Опыт работы: «Устное народное творчество и произведения татарских писателей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников в рамках УМК»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
города Набережные Челны
«Детский сад комбинированного вида №78 «Ёлочка»





Опыт работы:
«Устное народное творчество и произведения татарских писателей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников в рамках УМК»




Подготовила и провела
воспитатель (по обучению
детей татарскому языку)
Багаутдинова Альфира Накиповна











г. Набережные Челны
2015 год
Устное народное творчество и произведения татарских писателей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников в рамках УМК

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания; вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.      В процессе такого разностороннего воспитания, зарождаются первые ростки нравственно - патриотических чувств.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образе  воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался с ледяной горки.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд – главное средство воспитания. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах татарского народа: «Сначала сделай, потом говори», «Мало говори, больше работай», «Кончил дело – гуляй смело»
Воспитывая у детей любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты.
Старший дошкольник должен осознать: наша страна – мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах.
Устное народное творчество должно чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером. А также с помощью татарских народных сказок, в том числе и о животных. Эти сказки показывают:
- как дружба помогает победить зло, Н-р:«Камыр- батыр»,
- как добрые и миролюбивые побеждают Н-р:« «Саран бел‰н юмарт», «Два брата»
- что зло наказуемо Н-р:« «Гульчачак»
В условиях работы в рамках УМК в обучении детей татарскому языку произошли многие изменения: раньше 3-е занятие посвящали знакомству жизнью, творчеством и произведениями татарских писателей, разучивали народные игры, произведения фольклора, драматизировали народные сказки, проводили тематические занятия, мероприятия на дни рождения писателей, обрядовые народные праздники. Это способствовало изучению истории татарского народного творчества, и в том числе воспитании нравственно – патриотических чувств.
На современном этапе, когда обучение языку, в основном предполагает общение детей на Государственных языках Республики Татарстан, наша работа немного изменилось. Во - первых, только татароязычных детей знакомим с жизнью и творчеством Г. Тукая, М. Джалиля, А. Алиша и другими писателями и поэтами, и устным народным творчеством.
Для русскоязычных детей в рамках УМК разработаны мультфильмы по произведениям татарских писателей и по татарским народным сказкам, где дети не только услышат, но и увидят красоту родного края. Среди них есть такие, которые призывают:
-уважать, любить и заботиться о родных: «Три дочери», «Две девочки», «Ак бабай», «Куян кызы»
- любить труд, беречь все, что создана человеком труда: «Кончил дело- гуляй смело», «Золотые зернышки” ,
-любить и беречь природу родного края: «Родной язык», «Родная деревня», «Утро», «Ребенок и Мотылек», «Деревья тоже болеют», «Солнце и Луна», «Кому подарок?»
О роли жизни и творчества Муса Джалиля в воспитании нравственно – патриотических качеств у дошкольников можно подчеркивать красной линией. Патриот - поэт ценой своей жизни показал, каким должен быть патриот своей страны. Его произведения сплошь пронизаны идеей любви к Родине.
В воспитании у подрастающего поколения нравственно – патриотических чувств большой вклад внес легендарный татарский поэт Г. Тукай. Он воспевает красоту природы и родного языка, до глубины души затрагивая её самые тонкие струны. В его сказках, которые дети очень любят такие, как «Шурале», «Водяная» описывается сказочная красота родного края.

Жаль, что в условиях ФГОС для русских детей не отведено время для чтения их произведений и знакомства с жизнью и творчеством. Поэтому мы предлагаем в группах проводить тематические занятия на эти темы; а праздник Международного дня родного языка связываем с Днем рождения Мусы Джалиля; в апреле проводим Праздник родного языка. День рождения Г. Тукая включаем в этот праздник.
















Использованная литература:

1. Журнал Наука и школа №2, 1998.
2. Латышина Д.И. По берегам Идели. Татарский народ. Быт, культура, обычаи
с древних времён. М.: ЦГО, 1995.
3. Казыханов В.С. Уроки нравственности. Уфа, 1996.