Урок русского языка 3 класс «Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу» программа 2100


Учитель: Щукина Елена АфрикановнаПредмет: русский язык
Класс: 3
Тема и номер урока в теме: урок №63 «Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу»
Учебник: «Русский язык», 3 класс, Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.БАЛАС, 2013
Цель:
-Развитие умений разбора слова по составу, чтение схем состава слова.
Задачи :Познавательные:
-развивать умение извлекать информацию из схем;
-представлять информацию в виде схемы;
-на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные:
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебником.
Коммуникативные:
-развивать умение слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-развивать умение работать в группе.
Личностные:
-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядно-словесный, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности на уроке: самостоятельная, фронтальная работа, работа в группах.
Ход урокаОрганизационный
- Соберите пословицы и разделитесь на группы
Друг познается в беде.
Друга за деньги не купишь.
Без друга в жизни туго.
За дружбу дружбой платят.
- О чем наши пословицы? ( о дружбе)
- Значит, мы сегодня будем работать в группах дружно, помогать друг другу.
-Запись даты урока в тетрадях.
2.Актуализация знаний.
- Запишите слова:
1) Учебное помещение для занятий. (5 букв) – класс
2) Верхняя женская или мужская одежда (6 букв) – пальто
3)Корм для лошади (4 буквы) – овёс
4)Защитник отечества (6 букв) – солдат
5) лиственное дерево с белым стволом (6 букв) – берёза
6) Много пойманной рыбы. Хороший …(4 буквы) – улов
-Подчеркните последние буквы в каждом слове и подумайте о чем сегодня будем говорить на уроке. СОСТАВ
- Какое значение может иметь слово СОСТАВ?
СЛОВАРЬ (Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое)
3.Повторение определений
- У вас на карточках записаны незаконченные предложения. Вам в группе надо дописать и затем объяснить свой ответ.
-Назовите части слова….
- Почему корень – главная часть слова? (Заключено общее значение всех однокоренных слов)
-Что такое основа? (Часть слова без окончания)
-Что может входить в основу?(Корень, корень и приставка, корень и суффикс, корень, приставка и суффикс, два корня)
-Проверка задания
4.Работа в группах
- Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ СЛОВО
Походка Слово Сестрицы Река Пословица
Налетели Ученик Куст Молчит Научит
Коньки Мудрец Старость Домик Мудрость
-Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение? (Необходимо изменить окончание слова мудрость)
-Составьте и запишите пословицу (Пословица научит мудрости)
5.Изучение нового материала .Самостоятельное выделение алгоритма разбора слова.
- В каком порядке нужно разбирать слова по составу? С чего начнем?
Откройте учебник на стр.159, найдите алгоритм разбора слова по составу и в своих группах разберите слова, следуя инструкции.
ПОСАДКА ЗАВАРКА ПОБЕЛКА ПРИСКАЗКА
ГРЯЗНЫЙ ЧАСОВОЙ КАПУСТНАЯ ПОЛОСАТЫЙ
ДЕВОЧКА ГНЁЗДЫШКО СКАЗОЧКА ЛИСЁНОК
-Проверка задания
6.Применение знания порядка разбора слов по составу. Развитие умения работать по алгоритму.
- Из своей группы выберите одного ученика, который объяснит у доски порядок разбора слова по составу.
БАБОЧКА ПРИМОРСКИЙ ЗИМУШКА ЛИСОНЬКА
7.Закренление полученных знаний
1) Подберите к схемам слова
Осиновая Тигрица Взломщик
Перелесок Находка Лошадь
ива Настройщик Карета
2)Составь схемы к каждой группе слов
Перекличка
Повестка Слезинка
Водяной Запахи
повара Глаза
Белка 8.Коллективная работа
На слайде – стихотворение И .Токмаковой.
Береза.
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
(И. Токмакова)
-Прочитайте стихотворение
- Выпишите однокоренные слова, выделите корень. (Расческу, прическу, расчесала)
- Что еще общего у этих слов? (У двух одинаковая приставка –расческа, расчесала; одинаковый суффикс – расческа, прическа)
-Какие есть еще слова с суффиксами? (Речку, косичку)
9.Рефлексия
- Сегодня на уроке:
Я не знал(а)… Теперь знаю…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Мне было легко, потому что…
Мне захотелось…