Урок русского языка в 5 классе на тему: Слово и его лексическое значение


Тема урока: Слово и его лексическое значение
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Слово и его лексическое значение », организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку , гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры.
стремление к речевому самосовершенствованию; увеличение объема словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения ; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные:
владение видами речевой деятельности ; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения ( коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации).
Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым , ознакомительным и изучающим).
Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации , ресурсы Интернета; способность пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему ; умение вести самостоятельный поиск информации.
Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств, говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формировать их в устной и письменной форме.
способность свободно , правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.
Предметные:
представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества.
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический).
понимание особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка в тексте;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
Знакомство учащихся с основными понятиями лексики( лексика, лексикон, лексическое значение, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы);
обогащать словарный запас обучающихся;
2)РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие критического мышления обучающихсяразвитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать , обобщать;
формирование логических умений;
развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание целостного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Структура и ход урока:
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося На доске предложение А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью »
- Как вы понимаете эти слова А.Н.Толстого?
-Что такого необычного увидел мастер слова в русском языке? На что мы частенько не обращаем внимание?
-Выберите основные слова, характеризующие русский язык. Оформите запись в виде кластера.
- Обсудите результат в парах.
- Оцените работу соседа по парте.
- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?
- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока? Распределяют слова и осуществляют самопроверку
Дают ответ
Выделяют признак
Составляют схему
Работают в парах по заданию
Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)
Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)
Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)
Научиться определять ЛЗ слова Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения - С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.
- Какое слово получилось?
- Что такое лексика?
- Сколько слов в русском языке?
- А конкретнее?
- Почему же?
- Например
- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?
- Что такое ЛЗ слова?
- Объясните разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке.
- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы
- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод
Предоставляет слово каждой группе
- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?
- Оцените свою работу?
- Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль?
- Какие трудности возникли?
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?)
Обращается к выставке толковых словарей
Чтение стихотворения И.Токмаковой- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?) Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.
Лексика
Словарный состав языка
Много
Нельзя сказать
Какие-то слова появляются, какие-то исчезают
Приводят примеры слов
Лексикология, лексикон, лексикография
Проговаривают ЛЗ терминов
То что обозначает слово
Работа в группах по 4 человека
Анализ работ и вывод внутри группы
Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно
Оценивают при помощи смайликов
Индивидуальная работа
Не знаю значение слова…
Обратиться к толковому словарю
Слушают
Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ) Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию - Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.
Относится к кому-, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.
Старый, бывалый, опытный воин.
Успех в битве, войне, полное поражение противника.
- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу.
- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?
- Что для вас эта победа?
- Составить текст из 4-5 предложений на тему : «Победа деда - моя победа»
Представьте, что вы составители толкового словаря, которые уже выполнили свою работу, а теперь хотите проверить своё мастерство.
Дайте толкование какого-либо слова, понятия, не называя его. А мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. Выполняют задание в парах
Проверяют и оценивают
Темой ВОВ. Скоро праздник День Победы
Краткий ответ
Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи
2 работы учащиеся зачитывают к классе для обсуждения. Остальные взаимопроверка в парах.
Оценивают свою работу Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усвоенного содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса - Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Дома выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся)Дают ответы на вопросы
Не забыть о девизе урока и толковом словаре
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Приложение к уроку
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)I этап урока
«Покажи своё лицо»
Проблемное объяснение нового знанияIII этап урока
Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.
Кроссворд
1) л е к с и к о л о г и я
2) ф о н е т и к а
3) г р а ф и к а 4) л е к с и к о н
5) о р ф о г р а ф и я 6) с и н т а к с и с
7) л е к с и к о г р а ф и я
1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).
2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).
3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.
4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.
5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.
7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
Стихотворение И.ТокмаковойЛожка – это ложка.А я придумал слово.
Ложкой суп едят.Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка.Я повторяю снова -
У кошки семь котят.Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка.Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол.Плим, плим, плим…
Шапка – это шапкаИ ничего не значит -
Оделся и пошел.Плим, плим, плим…