РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ (ФГОС)


РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ПО ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
Тема урока: «Классификация текстильных волокон. Волокна натурального происхождения»Место урока в КТП и изучаемой теме: 20 урок по КТП, первый урок изучаемого раздела.Цели урока: дидактическая – ознакомление учащихся с классификацией волокон; с историей возникновения и производства хлопчатобумажных тканей; формирование понятий: материаловедение швейного производства, натуральные волокна, химические волокна; предметных умений: определение отличительных признаков х/б и льняных волокон; способов деятельности: описывать х/б и льняные волокна, классифицировать волокна по принадлежности к тому или иному типу по происхождению и способу получения; образовательная – формирование представлений о природных ресурсах как о сырье (в рамках темы «Классификация волокон»), навыков исследовательской работы; развивающая – формирование представлений о значении таких растений как хлопок и лён (эстетическом, утилитарном) в жизни человека через предъявление материализованных объектов - «образцов» (иллюстрации, слайды, ткани, нитки, швейные изделия); понимание значения труда людей, занятых в сельском хозяйстве, развивать способность к обобщению и классификации.воспитательная – формирование осознанного понимания бережного отношения к природным ресурсам, уважения к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.Ожидаемые результаты: будут сформированы представления о классификации текстильных волокон; свойстве нитей основы и утка, свойстве тканей из натуральных растительных волокон; эксплуатационных, гигиенических и эстетических требованиях, предъявляемых к одежде из различных материалов. Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная и групповая. Межпредметные связи: история, биологияМетоды и формы работы: 1.объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, презентация); 2. репродуктивный (кроссворд).Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая УУД: Познавательные - Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт- Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Регулятивные -Уметь высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, слайдом.Коммуникативные -Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные -Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. -Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Средства обучения: Компьютер, презентация, иллюстрации, учебник, тетрадь.Наглядные пособия: пособия «Хлопок», «Лён», образцы: волокон из хлопка и льна, ниток, тканей, швейных изделий.Технологическая карта урока «Классификация текстильных волокон. Волокна натурального происхождения»
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Ресурсы
Орг. момент Настраиваю на продуктивную работу в ходе урока. Предлагаю подумать над тем, какие новые знания сегодня получат учащиеся. (Из учебника знают название нового раздела) Настраиваются на рабочий лад и получение новых знаний. Посмотрите на своё рабочее место. Оцените себя, готовы ли вы к уроку?
Изучение нового материала
Мотивация к учебной деятельности через проблемный вопрос. Осмысление проблемы, нахождение ответа на поставленную проблему, используя свой жизненный опыт и имеющиеся знания. -Подумайте, что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду? (Рассматривают образцы швейных изделий, рассуждают о их пользе). Образцы швейных изделий
Проблемное объяснение нового знания (сопровождается презентацией). Активизируют познавательную деятельность, пытаются найти варианты решения проблемы. Работают индивидуально, записывают на листочках пути выхода из сложившейся ситуации Лист для самостоятельной работы
Использую парную или групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Знакомство с новым разделом «Материаловедение».
Что в этом разделе мы будем изучать? Работа в парах. Знакомятся с понятием «материаловедение».
1.Анализ слова «материаловедение». Через анализ слова составляют определение нового раздела. Запись формулировки (по мнению учеников) на лист бумаги.
2. Предположите, о чём мы будем говорить на ближайших уроках и сегодня? 1Лист, ручка.
2.Запись на доске: «Я предполагаю, что сегодня на уроке узнаю…»
Нацеливаю на сравнение, формирую умению анализировать. Анализ определений на листе (своих) и в учебнике. Проведите сравнение того, как дали объяснение в парах и написали вы и какая дана формулировка в учебнике. Проанализируйте! Учебник, стр…
Обобщаю информацию, что же такое «материаловедение» и переходим к материалу темы урока. Формулируют определение самостоятельно. Запишите определение в тетрадь. Слайд с определением.
1.Планирую и организую работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. Даю задание рассмотреть схему. Рассматривают и работают со схемой «Натуральные и химические волокна» Позже зарисуйте схему в тетради. Схема на слайде.
Помогаю обобщить информацию по слайду для дальнейшей работы по теме урока. С помощью рассмотренной схемы учащиеся формулируют тему первого в разделе урока «Классификация текстильных волокон», ставят цель урока. 1.Запишите подтему в тетрадь.
2. Вернитесь к схеме и оформите её в тетрадь. Рабочая тетрадь.
Даю задание отобрать информацию по теме.
