Викторина Вклад ученых: физиков, механиков, химиков в дкло победы в ВОВ


Викторина
«Вклад ученых физиков и химиков, конструкторов в дело Победы над фашизмом»
1 – й ведущий: 70 лет отделяют нас от того дня, когда началась страшная для нашей страны, тогда СССР, битва с фашизмом, война за выживание многомиллионной Страны Советов.
2 – й ведущий: Многонациональный народ этой страны в борьбе выстоял, и победил, сокрушив фашизм, освободив от него Россию, Украину, Белоруссию, Прибалтику и многие другие государства Восточной Европы. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества.
1 – й ведущий: На разгром врага, на победу работали помимо воинов вся страна, ее тыл – главным образом женщины, старики, подростки, дети. Её приближали, как могли все. Сегодня мы посвящаем этой победе нашу викторину. Ее тема: «Великая Отечественная Война и ученые».
Вступительное слово преподавателя:
Великая Отечественная война для советского народа началась 22июня 1941.г. Уже 23 июня состоялась внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ, важных для обороны и народного хозяйства страны.
Уже через 5 дней 28 июня Академия наук обратилась к учёным всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нём также говорилось: «В этот час решительного боя советские учёные идут вместе со свои народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».
2 – й ведущий: Вкладу Отечественных учёных в достижение Победы посвящается наша викторина.
Вопрос 1: Подписи каких крупных учёных нашей страны стоят под этим обращением к деятелям науки всего мира?
Ответ: физиков А.Ф. Иоффе, Б.Л.Капицы, механиков А.Н.Крылова и С.А.Чаплыгина.
Вопрос 2: Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую запереть на морских базах с помощью различного типа мин секретного и грозного оружия и постепенно ликвидировать. Адмирал Н.П.Кузнецов готовил, кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла. В чем она заключалась?
Ответ: Ещё до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П.Александрова группой ученых были начаты работы по созданию обмоточного метода размагничивания судов. С началом войны эта работа активизировалась. К августу 1941г. ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятников им в городе Севастополе.
Вопрос 3 Ученых страны ждало серьезное испытание: враг наступал; его армия неумолимо двигались на восток. С первых дней войны по решению ЦК партии и Государственного Комитета Обороны началась эвакуация научных учреждений и вузов, прежде всего их прифронтовой полосы и отдаленные от нее места. Она была объявлена важнейшим государственным делом: нужно было, во что бы ни стало сохранить и ученых и научную базу страны.
Куда были вывезены в эвакуацию физические, физико-технические, химические научные институты и вузы, президиум Академии наук?
Ответ: Физические, физико-технические, химические научные институты и вузы, президиум Академии наук были перевезены в Казань.
Вопрос 4. Лозунг «Все дни фронта, все для победы!» стоял ведущим для всей научно-исследовательской работы. Что делали химики для нужд фронта и тыла?
Ответ: Советские химики содействовали развитию металлургической, машиностроительной промышленности, создавали новые металлы и сплавы для брони, пластмассы, новые составы для зажигательных смесей, топливо для ракетных установок, новые медицины и технические препараты, участвовали в поиске новых видов сырья.
Вопрос 5. Какие ученые внесли большой вклад в разработку теории взрыва, химию и технологию получения порохов и взрывчатых веществ?
Ответ. Это были химик-физик академик Николай Николаевич Семенов и физик-химик академик Юлий Борисович Харитонов.
Вопрос 6.Академик Ю. Г. Мамедалиев в 1941 г. Выполнил работу по синтезу толуола. Что такое толуола и для чего он был нужен?
Ответ. Материал использовали для производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводным минам, торпедам. Во время второй мировой войны его было произведено около 41 млн.
Вопрос 7. Знаменитый авиаконструктор С. Лавочкин писал «я не вижу моего врага – немца – конструктора, который сидит над своими чертежами в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним. Я знал, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю свою волю и фантазию, все мои занятия и опыт …. Чтобы, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнулись в военном небе, наш оказался победителем» Так думал не только С. А. Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники. Назовите новые и модернизированные типов самолетов, пушечные в серийное производство в годы войны.
Ответ. Истребитель высокого класса Ла-5 конструкции С. А. Лавочкина : самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны Як-3, созданный в конструкторском бюро А.С.Яковлева; двухместный штурмовик Ил-140 конструкции С.В.Ильюшина; пикирующий бомбардировщик Ту-2-детище конструкторского бюро А.Н. Туполева.
Вопрос 8
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели:
Этот день мы приближали, как могли.
В этой всем известной песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне.
А) Для чего использовали сталь в годы войны? И что такое сталь?
Ответ: Сталь-сплав железа с углеродом (до 2%) и другими элементами. Применялась для изготовления брони танков, пушек и др.
Б) Какова была роль алюминия?
