Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству Радуга. 1 класс.


Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «РАДУГА». 66 часов. 1 класс.
Пояснительная записка.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
    Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием
Настоящая программа создает условия для формирования духовной культуры, социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у него интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа включает в себя основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство.
Цели программы:
– развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности;
– формирование у ребёнка устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи программы:
– создавать условия для развития эмоциональной и интеллектуальной деятельности первоклассников;
– расширять представления о многообразии видов изобразительного искусства;
– развивать коммуникативные качества учащихся;
– вырабатывать у учащихся необходимые практические умения и навыки;
– учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий; овладевать выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
– приобщать школьников к народному искусству;
– развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
– воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
– помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Эти результаты в обобщённом виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам учащихся.
Личностные результаты освоения курса ИЗО в 1 классе:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса ИЗО.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, чтением. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться работать по предложенному плану;
•учиться совместно с преподавателем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
• делать предварительный отбор необходимой информации из различных источников (рисунок, таблица, видеофрагмент, репродукция);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива;
• сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
Коммуникативные УУД.
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ожидаемые результаты.
По окончании 1 класса учащиеся должны:
называть:
– художественные инструменты и материалы (акварель, гуашь, карандаши, кисть);
– основные цвета;
– несколько произведений известных художников (2-3);
иметь представление о
– композиции;
– народных художественных промыслах (дымковская глиняная игрушка, хохломская деревянная посуда, богородская деревянная игрушка);
различать:
– теплые и холодные цвета;
– формы линий (прямая, волнистая, ломаная);
– узор от орнамента;
уметь:
– выбирать горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги в зависимости от изображаемого предмета;
– правильно выбирать величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
– работать гуашевыми красками и выбирать кисть для работы;
– работать с пластическими материалами (пластилин);
– работать карандашом, проводить линии разной формы;
– составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур или стилизованных  изображений растений;
– составлять иллюстрации;
– использовать знакомые художественные термины в описании художественных  произведений или работ учащихся.
Содержание курса внеурочной деятельности. Формы организации и виды деятельности.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные: развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание музыкальных произведений). На занятиях используется весь объём художественно-творческого опыта младшего школьника, полученный им на занятиях в детском дошкольном учреждении, на уроках литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Программа способствует:
– развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
– помощи в самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
– формированию понятия о роли и месте изобразительного искусства в жизни;
– освоению современных видов изобразительного искусства;
– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
На занятиях используются различные формы деятельности: беседы, игры, экскурсии, конкурсы, викторины, практические и тренировочные упражнения, просмотры видеоматериалов, практикумы.
Занятия кружка включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность воспитанников.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Во время проведения практической части дети учатся работе с различными художественными материалами, аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Место курса в учебном плане
Изучение курса начинается в начальной школе с 1 класса. Объём занятий – 66 часов по 2 часа в неделю. Занятие длится 35 минут. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Искусство».
Изобразительное искусство даёт широкие возможности для проведения школьных конкурсов, выставок достижений учащихся, оформления праздников.
Важность этого курса для младших школьников подчёркивается тем, что «Изобразительное искусство» рекомендовано для внеурочной деятельности новым стандартом.
Содержание курса
Распределение часов по видам занятий
№ п/п Вид занятийКоличество часовтеорияпрактика1 Введение. Правила техники безопасности1 2 Рисование с натуры (рисунок, живопись)  8
3 Рисование на темы 12
4 Декоративное рисование10
5 Лепка 22
6 Беседы об изобразительном искусстве с просмотром видеоматериалов, музейная педагогика 4 7 Экскурсии 6 8 Выставка рисунков и поделок3 Итого: 66 часовТематическое планирование

п/п ДатаНазвание разделов и темКоличество часовФормы организации занятия1 Правила техники безопасности. Введение. Что нам расскажет мир красок. Цвет. Цветовой круг. Палитра. 1 беседа2 Рисование на тему: «Какого цвета радуга?» 2 игра3 Экскурсия в школьный огород «Осенний букет». 2 экскурсия4 Лепка: «Листопад». Плоскостное изображение. 2 практическое занятие5 Рисование на тему: «Моё настроение в этот осенний день». Занятие-релаксация. 2 пленэр:
практическое занятие6 Лепка: «Зоопарк». Формирование композиционных навыков. 2 практическое занятие, игра7 Декоративное рисование: «Сказочная птица».
