Обострение политической борьбы после смерти Сталина


Конспект урока по теме: "Обострение политической борьбы после
смерти Сталина" 11 класс

Методы: частично-поисковый, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентация PowerPoint
фрагмент видеофильма “Холодная война”(речь Л. Берия на похоронах И. Сталина)
схемы:
«Восстановительный этап в СССР»
«Этапы внутрипартийной борьбы 1953-1958 гг.»
«Коллективное руководство»
Цели:
Обучающие:
формирование представления об альтернативах политического развития СССР, которые имели место после смерти И.В. Сталина, показав их через персоналии лидеров партии и страны;
разъяснить противоречивость оставленного И.В. Сталиным политического наследия;
уяснить, почему в стране необходимы были политические перемены и по каким возможным путям они могли проводиться;
научить обобщать, систематизировать и анализировать исторические явления, выбирать главное, давать личностную характеристику и оценку лидерам страны и партии, делать выводы;
Развивающие
развитие познавательного интереса к истории,
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи,
развитие умения работы с различными источниками информации;
развитие компетентностей: хронологической, информационной, речевой, логической, аксиологической.
Воспитательные:
воспитание у учащихся интереса к истории страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа;
воспитание толерантного отношения к различным политическим силам.
Основные персоналии: Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев.
Основные понятия: тоталитаризм, государство, коллективное руководство, конформность, КПСС, ЦК КПСС.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Опережающее задания: подготовка информационного материала по теме урока.
План урока.
Организационный момент.
Подведение учащихся к изучению новой темы.
Актуализация знаний учащихся.
Изучение нового материала:
Смерть И.В. Сталина и
Борьба за власть.
Реформы Н. Хрущёва
Закрепление нового материала.
Итог урока.
Домашнее задание
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1. Подведение учащихся к изучению новой темы. (слайд 1)
Учитель: возврат страны к довоенной модели развития означал для страны скатывание в пучину экономического и политического кризиса. Страна была поставлена перед необходимостью радикальных реформ.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
Используя знания, полученные на предыдущем уроке сделайте вывод об итогах восстановительного этапа в СССР.

Восстановительный этап в СССРРазорение деревниБыстрые темпы восстановленияОшеломляющие результаты по оценкам ЗападаВыход экономики на довоенный уровеньУхудшение снабжения городов продовольствиемНедовольство советского народа в сложившемся положением в государстве, критика власти
Выявите причинно-следственные связи между смысловыми блоками.
В ходе работы на уроке вам предлагается заполнить пропуски в таблице. (слайд 2)
№ Дата Событие
1 1953 2 Избрание Н. С. Хрущева руководителем КПСС
3 Передача Крымской области РСФСР в состав Украины
4 1955 5 1956 6 Реабилитация репрессированных народов Кавказа
7 1961 8 Начало разработки новой Конституции СССР
9 Избрание Н. С. Хрущева председателем Совмина СССР
10 1964 ІII. Изучение нового материала.
1. Смерть И.В. Сталина
Учитель: Со смертью Сталина закончилась эпоха штурмового продвижения к экономическим и социальным вершинам. Но никакой народ не может постоянно приносить жизни одного поколения за другим в жертву даже самым важным задачам. Смерть вождя расколола общество на тех, кто его искренне оплакивал, для кого это стало настоящей трагедией. На тех, кто искренне обрадовался смерти тирана, только в лагерях и тюрьмах находилось 2,5 млн. человек.
Просмотр видеофрагмента «Речь Л. Берия на похоронах И. Сталина» (слайд 3)
Задача перед классом: выразить те чувства, те эмоции, которые передавал Берия, обращаясь к советскому народу.
Таким ответам, как: чувство горечи, утраты великого вождя, гениального руководителя, противопоставить мнение о том, что далеко не все в Советском союзе думали именно так. Были и те , кто встретил известие о кончине Сталина, как избавление от тирании, диктатуры.
На этом этапе следует вспомнить термин «конформность» - свойство личности подстраивать своё мнение под мнение толпы, группы.
А у партийно-государственной элиты это вызвало своего рода вздох облегчения. Многие считали, что избежали репрессий. Возникла новая для страны ситуация. Впервые за 30 лет страна осталась без вождя. Надо заметить, что ярко выраженного лидера не было. Почему? (ответы учеников)
Выделиться, проявить способности, а уж тем более способности лидера, было просто не возможно. Любой политик, который входил в круг «приближѐнных», со смертью Сталина получил возможность стать тем самым лидером, тем более что в той или иной степени каждый имел своих сторонников и противников.
Важно было выбрать правильное направление, которое поддержало бы советское общество, которое после тяжелейшей войны, репрессий ждало перемен во всех сферах жизни.
Борьба за власть
Учитель: После смерти И.В. Сталина к власти в стране пришло “коллективное руководство” (слайд 4-7)
Схема: “Коллективное руководство”

