«Литературное творчество как один из приёмов духовно-нравственного воспитания младших школьников»


Выступление на Краевой научно – практической конференции «Духовно – нравственное воспитание как неотъемлемый компонент реализации ФГОС. Проблемы, поиски, пути решения»
«Литературное творчество как один из приёмов
духовно-нравственного воспитания
младших школьников»
Наши представления о сути духовно-нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Привычный подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение). Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись, прежде всего ясного понимания значения этого качества. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов.
В своей работе по воспитанию духовности я использую такой приём как написание рассказов, сказок, стихов, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ или написанное детьми четверостишие помогает усвоить смысл таких понятий как Родина, доброта, сострадание. Талант либо есть, либо его нет, скажете Вы. Вспомните небезызвестного Незнайку, который хотел стать поэтом. Но научить складывать четверостишия ребёнка можно и даже нужно.
Сочинение стихов способствует не только развитию речи, чувства ритма, воображения, творческого мышления, что для меня как учителя - логопеда особенно важно, но и духовно-нравственному воспитанию учащихся. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.
Литературным творчеством мы занимаемся, начиная со второго класса на занятиях по развитию лексико-грамматической стороны речи и во внеклассной деятельности. Ребятам очень нравится выполнять творческие задания. На начальном этапе мы учимся отличать стихотворную речь от прозы. Я предлагаю раскрасить зелёным цветом стихи, а синим обычный текст. Содержание стихотворения и текста носит нравственный характер. Так я знакомлю учащихся с разными нравственными понятиями.
В следующем упражнении из предложенных слов мы выбираем только те, что рифмуются. Специально подбираю 1-2 слова, смысл которых детям непонятен. Например: милосердие, усердие. Затем проводится словарная работа. Дети приводят свои примеры, когда они или их близкие проявляли милосердие.
Большое количество упражнений направлено на подбор рифмы к словам. Подбором рифмы ребята занимаются на протяжении всего обучения в начальной школе. Очень любят дети игры с мячом. Я кидаю ребёнку мячик и называю слово «борьба». Ребёнок возвращает мяч с рифмой «стрельба». К выбранному слову учащимся очень трудно подобрать рифму, поэтому моя задача состоит в том, чтобы помочь им. Как защищали солдаты нашу Родину во время войны? Что им приходилось делать? Как можно изменить это слово, чтобы оно стало рифмой к слову борьба? Так эти два слова смогут вывести ребят на разговор о событиях Великой Отечественной войны.
Один из удачных приёмов, которым активно пользуюсь, я нашла у Льва Николаевича Толстого. Когда вокруг него собиралась ватага крестьянских детей, Лев Николаевич начинал писать. При этом изображал, что ему очень трудно подобрать необходимые слова и выражения. Дети наперебой ему подсказывали. Так у нас с четвероклассниками родилось стихотворение о маме. Прежде чем наши высказывания облачились в рифмы, мы беседовали о том, как помогаем маме, обсуждали образ матери.
У учащихся с интеллектуальной недостаточностью очень сложно сформировать понимание таких понятий как Родина, отчизна. Во время разговора о том, что такое Родина дети давали следующие ответы: «Это Москва», «Башни Кремля со звёздами». Я старалась объяснить, что Родина это не только столица, это твой родной город, улица на которой ты живешь, дом и скамейка, подсказывали мне ребята. В ходе беседы мы пришли к общему выводу, что Родина у каждого своя. Так у нас с Настей Кордопольцевой родилось стихотворение «Что такое Родина?». Приёмы, используемые в своей работе, я взяла из программы всем известных, и я думаю любимых авторов О. Е. Узоровой и Е.А. Нефёдовой, которая называется «Как научить вашего ребёнка писать стихи».
Мы с ребятами принимаем активное участие в различных литературных конкурсах. Это и участие в городском конкурсе авторских стихов для детей, который организует отдел по охране окружающей среды и природоиспользованию, и конкурс сочинений, организуемый администрацией города и ежегодный краевой конкурс «Чистая вода» и дистанционные конкурсы. Так Никитин Сергей, ученик 2 класса в 2013 году стал победителем городского «Марафона детского творчества» в номинации «Люблю тебя Березники». А в этом году стихотворение Анастасии Кордопольцевой, ученицы 4 класса, стало победителем в своей возрастной категории в краевом конкурсе на лучшее знание государственной символики, проходившем при поддержке Администрации губернатора Пермского края в городе Перми. Как победитель, Настя была отмечена ценным призом - электронной книгой.
Конечно написать стихи, рассказ самостоятельно, без помощи учителя у наших ребят еще не получается, да я и не ставлю перед собой пока такой цели. Для меня важно, чтобы учащимся было интересно заниматься литературным творчеством. А я, как учитель – логопед, стараюсь использовать каждую возможность для того, чтобы привить детям духовно- нравственные ценности.