал! То повернись и найди её!
Кок чазыда озiп али партыр в голубой степи вырос
Коргенни сiлiг чахайах. . Цветок невиданной красоты.
Кооленгенiн парох полза, если есть у тебя любимая
Кооленiп килiп, охсанып ал! То обними её и поцелуй!

Что пропоют девочки в хороводе, то должен выполнить мальчик, стоящий в кругу.

Дети водят хоровод.

Третья игра. Мальчики и девочки становятся в две шеренги, друг напротив друга.
Сыхтах, сыхтах хан хызы Мальчики идут в сторону девочек.
Сырайын корим хан хызы! Возвращаются на место.

Сырайым корiп хайди поларга Девочки идут в сторону мальчиков.
Сын корiндес корбезiн ме? Возвращаются на место.

Сыхтах, сыхтах хан хызы Мальчики идут в сторону девочек
Сынын корим хан хызы! Возвращаются на место.

Сырайым корiп хайди поларга Девочки идут в сторону мальчиков
Сын сыыргай корбезiн ме? Возвращаются на место.
Сыхтах, сыхтах хан хызы Мальчики идут в сторону девочек.
Чачынны корим хан хызы! Возвращаются на место.

Чачымны корiп хайди поларга Девочки идут в сторону мальчиков.
Торгы чачах корбезiн ме? Возвращаются на место.
Дети водят хоровод стенка на стенку.
Преподаватель. Основной формой заключения брака было «похищение» девушки с последующей уплатой калыма. Обычно, влюбленные сами договаривались о дне и времени карамчения девушки.
Сагайцы и кызыльцы на следующий день после привоза молодой в дом мужа устраивали «сас тойы»-праздник по случаю заплетения волос. Здесь совершался обряд расплетания девичьих косичек и заплетания волос в две косы. У качинцев этот обряд выполнялся на свадьбе.
С северной стороны устанавливался свадебный шалаш из трёх берёзовых жердей. Невеста сидела в свадебном шалаше .Ей распускают девичьи косички и заплетают две косы. Посаженная мать находилась у правого плеча, а её свояченица – у левого. Жениха приглашали в момент окончания заплетения волос. Посаженная мать символически выстригала у него волосы и вплетала в правую косу.
Сейчас мы с вами сами проведем этот обряд
Дети выбирают невесту. Невеста садится в шалаш, две девочки расплетают ей косички и заплетают две косы. В это время остальные девочки поют «Песню подруг».
Арга палазын ал турып, Взяв девушку нашего народа,
Алтон сурместi чучапчабыс. Мы расплетаем ей 60 косичек.
Ил палазын ал турып, Взяв девушку нашего племени,
Илiг сурместi чучапчабыс. Мы расплетаем ей 50 косичек.
Iдiс-хамыс пасталганда, когда начинается домашняя работа,
Iкi тулуннан чабынчазын. Женщину две косы украшают.
Азых-тамах алысханда, когда начинается забота о кухне,
Азыр тулуннан чабынчазын. То женщины носят две косы.
Илбек-илбек истi маанирга для того, чтобы заботиться о благос-
тоянии дома,
Ирке позы нам килдiн. Ты, нежная пришла сюда.
Ирнiн чахсызына паарсирга длятого, чтобы ласкать мужа,
Ирке пала син килдiн. Ты, нежная пришла сюда.
Закончив плетение волос все трое выходят из шалаша, к ним присоединяются все участники и кланяются присутствующим.Садятся на свои места.
Преподаватель. Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чем вы узнали сегодня.
Кого можно было сватать?
Как проходило сватовство?
Когда проводился Великий пир?
Во время какого свадебного праздника водили хороводы?
Когда проходил «Сас тойы»?

4. Домашнее задание 3мин.
Нарисуйте фрагменты хакасской свадьбы.
Подумайте какие ещё игры можно использовать при проведении «Хыс тойы».