Творческий проект по декоративно-прикладному искусству Шерстяная акварель.Полевые цветы


«Полевые цветы»
(шерстяная акварель)
Автор: Михайлова Елена (14 лет) – 8 класс
(23.03.2002г.)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23 им. Героя Советского Союза Ачкасова С.В.»
Курского района Курской области
Кружок «Палитра»
Педагог: Слободяник Валентина Михайловна

2016 г
Аннотация
(Размышления и впечатления Михайловой Елены )Я часто рассматриваю картины из шерсти. На выставках, в журналах. Самые теплые, самые волшебные ощущения от созерцания этого чуда! Я задалась целью: обязательно «напишу» картину, свою картину. Мягкую и нежную!
Шерсть куплена. Яркая и мягкая. Несколько пробных вариантов: подсолнух, не совсем удачная роза. Но так хочется чего-то милого и мягкого!
Однажды листая журналы о природе, я обратила внимание на фото букета полевых цветов. Мечта обрела четкие очертания.
Подбор цветовой гаммы шерстяных прядей, рамка формата А-3 (я замахнулась на большой размер).
Процесс работы захватил меня. Очень хотелось добиться реальности цвета, объема. Да, на бумаге работать красками проще. Но ведь «писать» шерстью интереснее и необычнее.
За один прием выполнить задуманное не получилось. Два дня по несколько часов (время летит очень быстро) и вот результат – букет. Мои любимые васильки и ромашки! Мне нравится. Получилось! Ура! Для такого чуда подойдет рамка белого цвета. В таком обрамлении цветы стали еще нежнее.
А вообще техника рисования шерстью позволяет использовать удивительные свойства этого материала, заменяя краски. Волокна сухой шерсти разных цветов послойно накладываются друг на друга, как мазки краски, а затем оформляются под стекло. Картины получаются очень естественными и теплыми.
Шерсть позволяет делать тонкие переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку. Постепенная прорисовка деталей делает изображение на каждом этапе более явным и целостным.
Любая картина из шерсти несет тепло рук и души автора. Без позитива и вдохновения тут не обойтись!
А шерсть осталась! Еще раз попробую «написать розу». Я упрямая.
Цель работы:
1. Развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и образного мышления;
2. Развитие фантазии в использовании натуральной шерсти при создании картины;
3. Умелое сочетание традиций и новаторства при изготовлении картины из шерсти.
Задачи:
- отработка навыков и умений при работе с натуральной шерстью;
- развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, наблюдательности;
- воспитание любви к родной природе, интереса к национальной культуре, ее истории, традициям; воспитание трудолюбия, аккуратности;
- получение эстетического удовлетворения от выполнения работы;
- участие данной работы в выставках.
Ожидаемый результат: зрители проявят интерес к технике «шерстяной живописи». Натуральные материалы станут символом естественности, простоты, экологической чистоты.
Картина подарит радость всем, кто умеет ценить красоту народного искусства и любит родную природу.
Практическая значимость: картина из шерсти – элемент декора для жилой комнаты и экспонат для предстоящих выставок декоративно – прикладного творчества и «Эко-2016».
Историческая справка:
Шерсть – уникальный природный материал, тысячелетиями используемый человеком для различных нужд. Она теплая и пластичная, мягкая и приятная, шерсть не только греет, но и лечит, украшает интерьер. Кроме этого, шерсть, как никакой другой материал, даёт неограниченные возможности для воплощения самых смелых и фантастических проектов. 
История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Валяние -  самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких, а затем и одомашненных животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Валять шерсть можно несколькими способами, существенно отличающимися по технике выполнения.  1. Сухое валяние (фильцевание) - это уплотнение, сбивание и спутывание шерстяных волокон при помощи специальных игл: шерсть многократно протыкается иглой, пока не получится однородный плотный материал. Таким образом, создают игрушки, бижутерию, декоративные объемные фигурки.Иглой можно нанести рисунок на войлок или фетр, вместо красок используя шерстяные волокна.
2. Мокрое валяние (фелтинг) выполняется с использованием мыльного раствора, которым пропитывается шерсть, и при помощи механического воздействия (трения) способствует сваливанию шерсти в плотное однородное волокно. Таким способом изготавливают обувь, одежду, сумки, игрушки, броши, рельефные и объемные предметы интерьера, панно и просто полотна.
3. Нановаляние (нуно-войлок) – это популярное сейчас валяние шерстью по ткани, позволяющее получить в результате очень нежные и интересные по фактуре вещи. Шерсть, давая усадку при валянии, сжимается, увлекая за собой ткань и сжимая её. В итоге получаются красивые складки и воланы, живописные морщинки. 
Шерсть приваливается к любой натуральной ткани, но лучше всего – к тонким тканям из натурального шелка. Хотя опытные мастерицы используют и тонкий лен, и хлопок, и вискозу, даже кружева и гипюр.
4. Смешанная техника широко применяется для создания интересных фактур и рельефных композиций. В одном изделии могут встречаться все виды валяния, дополняя друг друга.
5. Техника «шерстяная живопись» - это тоже смешанная техника, позволяющая создавать живописные шедевры, используя вместо красок шерстяные волокна. 
Используемые материалы и инструменты:
- шерсть для валяния разных цветов ;- х/б ткань формата А-3 ( бязь, фланель);
- рамка со стеклом формат А-3;
- ножницы;
- пинцет;
- эскиз картины (рисунок, фото)

Последовательность выполнения работы:
- разберите рамку. На подложку закрепите белую х/б ткань (фланель, бязь).
- вытягивая пальцами длинные пряди шерсти выкладывайте фон – сверху вниз .2/3 высоты формата выложите прядями белого, желтого и светло-зеленого цвета.
- прядями серого, голубого и белого цвета выложите 1/3 высоты формата в поперечном направлении, изображая поверхность стола.
- «прорисуйте» вазу-банку, скатав тонкие жгутики увлажненными водой ладонями.
- сделаем стебли из микса зеленых оттенков в виде тонких жгутиков ,Разложим стебли по форме будущего букета.
- сформуйте кружок и подогните края снизу, разделите края на лепестки - это цветы.
- для серединок цветов скатайте влажными руками мелкие шарики из желтой шерсти и разложите пинцетом их на кружочки цветов.
- мелкие цветочки: 2 оттенка синего цвета и белого сложите вместе и скатайте плотные жгутики. Нарежьте жгуты на кусочки 0,5 см, разложите их пинцетом по периметру букета.
- шерстяной нарезкой-крошкой изображаем опавшие лепестки на поверхности стола.
- осторожно накройте изделие стеклом, и, стараясь не сдвинуть его, вставьте в рамку.
Букет полевых цветов готов!
Литература:
К. Шинковская, «Вещицы из войлока», Издательство: АСТ-ПРЕСС, 2008г.
Семенова Н.А., «Свой дом украшу я сама: пособие для учителей», М.: Просвещение, 2006г.
Фельт. Фильцнадель. «Валяние. Русский кукольный дом», М.,2008г.
Красникова Г., Бублик В., Мамонова М., М.: «Все о войлоке и фильцевании». Издательство: Агентство Дистрибьютор Прессы, 2008г.
Internet-страницы.
Приложение 1

Начальный этап работы над картиной
Приложение 2

Елена Михайлова. Работа над картиной из шерсти.
Приложение 3

Михайлова Елена, 8-А класс
«Полевые цветы»