Интегрированный урок русского языка Состав слова. Алгоритм разбора слова по составу 2 класс

Цель: Учить разбирать слова по составу используя алгоритм
Задачи:
Формировать умение подбирать однокоренные слова и развивать умения находить в словах корень, приставки, суффиксы, окончание, основу.
Учить их видеть орфограммы в разных частях слова, выделять их графически.
Развивать орфографическую зоркость, речь, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Отгадайте загадку (Видеоролик «Зимняя сказка»)

 Тройка – тройка прилетела.
 Скакуны в той тройке белы.
 А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
 Как махнула рукавом,
 Все покрылось серебром.
Да перед нами красавица-Зима. (Появление Зимы)
Настрой на хорошую работу.
Посмотрите какие удивительные зимние картины она нарисовала
Закутав макушки сосен белоснежным одеялом, разрисовав окна красивыми узорами, одев деревья в белоснежные одежды,покрыв землю серебром. Почувствуйте красоту Зимы -Вдохните Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Повернитесь и улыбнитесь друг другу.
Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
За активную работу на уроке Зима будет вас награждать жетонами-снежками. Подсчёт которых произведем в конце урока.
II. Чистописание.
- Откройте тетради и запишите число и предложение «Классная работа».
- Назовите буквы и буквосочетания.
Зз зи за
- Назовите буквосочетания, в котором буква з обозначает мягкий согласный звук.
- Пропишите буквы Зз и буквосочетания.
- Прочитайте слова.
зима Зима зимородок заморозки
- Объясните лексическое значение слов.
За
·морозки - легкие утренние морозы осенью или весной. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
Зима
· город в России, Иркутской области. Расположен в 230 км на северо-запад от областного центра г. Иркутска, на левом берегу реки Оки.
Зимородок - это удивительно красивая птица. Он немного крупнее воробья с необычайно ярким оперением. Верх тела его зеленовато-голубой, брюшко же - огненно-рыжее. Гнездится зимородок по береговым обрывам в норах глубиной до 2 м. Пищу - мелких рыбёшек, головастиков, лягушат добывает птица исключительно в воде, подкарауливая добычу на какой-нибудь ветке, откуда камнем падает в воду, тут же выныривает и взлетает. Не зря зимородка называют “синим рыболовом” или “рыбачком”. Зимородки улетают в августесентябре, но отдельных птиц иногда наблюдают и в октябре перед самым ледоставом. А вот в европейской части России зимородков можно увидеть и в студеную пору возле незамерзающих речных родников и стремнин, где пернатые рыболовы, подобно оляпкам, остаются на зиму.
- Что заметили? Разделите слова на группы.
- Какие слова называются однокоренными? (Слова с одним и тем же корнем и близкие по значению)
- Подчеркните орфограммы в словах.
- Как проверить орфограммы в слове заморозки? Подобрать проверочные слова.
- Какую букву нельзя проверить?
- Как называются слова написание надо запомнить? (словарные слова)
Пишем
- Словарь: Я называю слова орфоэпически. Вы произносите и записываете орфографически: декабрь, заяц, медведь, иней, коньки, пальто, салазки, январь, мороз.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте.
Составить предложение
Приход, с, зима, наступают, мороз, сильные
Какую часть слова изменили, чтобы слова стали связаны по смыслу?
Найдём главные члены предложения.
III. Актуализация.
(Коллективная работа, всё записываем в тетрадь)
- Каково лексическое значение слова мороз?
Мороз – погода с низкой температурой воздуха.
- Подберите однокоренные слова к слову заморозки. Мороз, заморозка, мороженое,
морозец, морозилка, морозильник, Морозко( Почему слово написано с большой буквы?), морозная.
Запишите слова
Выделите корень, поставьте ударение, выделите безударную гласную
А сейчас игра Блиц-вопросы
Окончание это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Основа это часть изменяемого слова без окончания.
Корень это общая (одинаковая) часть однокоренных слов.
Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
IV. Проблемная ситуация Слайд №7
- Так какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? В какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу? Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока).
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
Тема урока: Состав слова. Алгоритм разбора слова по составу.
Цель урока: научить определять части слова, разбирать слова по составу;
Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.
Для чего мы это будем делать?

