Урок по географии на тему Народные промыслы Центральной России

9 класс
Урок – ярмарка « Народные промыслы Центральной России»
Эпиграф к уроку:
«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».
Цели урока:
- познакомить с географией народных промыслов Центральной России, историей их создания и художественной ценностью;
- сформировать представление об исконно русских народных промыслах, используя нетрадиционные формы обучения;
- развивать творческие способности учащихся, умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, публично выступать;
- воспитывать патриотизм, формировать чувство прекрасногоОборудование: карта Центральной России, наборы открыток, картины, сувениры- экспонаты НХП, сообщения, презентации учащихся
1 этап. Подготовка к уроку.
За 2 недели до проведения урока учитель знакомит учащихся с темой и целью урока, предлагает выбрать темы сообщений и план работы по подготовке материала, список источников.
В процессе подготовки к уроку – ярмарке учащиеся объединяются в группы по 4 человека, которые выбирают 1 из предложенных учителем тем.
Темы:
1. Узоры на поносах ( о Жостовских подносах)
2. Золотая Хохлома
3. Поэтический мир Гжели
4. Павловопосадские шали
5. Дымковская игрушка
6. Мир Палеха
7. Городецкая живопись
8. Русская финифть
9. Вологодское кружево
Учащимся предлагается не только подготовить сообщения или презентацию по истории промысла, художественным особенностям его продукции, но т показать продукцию промысла: сувениры или иллюстрации и дать рекламу этой продукции.
Время выступления учащихся 5 -7 минут.
На первом этапе учитель проводит консультации, на которых помогает отбрать материал и как можно лучше представить его, советует, как дать рекламы промысла, как лучше оформить выставку продукции( альбом, стенд, буклеты и т.д.)
2 этап. Проведение урока.
1. Вступительное слово учителя
- Особенности русского национального искусства
- География промыслов
2. Выступление групп учащихся:
- Презентация промыслов, показ продукции промысла
В процессе выступления должны быть задействованы 2-3 ученика, остальные члены группы оцениваются за оформление, помощь группе.
Рассказ учеников должен быть интересным, красочны, кратким. Может сопровождаться театрализацией. Остальные учащиеся в процессе урока , заслушивая выступления, заполняют таблицу « География народных промыслов Центральной России»
Название промысла
География Время образования Художественная особенность промысла
1. Гжель Московская область 18-19 века Керамические изделия (посуда, игрушки), фарфор, фаянс с характерным рисунком и цветовой гаммой: на белом фоне синий и цветной рисунок
2. Хохломская роспись Нижегородская область 19 век Изготовление и роспись посуды из дерева яркими красками
3. Жостовские подносы Московская область 18 век Декоративная живопись на металлических подносах: узоры из букетов и фрукты
4.Дымковская игрушка
Дымковская слобода, позже город Вятка, ныне город Киров 10-19век Глиняные игрушки ( свистульки), расписанные темперными красками с применением золота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сцены.
5.Городецкая роспись Нижегородская область 19 век Роспись по дереву ( посуда): жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры
6.Павловопосадские шали Павловский Посад Московской области 19 век Набивные шали из шерстяной пряжи
7.Сказочный мир Палеха Ивановская область 15- 17 век Миниатюрная живопись на базе иконописного искусства, шкатулки из папье маше8. Вологодское кружево Вологодская область 16-17 век Плетение тонких кружев на коклюшках из золотых, серебряных, льняных и х/б тканей
3 этап. Подведение итогов
Учитель вместе с ребятами анализирует сообщения по темам, проводит беседу по таблице. Оценки по итогам урока выставляются всем членам группы. После урока ярмарки можно посетить музей этнографии, краеведческий музей с целью изучения народных промыслов родного края.
Домашнее задание: Подготовить викторину по теме : « Народные промыслы Центральной России»; интерактивную карту « Народные промыслы Центральной России», используя интересные условные обозначения.
Рекомендации по подготовке урока- ярмарки ( для учащихся)
1. Выберите тему по интересу, изучите необходимую литературу, изучите сувениры, имеющиеся дома
2. Отберите наиболее интересный материал, изложите его в тетради или оформите в виде сообщения или презентации по плану: место и время зарождения промысла, предпосылки его возникновения, история развития, художественные особенности, сюжеты и продукция, мастера, умельцы, прославившие промысел, реклама продукции
3. Подберите иллюстративный материал, сувениры.
4. Подготовьте презентацию по теме, публично представьте, с использованием красочной продукции или иллюстраций.
Список литературы к уроку:
1. Большой энциклопедический словарь
2. « Жостово – декоративная живопись» И. Богуславская. М., 1994г.3. « Русская лаковая миниатюра» М. Некрасова
4. « Народные художественные промыслы» О.С. Попова, 2004г