Выступление на педагогических чтениях с темой: Устное народное творчество как средство воспитания гражданско-правовых чувств у учащихся с ОВЗ 5-9 классов на уроках чтения и письма


Устное народное творчество как средство воспитания гражданско-правовых чувств у учащихся с ОВЗ 5-9 классов на уроках чтения и письма
В последнее время повышается актуальность целенаправленного нравственного, гражданско - патриотического воспитания в образовательном процессе. Обучение в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит воспитывающий характер. Уже имеющиеся у детей определённые представления об основных категориях нравственности - о добре и зле, о хорошем и плохом, об отношении к Родине, обществу, людям, труду очень часто наивны, своеобразны и в повседневной жизни школьники не всегда следуют нравственным нормам. Следовательно, возникла необходимость совершенствования работы по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию на всех уроках, в том числе уроках чтения и письма.
В своей работе я рассматриваю УНТ как средство и способ влияния на уровень воспитанности школьников с умственной отсталостью в процессе их обучения. Поэтому актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:
-недостаточной изученностью влияния жанров УНТ на воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития;
-значением изучения пословиц и поговорок для интеллектуального и нравственного уровня школьников с УО;
-низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.
Работа над данной темой была начата в сентябре 2010 года. Я предположила, что благодаря использованию произведений УНТ на уроках чтения и письма в 5-9 классах с УО учащимися, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, гражданственности, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся с ОВЗ.
Я изучала и систематизировала имеющийся опыт работы по данной проблематике, обобщала сведения, накопленные наукой; выяснила воспитательное значение произведений УНТ.
Результатом изучения литературных источников помимо сбора необходимой теоретической информации, стало
1) Подборка пословиц и поговорок по русскому языку, систематизированных в соответствии с изучаемой темой и правилами.
Изготовление дидактической игры «Занимательная таблица умножения» (межпредметная связь);
Создана копилка видов деятельности и приемов работы с пословицами и поговорками, фразеологическими оборотами.
Активное использование на уроках чтения в качестве речевых минуток кроссвордов и ребусов, составленных на материале пословиц.
Разработаны конспекты уроков-игр с элементами соревнования «Устное творчество русского народа».
На втором этапе (2011-2012 уч.год) выявила наиболее эффективные методы и приёмы в работе над произведениями УНТ с целью их использования на уроках чтения и письма при обучении умственно отсталых учащихся.
На третьем этапе (2012-2013 уч. год) планируется работа по оценке эффективности и результативности проделанной работы.
Особую роль на уроках чтения и письма я отвожу работе с пословицами и поговорками. Остановлюсь на этом подробнее.
В пословицах заключена мудрость, накопленная народом в течение многовековой истории развития его культуры, быта, философии. Они представляют собой своеобразный свод правил, регламентирующий все стороны жизни человека в обществе.
Пословицы и поговорки изучаются как самостоятельный раздел в рамках блока «Устное народное творчество» в начале каждого учебного года на уроках чтения. Кроме того, в качестве речевых разминок я использую их на всех последующих уроках в течение учебного года.
Мной собрана копилка видов деятельности и приемов работы с пословицами и поговорками. Применение пословиц в работе с умственно отсталыми детьми часто затруднено, так как дети понимают часто значение пословиц буквально и не видят их переносного смысла.
Прежде чем начать работу с пословицами и поговорками, учитель должен продумать объяснение их детям, ситуации и случаи применения их в речи, составить предложения, устно обыграть их.
Варианты применения пословиц и поговорок на различных уроках очень разнообразны.
Виды работ с пословицами:
1. дидактическая игра «Собери пословицу»:
Берётся достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Задача детей - восстановить исходное предложение, объяснить ее смысл и определить тему:
Учиться, пригодиться, смолоду, навек.
2.Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина».
3.Соедини части пословиц, объясни их смысл.
Разновидностью данного вида работы с пословицами является дидактическая игра «Домино».
5.Дидактическая игра «Крокодил с головой петуха»
В условии даны пословицы, имеющие чужой «хвост», то есть соединены начало одной и конец другой. Надо найти соответствие между «головой» и «хвостом».
6.Дидактическая игра «Нарисуй пословицу».
7. Данные пословицы раздели на 2 группы: назидательные и иронические.
8. Найди ошибки в пословицах, исправь.Кто любит пруд - того люди чтут.
Угадать пословицу, зашифрованную в виде ребуса. Использование этого приема возможно не со всеми учащимися. Ребусы понимают, в основном, учащиеся 1-2 дифференцированной группы. Для 3 группы - задание проще: по предложенной иллюстрации вспомнить и назвать пословицу. Или разложить написанные пословицы к картинкам.Кроссворды, составленные по пословицам.Можно использовать и такой вид работы с пословицами - учитель лишь намекает на пословицу, а дети сами продолжают пословицу:Труд кормит, а что же лень?
Ученье свет, а неученье что?
12. Угадать пословицу по одному названному слову учителя. Например: Зайцами, колодец, рыбка.
13. Прочитай пословицу по стрелкам (карточка).
14. Минисочинение по пословице. Если учащиеся в классе «слабые», то вместо сочинения можно писать изложение. Для этого я использую готовые рассказы по пословицам из специального сборника.
И много других видов работы (всего более 30 приемов).
Задача учителя - показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.
Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно. При работе с пословицами активно использую иллюстрационный материал к ним. В качестве оборудования можно использовать: яркие иллюстрации к пословицам и поговоркам художника А. Елисеева; выставку книг, сборники пословиц, поговорок, книги В.И. Даля; презентации к урокам по УНТ в целом и по отдельным жанрам; раскраски. Многое приходится изготавливать своими руками или адаптировать под «наших» учащихся купленный дидактический материал.
Работая над данной темой я пришла к следующим выводам:
-начинать работу по ознакомлению с жанрами устного народного творчества надо с простейших произведений, упражнений;
-от занятия к занятию усложнять содержание заданий и виды работ;
- для изучения устного народного творчества в условиях коррекционного учреждения требуется разработка системы поэтапной работы, позволяющей усложнять материал с учётом уровня обученности детей и их возраста.