Далее учащиеся дают краткую биографическую справку по каждому из претендентов на власть
Учитель: Каждый из этих людей претендовал на роль лидера страны, что послужило причиной борьбы за власть, носившей непрерывный характер вплоть до весны 1958 года. Борьба закончилась победой Н.С. Хрущева.
Учитель характеризует основные этапы борьбы за власть. (слайд 8)
Схема: “Этапы внутрипартийной борьбы”

Работа учащихся с дополнительным источником информации. (3 группы учеников – 3 этапа внутрипартийной борьбы)
I этап. Март- июль 1953г..
Соперники в борьбе за власть

Л.П.Берия (1953) Г.М.Маленков, Н.С.Хрущев
Цель: обретение симпатии части советского общества. Именно он, руководитель репрессивного аппарата заговорил о нарушении законности.
Политическая программа
Критика культа личности.
Отказ от репрессивной политики: пересмотр и прекращение некоторых следственных дел (27 марта 1953 г амнистия для всех, у кого срок менее 5 лет), реабилитация по “делу врачей” и “мингрельскому делу”(апрель1953). Амнистия осужденным внесудебными органами (отклонена). Вывод из ведения МВД ряда подразделений, включая ГУЛАГ.
Партия должна заниматься кадрами и пропагандой, а Совмин – всем остальным.
Расширение прав Союзных республик.
Экономические приоритеты
Критикует экстенсивное развитие экономики, говорит о неэффективности колхозов и необходимости материального симулирования в них.
НО: Для многих олицетворяет прежний репрессивный курс, гл. результат амнистии с марта по июнь – 900 тыс. уголовников выпущено на свободу.
26 июня 1953 – арестован.
Декабрь 1953- приведѐн в исполнение смертный приговор. Активность Берии вызывала настороженное отношение к его «нововведениям». Столь активная позиция вызывала отторжение.
Сложился заговор, к которому были
привлечены и военные (Г. Жуков)
Инициировали «дело Берия», где предъявлены обвинения в шпионаже, предательстве и попытке свержения
коммунистического строя.
II этап. Июнь 1953г. - январь 1955 г
Г.М. Маленков (1953-1955гг). Н.С.Хрущев
Необходимо преодолеть культ личности.
Содействие Хрущеву в устранении Берии от власти.
Критика аппарата за “перерождение” (бюрократизм, взяточничество, пренебрежение интересами народа). Ставка на обновленный государственный аппарат.
Снижение цен на продукты питания и товары народного потребления.
Идея интенсивного развития экономики.
Сокращение военных расходов.
Подъем материального благосостояния народа: рост производства предметов потребления, развитие сельского хозяйства: повышение закупочных цен.
Поощрение подсобных хозяйств, введение твѐрдой ставки налога (взамен прогрессивного) на каждую сотую часть гектара (сотку) личного приусадебного хозяйства развитие колхозного рынка).
Рост влияния Маленкова, особенно со стороны селян.
Но, поняв, что на стороне Хрущѐва большинство членов ЦК, сам подал в отставку.
Опасения роста влияния Маленкова. В сентябре 1953 Хрущѐв выступил на пленуме ЦК КПСС с докладом о с/х.
Хрущѐв был избран первым секретарѐм ЦК.
Его идеи более понятны партийным кадрам, опора на которые позволила ему начать борьбу за единоличную власть.
Сохранение экстенсивного развития.
Март 1954 – провѐл инициативу, что для решения зерновой проблемы надо осваивать целинные земли.
С мая 1954 – реабилитация осужденных за «контрреволюционные преступления». Хрущев организует процесс над руководителями МГБ, виновными в фабрикации “Ленинградского дела”, а одним из организаторов этого дела был Маленков.
Сам подал в отставку. Это послужило поводом его смещения с поста главы правительства, председателем Совмина был назначен Н.Булганин.
Январь 1955 на пленуме ЦК обвинил Маленкова в смещении
акцентов с тяжѐлой промышленности на лѐгкую, в недостаточной
зрелости, в стремлении к дешѐвой популярности, в сотрудничестве с
Берия.
III этап. Январь 1955 г. – июнь 1957 г.
Н.С. Хрущѐв
“Антипартийная группа” (1957)
(Маленков, Каганович, Молотов)
1. Борьба за власть против Берии, Маленкова и “антипартийной группы”.
2. Ставка на партийный аппарат, молодую партийную элиту.
3. Реабилитация жертв политических репрессий, восстановление прав
репрессированных народов.
4. Доклад о культе личности и его последствиях на XX съезде КПСС 25
февраля 1956г.
5. Начало “оттепели”.
6. Поиск новых путей управления экономикой – начало реформирования
государственного аппарата (сокращение аппарата министерств, разделение
Госплана на две организации).
Умелое лавирование между различными политическими силами, позволило
ему сместить баланс сил в свою сторону.
Хрущѐв выдвинул встречные обвинения в адрес Маленкова, Кагановича,
Молотова.
Чуть позже избавился и от Г.Жукова, став единоличным правителем
Советского Союза. Формально власть закреплена за ним с марта 1958г. Он
стал первым секретарѐм ЦК КПСС и главой правительства.
Разоблачения Хрущѐва вызвали волну недовольства убеждѐнных приверженцев сталинской политики. Они
требовали прекратить развенчание культа Сталин.
Борьба против Хрущева, нарушающего, по их мнению, “принципы коллективного руководства”.
Требование снять его с поста первого секретаря ЦК и ликвидировать этот пост.
Найден предлог для смещения Хрущева: его призывы «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла», что было в тех условия экстенсивного развития совершенно нереально.
Требуют отказать от политики “ экономического волюнтаризма”, необдуманных и поспешных решений.
Все участники сняты с постов и отправлены в «почѐтную ссылку»: Молотов – послом в Монголию, Маленков – директором электростанции, Каганвич – управлять трестом «Союзасбест».
Ответы ребят.
Реформы Н. Хрущёва
Учитель: Победа Н.С. Хрущева означала отказ от коллегиального управления страной и возврат к сталинской практике единоличного управления.
Однажды Н.С. Хрущев сказал: “Помру я … положат люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на другую – добрые… И добро перетянет”. Прав ли оказался или нет, – попробуем разобраться, познакомившись с основными преобразованиями в СССР в 1953-1964 гг. А начнем с политической сферы. Как вы думаете, почему?
Ответы ребят.
По вопросам учитель организовывает групповую работу, в ходе которой каждая группа получает задание: заполнить схемы, используя учебный материал (учащиеся получают инструкции о заполнении схем). (слайд 9)
1 группа: “Реабилитация” (учебник Всемирн. история Бураков Ю. В. с.127)
2 группа: “XX съезд КПСС” (учебник Всемирн. история Бураков Ю. В. с.127-128)
3 группа: “Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций” (работа с дополнительным источником «ХХ съезд КПСС»)
4 группа: “Конституционный проект 1962-1964 гг.” (работа с источником «Проект Конституции)
Затем каждая группа представляет результаты работы классу
1-я группа “Реабилитация”