(Информация на перспективу: с химическими волокнами мы будем работать на следующих уроках) Выделяют часть схемы о натуральных волокнах.
Выделите в схеме ту часть, с которой мы будем работать на этом уроке.
Почему выбрали именно эту часть? Тетрадь.
Формулирую, что должен научиться делать ученик на данном уроке. Мотивация на изучение материала: В конце урока мы будем должны ответить на вопросы:- Что значит ткань растительного происхождения?- Как и из чего их получают? А главное запастись знаниями, которые обязательно пригодятся вам в жизни! Рассматривают выписанные на обратной стороне доски вопросы и настраиваются ответить на них в конце урока, получив нужные знания в ходе рассмотрения темы. Прочитайте вопросы.
Запись на доске.
1.Первичное знакомство с понятийным аппаратом темы.
2. Давайте подробнее поработаем с терминами и понятиями, которые нам встретились.
3. Знакомство с льном и хлопчатником. Формирование системы понятий по данной теме.
Работа с терминами.
Рассматривают наглядные пособия «Хлопок», «Лен»,
Учащиеся получают дополнительную информацию о растениях: льне и хлопчатнике. 1.Работа с понятием «волокна растительного происхождения».
2. Переход к растениям, из которых производят ткани (Хлопок, лен, крапива, конопля, джут, кенаф). 3.(Сообщения 2-х учеников, которые нашли дополнительную информацию в энциклопедии) Карточки с названием и изображением растений.
Наглядные пособия «Хлопок», «Лен».
Слайды.
Создаю «точку удивления» по методу «А знаете ли вы, что…».
Привожу несколько удивительных фактов и направляю на поиск дополнительной интересной информации. Работа с информацией в группах (три группы). Чтение текста.
Обобщение информации и рассказ наиболее интересного для остальных групп. Выделение нужной информации маркером (в старых журналах), подчёркивание карандашом.
Работа с исторической справкой о произрастании данных растений в Индии, Китае, России. 1.Познавательные журналы о растительном мире.
2.Интернет-ресурсы.
3.Энциклопедии.
1.Вернёмся к процессу производства тканей. (Открываю слайд с этапами производства).
2. Знакомство с видами хлопчатобумажных тканей
3. Обобщаем информацию.
1.Используя название этапа и имеющиеся знания, объясняют что на данном этапе производства делают.
Выделяют уже известные им ткани (бязь вельвет сатин ситец)
3. Делают выводы, обобщают. 1.Объясните названия этапов:
Чесальный цех
Ленточный цех
Ровничный цех
Прядильное производство
Ткацкое производство
Отделочное производство
Запишите и запомните виды хлопчатобумажных тканей: байка батист бумазея бязь вельвет канва сатин ситец тик фланель Слайды.
Тетрадь
Закрепление нового материала Первичное закрепление во внешней речи.
Посмотрите на доску, в тетрадь, вспомните, о чем мы говорили и ответьте на вопросы:
Отвечают на вопросы учителя, учебника. Из каких растений можно получить ткань?
Какие изделия можно сшить из тканей растительного происхождения?
Что такое ткачество? …
Люди каких профессий занимаются ткачеством и изготовлением одежды? Учебник.
Иллюстрации.
Контроль А теперь давайте попробуем разгадать кроссворд. Он покажет, как вы поняли тему урока.
Оцениваю работу учащихся, комментируя оценки. Самостоятельная работа с кроссвордом. 1.Взаимооценивание кроссворда.
2.Проверка правильности решения кроссворда и правильности его оценивания соседом с помощью слайда с правильными ответами. Решают.
Проверяют.
Сверяют свои ответы с ответами на слайде. Раздаточный материал.
Слайд.
Рефлексия Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организую подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем ещё предстоит работать?)Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют, рассуждают о результатах урока, верными ли оказались их предположения? Возвращаются к записи на доске: («Я предполагаю, что сегодня на уроке узнаю…»)
Сравнивают свои предположения в начале урока с новыми знаниями, полученными в ходе изучения темы. Запись на доске.
Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания разного уровня сложности Записывают д/з, проанализировав уровень сложности и подобрав его для себя. На выбор:
1.Прочитать информацию в учебнике, выделить самое значимое и законспектировать. Для этого можно письменно ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Найдите интересную информацию про ткани, о которых вы узнали сегодня (интернет, энциклопедии, доп. литература) ….
3. Найти любую дополнительную информацию по теме и оформить её в виде реферата или презентации. Дневник.