Методическое сообщение на тему Формирование профессиональной компетентности преподавателя как эффективный способ обеспечения качества образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГОРЛОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ








МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Формирование профессиональной компетентности преподавателя как эффективный способ обеспечения качества образования.

Преподавателя Бондаренко Евгении Павловны










Горловка 2015г Формирование профессиональной компетентности преподавателя как эффективный способ обеспечения качества образования.


Качество образования – это достаточный уровень знаний и умений, умственного, физического и морального развития, который достигли выпускники учебного заведения соответственно запланированных целей обучения и воспитания.
Качество – это наиглавнейший результативный показатель образования.
Качество характеризуется такими составляющими:
качеством учебно-методической базы;
качеством педагогических кадров и профессорско-преподавательского состава;
качеством объекта обучения.
Профессиональная компетентность педагога – это интегрированная характеристика личности преподавателя, что есть совокупностью когнитивно-технологического, социального, поликультурного, психологического и персонального компонентов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности с учетом специфики предмета преподавания, достижений современной науки, личных интересов и способностей, инноваций в обществе, требований времени и т.д.

Компоненты профессиональной компетентности преподавателя:

когнитивно-технологический:
овладение разносторонними, общими и специальными знаниями, которые отвечают базовому уровню профессионального образования, владения педагогическими технологиями;
социальный:
понимание сущности социальных проблем общества, общественная ответственность, идейно-моральные качества, высокий уровень национального самосознания, знания культуры, истории родной страны, значимости своей профессиональной деятельности, её необходимости для государства, общества;
поликультурный:
осознание себя носителем национальных ценностей, единых в мире;
аутопсихологический:
эмоциональная гибкость, владение умениями психолого-педагогической диагностики, знание основ психологии, психологии межличностных контактов, владение методиками урегулирования конфликтов;
персональный:
профессионально значимые качества: симпатия, тактичность, толерантность, терпимость, умение найти в человеке позитив, доброта, справедливость, мобильность, активность, инициатива, управленческие способности;
этико-культурологический:
культура диалога, эстетическая, экологическая, валеологическая, демократическая, правовая, экономическая, информационная, педагогическая, коммуникативная, психологическая культура;
коммуникативный:
поддержание норм современной литературной речи, способность педагогического общения к ситуации диалога, т.д.;
самообразованный:
мотивация достижения компетентности, удовлетворение потребностей в постоянном профессиональном самосовершенствовании и индивидуальном росте.

К основным элементам педагогической компетентности относится:
специальная компетентность в дисциплине, что преподается;
методическая компетентность в области методов формирования знаний, умений и навыков студентов;
психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения;
дифференцировано-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности студентов;
рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

Нормативно-регламентирующие документы в вопросах образования определяют такие роли преподавателя
реформатор;
аналитик, исследователь;
мастер-профессионал;
организатор;
психолог;
- наставник, носитель социального опыта.

Приоритетные направления формирования профессиональных компетентностей преподавателя
„Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты,
если им не обучаться.”
Демокрит.

Наиважнейшим направлением государственной политики в области образования является обеспечение условий для педагогической, научной, научно-педагогической деятельности педагогических и научно-педагогических работников, условий для обучения студентов и учеников, социальной защиты участников учебно-воспитательного процесса.

Основные критерии оценивания деятельности преподавателя
1 Профессионализм
1.1 знание дисциплины;
1.2 умение:
1.2.1 насыщать учебно-воспитательный процесс психолого-педагогическим содержанием;
1.2.2 организовывать профессиональный рост студентов на всех этапах занятий (объединение групповых, индивидуальных, коллективных форм работы);
1.2.3 наполнять адекватную цель обучения психолого-педагогическим учебным содержанием, руководствуясь принципами духовности, модульности;
1.2.4 создавать программное обеспечение учебно-воспитательного процесса;
1.2.5 определять степень сложности содержания в зависимости от опыта студентов, их работоспособности и мотивации умения.
2 Творческий потенциал
2.1 продуктивные инициативные решения;
2.2 умение импровизировать, использовать методы профессиональной коммуникации;
2.3 способность активизировать и развивать творческие возможности студентов;
2.4 умение моделировать мотивационные ситуации;
2.5 творческий стиль мышления;
2.6 осознание себя творцом в педагогическом процессе стремление к новому;
2.7 высокий уровень сознательности, интеллектуальные способности и проблемное видение, готовность внедрения нового, высокая самореализация, работоспособность, инициативность.
3 Личные качества
3.1 артистизм;
3.2 ораторские способности;
3.3 умение адекватно оценивать психологическое состояние человека,
требовательность, доброта;
3.4 индивидуальность (стиль, взгляд, имидж);
3.5 внутренняя и внешняя культура, интеллигентность, педагогическая этика, такт, гуманность;
3.6 самообладание в критической ситуации;
3.7 способность мобилизовать п
·сихологический потенциал;
3.8 умение радоваться процессу труда.
1 Формирование педагогического мастерства
Педагогические и научно-педагогические работники обязаны постоянно повышать профессиональный уровень, педагогическое мастерство, общую
культуру.
2 Определение и реализация системы ценностей
К ценностям относятся способы и критерии, по которым человек оценивает явления в общественном сознании и культуре.
Система иерархии ценностей выступает как социальная регуляция наивысшего уровня.
Шкала основных областей человеческой жизнедеятельности:
духовная;
интеллектуальная;
социальная.
Ценности образования делятся на четыре группы:
собственные ценности;
ценности взаимоотношений с другими людьми;
ценности общества;
ценности окружающей среды.
Преподаватель должен выступать представителем позитивных социальных ценностей, нести идеи моральной перспективы. Отсюда требования со стороны студентов – быть улыбающимся, оптимистичным, не проявлять нервозности, раздражительности, быть добрым.