2 игра,
практическое занятие8 Лепка: «Рыбка». Плоскостное изображение. 2 практическое занятие9 Рисование с натуры. «Овощи и фрукты – различные продукты» (гуашь). 2 тренировочные упражнения10 Лепка: «Осенний урожай. Фрукты и овощи». Знакомство с объёмом. Лепим отгадки к русским народным загадкам об овощах и фруктах. 2 игра,
тренировочные упражнения11 Рисование с натуры. «Кувшинчик и яблочко» (карандаши). 2 практическое занятие12 Лепка: «Червячок в яблочке». Знакомство со средствами выразительности практическое занятие13 Рисование на тему: «Праздничный наряд». Игра-конкурс «Модники и модницы». 2 игра-конкурс14 Декоративное рисование: «Весёлый праздник – Новый год». Изготовление поздравительной открытки2 практикум15 Рисование с натуры: «Красивая ёлочная игрушка – шарик» 2 практическое занятие16 Беседа: «Сказочные герои в живописи В. Васнецова». 2 беседа, просмотр в/материалов
17 Лепка: «Декоративные маски фантастических сказочных персонажей сказок» 2 практическое занятие18 Иллюстрирование: «Сказка – ложь, да в ней намёк…». 2 игра, практическое занятие19 Декоративное рисование: «Сказочная веточка». Знакомство с мастерами Полховского Майдана. 2 тренировочные упражнения20 Декоративное рисование: «Куколка-матрёшка». 2 практическое занятие21 Рисование с натуры: «Комнатный цветочек – любимый росточек» 2 викторина,
практическое занятие22 Лепка: «Кактус в горшке» 2 практическое занятие23 Декоративное рисование: «Фантик для конфеты». 2 практическое занятие24 Лепка: «Цветы для мамы». Лепная картина. 2 практикум25 Лепка: «Цветы для мамы». Лепная картина. Продолжение темы. 2 практикум26 Экскурсия. «Природа весной» 2 экскурсия
27 Иллюстрирование: «Сказочный домик моего любимого героя» 2 практическое занятие
28 Лепка: «Натюрморт из чайной посуды» 2 практическое занятие,
игра29 Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее. Русские художники-пейзажисты. 2 просмотр в/материалов, беседа
30 Рисование на тему: «Моё настроение в этот весенний день». Занятие-релаксация. 2
практическое занятие31 Лепка: «Бабочки». Знакомство с симметрией. 2 игра,
практическое занятие32 Рисование на тему: «Воздушные шары» 2 игра,
практическое занятие33 Выставка детских рисунков и поделок по итогам года 3 выставка работМатериально-техническое обеспечение внеурочной деятельности ЛитератураАксёнов Ю.Г. Цвет и линия. – М., 1986.
Алексеева В.В. Что такое искусство. – М., 1986.
Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993.
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учебно-методическое пособие. – Ростов р/Д: Феникс, 2006.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 2005.
Ватагин В.А. Изображение животного. – М., 1996.
Волков Г. . Изобразительное искусство: Словарь – М., 1999.
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2007.
Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1992.
Мид Л. Культура и мир детства. – М., 1988.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь: Учебник для 1 класса. – М., 2009.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации./ Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. – М., 1981.
Русская изба: Внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь: Иллюстрированная энциклопедия. Авт.-сост. Д. Баранов, О. Баранова, Е. Мадлевская и др. – СПб., 1999.
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми – по ступенькам творческого роста: Дополнительное образование, 2004. №7.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 1981.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. – М.: Просвещение, 2005.
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1981.
ФГОС НОО. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсыhttp:// www.sci/aha.ru/ATL/ra21c.htm .
http:// www.wwf.ru – Всемирный фонд дикой природы.
http:// edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm – Интернет-сайт «Общественные ресурсы образования».