Обмен опытом Устное народное творчество как средство формирования культурных ценностей детей с ограниченными возможностями


Секция № 1 Психолого-педагогические условия формирования и развития культурных ценностей личности.
Устное народное творчество как средство формирования культурных ценностей детей с ограниченными возможностями
Шмидт Татьяна Иосифовна, учитель индивидуального обучения
Место работы: Государственное казенное специализированное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ««Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» (ГКС(к)ОУ «СОШ VIII вида»).
К.Д.Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Актуальность данного высказывания в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.
Раскрыть проблему существования личности ребенка в пространстве культуры нельзя без того, чтобы не объяснить, что же такое культура. На сегодняшний день существует более двухсот сорока определений культуры.
На наш взгляд более приемлемо следующее: “Культура – общефилософская категория, в которой выражены качественная определенность, технологичность, высокий уровень развитости и самоорганизации человеческого общества, творческих сил и способностей людей, их духовный потенциал. В культуре синтезируется совокупность материальных и духовных ценностей различных обществ. Понятие культуры употребляется для характеристики и человека, и общества, ступеней и этапов их развития” [6, с. 95-96].
Несмотря на значительный прогресс в изучении ребенка (особенно психологии детского развития), он остается для современной культуры анонимным существом в себе. И дело не только в особенностях детской культуры – фольклоре, игре, этикете – с ее своеобразным мировоззрением, этикой и эстетикой. Здесь имеется ввиду один загадочный эффект: из почти безграничного набора хранящихся в социальной памяти человечества обликов детства культура отбирает по сути лишь суррогаты, соответствующие тому “месту” на пересечении смысловых осей культуры, в которое “укладывается” выбранный облик. Или иначе: культура использует тот образ ребенка, который не противоречит его концептуальному статусу в культуре, независимо от того лестным или отталкивающим является этот образ.
Культура личности – это комплекс характеристик ( знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
Базовая культура – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности”[2,с.5].
В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают:
– совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;
– способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;
– степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности.
Культура – способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития всей общественной жизни людей, это универсальное средство общественной жизни. Культура обеспечивает реализацию человеческой деятельности, побуждает к действию «по правилу» и одновременно порождает творческую активность людей. Именно культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она формирует тот или иной тип личности: общее историческое прошлое, историческую память, групповую  совесть, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям.
Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.  Уровень культуры личности определяется её социализованностью – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования [1].
Ещё М. Мид подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин.
Сложная социокультурная ситуация делает актуальным развитие прежде всего нравственных основ личности, ее ориентации на другого и других, формирование Я – доминантного, как говорил Г.С.Батищев. Именно здесь основная сфера децентрации личности ребенка, выхода ее за пределы собственного внутреннего мира в пространство свободного саморазвития другого и других”[6, с.7-7].
Толерантность “Я – другодоминантного” позволяет личности действовать свободно, а свободное действие – это проявление своей ограниченности. Так начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимание и понятия другого.
Задача культурного образования – понять, объяснить современное свободное воспитание и образование, а также саморазвитие личности как взаимосвязь разнообразных микро – и макрокультурных процессов. Отнюдь не случайно, что культурология образования развивается в тесном взаимодействии с гуманистической и философией демократии, у них общие корни – ценности культурной, философской, социальной и педагогической антропологией.
В последнее время возникла потребность в более тесной непрерываемой связи культуры и воспитания потому, что все большее количество людей и педагогов, в том числе, убеждается, что преобразование общества невозможно вне культуры и ее основных составляющих – морали, религии, образования, науки и искусства.
В настоящее время в обществе осознана необходимость реализации культурных целей образования, ориентированных, прежде всего на личность, ее культурное самоопределение и саморазвитие, назовем эти процессы аккультурацией, т.е. приобщение к культуре. “Есть одна особенность включения подростков в культуру, которую надо учитывать в образовании. Речь идет об индивидуальных свойствах личностной культуры. Известно, что личность – носитель социопсихологических и социокультурных черт поведения, общения и деятельности. Совокупность таких черт складывается в определенные типы индивидуальной культуры”[4, с.95].