3 Взаимоотношения со студентами
Современные условия выдвигают необходимость внедрения инновационных подходов, переосмысление и пересмотр обычных установок в отношении преподавателя и студента, переход их в новую плоскость- плоскость делового сотрудничества, партнерского взаимоотношения.
Инновационные формы отношений преподавателей и студентов:
воспитание впереди обучения;
сотрудничество преподаватель-студент;
студент не объект воспитания, а его активный участник;
обучение равных равными;
партнерские отношения;
уважительное отношение друг к другу.
Отношение к студентам базируется на пяти составляющих:
приемлемость;
внимание;
уважение;
одобрение;
теплые чувства.
Техника, которая дает желаемые результаты, называется психономичной (psyche-душа, nomos-закон) .
Приемы психономического влияния:
использование юмора;
концепция ограничений;
умение спокойно решать проблемы;
умение управлять развитием стрессовых ситуаций.

4 Внедрение инновационных учебных технологий в учебно-воспитательный процесс
Инновационный – это идеи, процессы, способы, результаты, взятые в единстве качественного усовершенствования педагогической системы:
личностно-сориентированные;
интерактивные;
игровые;
кооперативного обучения;
информационные;
кейс-технологии;
треннинговые
Личностно-сориентированные технологии:
сотрудничество;
коллективное творческое воспитание;
создание ситуации успеха;
формирование творческой личности;
воспитание личностью и собственным примером;
проектная технология.
Интерактивные технологии
Эти методы способны активизировать умственную деятельность студентов, направленную на практическое усвоение материала.
«Interact»: «inter» - взаимный «act» - действовать
К интерактивным технологиям относятся:
дискуссия;
дебаты;
коллективное обсуждение проблем;
использование психо-драматических ситуаций;
круглые столы;
семинары;
диспуты;
пресс-конференции;
лекции-беседы;
бинарные лекции;
усиленные лекции.
Игровые технологии
Игра – это репетиция деятельности человека:
«Микрофон»
«Мозговой штурм»
«Займи позицию»
«Круг идей»
«Ток-шоу»
«Деловые игры»
Технологии кооперативного обучения
работа в малых группах;
работа в парах;
розыгрыш ситуаций по ролям;
работа четверками;
метод «обучая - учусь».
Информационные технологии
Использование компьютера на занятии должно быть целенаправленным и методично обоснованным, а не служить данью времени:
изучение нового материала (презентации, лекции);
закрепление знаний (тестирование, индивидуальный опрос, и т.д.);
проведение эксперимента (виртуальный мир при отсутствии оборудования).
Кейс-технологии
Это умение справляться с нестандартными ситуациями реальной жизни.
Треннинговые технологии
Треннинговые технологии позволяют реализовать потребности студентов в активной деятельности и общении, предусматривают использование разных методов.
Треннинговое обучение имеет пять моделей учебных игр:
имитация деятельности;
розыгрыш ролей;
инсценирование;
психо-драмы;
социо-драмы.

13 EMBED Equation.3 1415„Фундамент, на котором стоит школа и строится все, что делается в школе – это разносторонние знания, богатая умная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого учителя”
В.О. Сухомлинский

На профессиональное развитие преподавателя влияют внутренняя и внешние сферы
Внутренняя сфера:
самообразование;
самоусовершенствование;
саморазвитие;
самовоспитание;
самоанализ.
Внешняя сфера (метод. службы):
педсоветы;
метод.советы;
семинары;
творческие группы
и другое.
Роль методической службы в этом процессе особенная
Методическая служба реализует такие приоритетные задания по формированию профессиональной компетентности преподавателя:
формирование научно-методической среды;
формирование гибкой системы непрерывного образования педагога;
создание информационно-образовательного пространства, доступного всем:
библиотека;
интернет;
компьютерные лаборатории
определение приоритетов в области учебных технологий;
повышение квалификации преподавателей, стажировки;
организация поисковой научно-исследовательской работы преподавателей и студентов;
выставки –конкурсы педагогического опыта и творчества;
написание учебных пособий, статей в прессу;
работа с молодыми преподавателями;
самообразование.









13PAGE 15


13PAGE 14215



Педагогический оптимизм, гуманистическое направление

Педагогический такт

Методическая грамотность

Культура
речи

Знания (компетентность)

Педагогические способности

Личные качества

Педагогическая техника

Психологическая культура

Педагогическое мастерство преподавателя