V. Открытие нового.
- Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм. Прочитайте и расставьте цифрами от 1-6 последовательность выполнения разбора слова по составу



Работа по таблице в парах
Алгоритм
разбора слова по составу

1
Прочитай слово

2
Измени его и выдели окончание

3
Выдели основу

4
Подбери однокоренные слова и выдели корень

5
Выдели приставку (если она есть)

6
Выдели суффикс


Итак проверим, что у нас получилось?

Вернёмся к нашему слову – заморозки и уже, соблюдая порядок разбора, выделим в нём все его части.
Посмотрите на доску и скажите правильно ли ученик выполнил разбор слова по составу:
ЗАМОРОЗКИ (неправильный разбор слова)
ЗАМОРОЗКИ (ученик у доски выполняет правильный разбор слова по составу по алгоритму)
Устный алгоритм разбора слова «ЗАМОРОЗКИ»
Слово ЗАМОРОЗКИ имеет значение «лёгкие утренние морозы». Часть слова –И - окончание (сравни ЗАМОРОЗКОВ, О ЗАМОРОЗКАХ). Выделим основу слова ЗАМОРОЗК. Главная значимая часть слова – корень – МОРОЗ. Образовано слово с помощью приставки ЗА и суффикса К
VI. Физминутка.
Пускай снегами все заносит, (Руки через стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода, (Руки на пояс, повороты туловища влево – вправо)
Зима меня не заморозит, Не напугает никогда. (Левой рукой плавное движение вверх – вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки Танцуют за моим окном. (Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки рисует на стекле ночном. (Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)




VII. Первичное закрепление.
- Запишите слова: написанные у вас на карточках
1 вариант -зимушка, холода, зимний;
2 вариант- снежинка, прогулка, лесной.
(Выполняют ученики разбор слов по составу со взаимопроверкой, учитель ходит по рядам проверяя )
Вывод:
«Доскажи словечко»
Слово по составу верно разбирай: Первым, окончание всегда выделяй, На основу внимательно смотри, Корень, поскорее, ты у нее найди, Приставку и суффикс в конце определи.

VIII. Откройте учебник на стр 97
Какое слово задумано
Упр. №3 стр. 97 Читаем задание упражнения ( 1 ученик работает у доски)
Ответ: Подкормка. Запишите слово на новой строке и разберите слово с помощью алгоритма по составу.
- Какое время года трудное для животных? Почему?
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом.
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. (Александр Яшин)

- Мы с ребятами тоже решили помочь птицам – изготовив кормушки. Это будет наше первое коллективно-творческое дело!
Вы сегодня очень хорошо поработали и получаете
Творческое домашнее задание на выбор (на карточках в ваших дневниках)

По опорным словам составить текст на тему «Зима»
Опорные слова: дерево, кормушка; синичка, ветка; елка, стая, воробьи.
Составить синквейн на тему «Зима».
Упр. №2 стр.96
Х. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока.
- Какое вы открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова)
«Закончи предложение»
-Подсчитайте жетоны
Вы Активно работали на уроке:
-А теперь оцените сами свою работу на уроке.
На столе у вас 2 снежинки. Если вам урок понравился и всё у вас получилось поднимите синюю снежинку, если были затруднения и не необходимо работать над темой дополнительно- белую.
Включить музыку Зимняя сказка
Я благодарю вас за урок. А теперь подарки от красавицы Зимы, ведь декабрь это месяц подарков- преддверие Нового года. С наступающим Новым годом!
Денисова Ангелина раздает подарки в красивом платье Зимы под музыку.
Литература
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







































Интегрированный урок русского языка, окружающего мира,
литературного чтения.
2 класс.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 15
х. Садовый
Дука Марина Владимировна
2014 год.

"Состав слова.
Алгоритм разбора слова
по составу" Заголовок 2 Заголовок 315