В свете принципа гуманизации важнейшей функцией воспитания в современных условиях становится приобщение педагогов и школьников к ценностям гуманитарной культуры, и на основе этого воспитание духовности и нравственности. Одним из важнейших  показателей уровня культуры и интеллекта человека, является, его речь, коммуникабельность.   Ещё К.Д.Ушинский считал  развитие  речи как «развитие дара слова». Дар слова- чувство языка- это «приобретённая  путём практических упражнений способность понимать и употреблять слова, их формы  и сочетания по аналогии с раннее усвоенными словами, формами и сочетаниями слов, это неосознанное владение  грамматикой родного языка». И эта закономерность развития речи обязывает учителя опираться на речевой опыт ребёнка, на имеющиеся у него умения и навыки.   Развитие культуры речи предполагает: во-первых, приучить  детей правильно  говорить и писать; во-вторых,  употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Между тем, правильность речи  предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка.   Нормы литературного языка соотносятся с уровнем системы языка. Культуру речи можно определить как мотивированное употребление средств языка для целей общения, как  оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Необходимо помнить помимо правильности речи об  её точности, чистоте, богатстве, выразительности, богатстве и уместности.Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников - это их житейский опыт: их детство, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений. Для этого целесообразно использовать экскурсии, наблюдения, чтение стихов и рассказов, различные обсуждения в классе.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Если знакомить детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. Как известно, от природы человек не получает программы жизни, поведения, отношения к миру. Он сам программирует свою жизнь, нуждаясь при этом в ориентациях. Такими ориентирами и выступает система ценностей, выработанная обществом, членом которого он является. Методический арсенал по развитию речи (сказки, рассказы, потешки, музыкальные произведения и т.д.) осуществляют ориентацию детей на вечные абсолютные ценности - Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Культура, Мир, Земля. Взятые в самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания.
Фольклор – одно из действенных средств, таящий такие огромные дидактические возможности. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Взрослые на протяжении многих поколений создавали для детей свой особый фольклор, который, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обогащает чувства, формирует его отношение к окружающему миру и себе, наполняет положительными эмоциями, и таким образом играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.
Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей.
Например, специфика программы «Чтение и развитие речи» заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащихся: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.). Круг чтения: произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Произведения русских и зарубежных писателей. Примерная тематика. Произведения о Родине, о природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе. В программе предмета встречаются разные литературные произведения: фольклор, сказка, стихотворение, рассказ, быль, былина.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества не только на уроках чтения, но также на других занятиях и во внеурочное время. При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Например, с помощью сказки происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Это чтение сказок «мешок яблок», «Не мое дело», «Три арбуза» и т.д. Они в силу своей природы, способны эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решение в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативные эмоциональные переживания. Атмосфера игры и праздника, заложенная в детском фольклоре(загадках, потешках, прибаутках, считалках, стихотворениях)) воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, принимает активное участие вместе со здоровыми сверстниками. Таким образом, осуществляется процесс инклюзии особенных детей в социуме.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Фольклор как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей к традиционной народной культуре, если:
в педагогическом процессе фольклор представлен как этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;
овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как традиционность, устность, вариативность, коллективность, функциональность;
включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;
эффективность фольклорных занятий с детьми определяется комплексным подходом к освоению фольклора;
методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;
процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации “проживания” фольклора, его социальной востребованности.
Мы, как педагоги, имеем прекрасную возможность во время занятия диагностировать, формировать, корректировать и направлять нравственную составляющую детского характера. Использование фольклора должно быть в жизни ребенка не только на занятиях, но и во внеурочное время. Для этого в классе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В классе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку".
Работая, таким образом, мы решаем вместе с детьми несколько образовательных задач и развиваем мышление и речь. По итогам работы своим достижением считаю создание в классе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения школьников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Фольклорное воспитание, это приобщение детей к истокам национальных и общенациональных культур. Педагогически важно создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую, психологически правильную атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском коллективе, в социуме. Фольклор является духовным стержнем в воспитании молодого поколения.
Список литературы:
1.Андреев А. Н. Культурология. Личность и культура. – М., 1998.Иконникова, С. Н. Народные традиции и современная культура /
2.Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989, с.150
3.С. Н. Иконникова. – Л., 1986
4.Каган В. Где начинается “золотая клетка” (ребенок и психологическое насилие). Знание-сила, 1995, № 10,11
5.Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Малахова, - СПб. : Детство – Пресс, 2004.-350с.
6.Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994, с.94.
7. Лахин, Р. А. Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры. / Р. А. Лахин // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2008. – №3. – С. 352-356 (0, 5 п. л.)
8.Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л. В. – М., 1992
9.Интернет –источники: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/duhovnaya-i-materialnaya-kultura.html