Ответ: Алюминий использовали для производства корпусов самолетов.
В) Какую роль в военном деле играл цинк? Что такое цинк?
Ответ: Цинк- химический элемент.
Сплав меди и цинка – латунь – хорошо обрабатывается. Этот сплав использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.
Вопрос 9. В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяца, почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизоды, который связан с «Дорогой жизни». Эта дорога пролегала по льду замершего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей от неё зависела жизнь. Вскоре выяснилось, на первый взгляд совершенно необходимое обстоятельство, когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лёд выдерживал, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лёд. Руководство города поставило перед учёнными задачу: выяснить в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Учёные провели исследования и выяснили причину. Кто из научных сотрудников возглавил работу по этой проблеме? И что установили ученые?
Ответ: Павел Павлович Кобеко. Установили, что главную роль играет деформация и распространяющие от неё по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35км/ч: если транспорт шёл со скоростью; близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызывать Гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда.
1- й ведущий:
Кто про химика сказал: «Мало воевал?»
Это не так.
Я в свидетели зову химиков друзей,-
Тех, кто смело бил врага до последних дней.
Вопрос 10. Одно из открытий химиков сыграло громадную роль в спасении многих тысяч раненых.
Ответ: Широко известны работы А.Е.Фаворского и М. Ф. Шостаковского по синтезу винилбутилового эфира - густой вязкой жидкости – хорошее средство для заживления ран; она использовалась в госпиталях под названием бальзам Шостаковского.
Вопрос 11. Химики и ученые-медики в 1942г. в лаборатории биохимии микробов под руководством микробиолога З, В, Ермольевой развернули работу по созданию отечественного пенициллина. Что такое пенициллин и для чего он нужен?
Ответ: Пенициллин - лекарство, антибиотик. Получают естественным или синтетическим путем. Используют для лечения гнойных ран, воспалений.
Вопрос 12. Флаттер - это слово наводило ужас на летчиков – испытателей в предвоенные годы. Но вот в борьбу с этим, тогда таинственным явлением, вызывающим разрушение самолетов в воздухе, вступили математики и механики. После того, как профессором М.В.Келдышем была разработана математическая теория флаттера, таинственность этого явления исчезла. Ученым были даны рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов из-за флаттера. Что это за явления?
Ответ: Флаттер - это сочетание изгибных и крутильных колебаний крыльев, хвостового оперения и других элементов самолета. Возбуждение колебаний происходит самопроизвольно, причем с большой амплитудой и ведет к разрушению машины.
2-й ведущий:
Говорит пехота: Чистая работа!
Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.
Воевать охота, - говорит пехота,-
Раз у нас такая пушка есть!
Эти стихи написаны военным врачом С. Сёминым на фронте в июле 1942
Вопрос 13. О каком оружии говорится в этих строках? Что оно представило собой с точки зрения физики? Когда и где впервые применено? Кто из ученых и конструкторов работал над созданием?
Ответ: Оружие - «катюша». «Катюши» - реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июня 1941 году в Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флёрова. Созданию оружию предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н. Т. Тихомирова, В. А. Артемьева, Б. С. Петропавловского, Г. Э. Лангемака, И. Т. Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано конструкторское бюро во главе с В.П. Барминым.
Вопрос 14. Вклад учёных в достижение победы над фашизмом был бы более значителен, если бы начиная с конца 20-х годах глава страны И. В. Сталин шаг за шагом не «подрубал». В 1937-1938 годах по стране прокатилась волна массовых репрессий, направленная и против интеллигенции, ученых, конструкторов инженеров. В результате погибло светлых умов, в том числе « отцы знаменитого реактивного миномета «катюша» Георгий Эрихович Линемак и Иван Терентьевич Клеймёнов. Десятки и сотни талантливых ученых-физиков работали в «шарагах» (тюрьмах для талантов), которые назывались вполне пристойно «Особое техническое бюро» Кто из деятелей техники, ставших потом гордостью страны, трудился там? Назовите хотя бы двух.
Ответ: Андрей Николаевич Туполев - конструктор самолетов марки «Ту» и Сергей Павлович Королев - конструктор первых отечественных ракетно-космических систем.
Вопрос 15. 9 мая 1945 г. В. 21.00 из тысячи репродукторов, установленных по всей Москве, раздался голос Верховного Главнокомандующего , поздравившего народы СССР с Победой. Диктор всесоюзного радио Юрий Левитан взволнованно – торжественным голосом зачитал последний приказ (приказ № 369), в котором ознаменование разгрома врага предписывалось произвести салют тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий. В воздух взвилась красная сигнальная ракета. Соли какого элемента обусловили ее окраску?
Ответ: Соли стронция.
Подведение итогов и вручение призов победителям
Пояснение: Во время викторины между вопросами звучали песни и стихи о Великой Отечественной войне, викторина сопровождалась показом презентации.