 
2-я группа “XX съезд КПСС”

3-я группа “Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций”

4-я группа “Конституционный проект 1962-1964 гг.”

После представления результатов работы учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Почему изменения, происходящие в политической системе общества, носили непоследовательный и ограниченный характер?
Повлияли ли эти преобразования на характер политической системы СССР?
Какой общий вывод мы можем сделать? (слайд 10)

IV. Закрепление нового материала.
Проверка и обсуждение заполненных таблиц. (слайд 11)
№ Дата Событие
1 1953 Назначение Г. М. Маленкова главой правительства
2 1953 Избрание Н. С. Хрущева руководителем КПСС
3 1954 Передача Крымской области РСФСР в состав Украины
4 1955 Отставка Г. М. Маленкова с поста главы правительства
5 1956 XX съезд КПСС
6 1957 Реабилитация репрессированных народов Кавказа
7 1961 Принятие третьей Программы КПСС
8 1962 Начало разработки новой Конституции СССР
9 1958 Избрание Н. С. Хрущева председателем Совмина СССР
10 1964 Отставка Н. С. Хрущева со всех постов
V. Итог урока
V. Домашнее задание: прочитать, ответить на вопросы (слайд 12)
§ 16, с. 135-142 (И.Я.Щупак)
§ 18, с. 127-133 (Ю.В.Бураков)
10-12 баллов - Используя материал учебника и конспект определить и обосновать свой выбор по одной из позиций: На политику Хрущѐва существует две точки зрения:
1) прогрессивный реформатор 2) сохранил сущность тоталитарного государства
7-9 баллов – «Варшавский договор» (что, когда, для чего?)
Инд-но – «Хрущёвская оттепель».
«Восстание рабочих в Новочеркасске».