Обсуждение на этапе Круглый стол на конкурс Учитель года


Круглый стол
Тема « Как совместить стандарт и творчество в обучении»
Свою речь я хотела бы начать с цитаты Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».
История вершится каждый день. Мы являемся частью того, что будут изучать в будущем. Я как учитель истории рассказываю своим ученикам об ошибках, достижениях, победах и поражениях прошлого. Наша жизнь движется непрерывно, появляются новые технологии, образование развивается и методики преподавания истории совершенствуются.
Общество ставит перед школой задачу не просто формирования эрудированного ученика, но творческой личности с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, способной к преобразовательной продуктивной деятельности. Одним из требований современного общества является внедрение стандартов.
Уроки истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуются в виде индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно уходит в прошлое авторитарный стиль общения между учеником и учителем.
Мы, учителя истории в условиях стандарта учим школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценке, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями.
Моя основная цель преподавания истории в школе- развитие личности ученика, это предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.
Для развития креативности и творчества в школьном возрасте есть все основания:
дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,
ищут стимулы и находят для себя проблемы,
обладают широким восприятием, богатым воображением,
легко и гибко меняют идеи, способы мышления,
испытывают интерес и увлечены своими действиями.
А как же быть с педагогом, с его творческим развитием?
Как же объединить стандарт и творчество в обучении?!
Кажется, что эти понятия- стандарт и творчество – несовместимы.
Что такое стандарт? Стандарт – это образец, которому нужно соответствовать, а также документ, например, ФГОС.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. 
На первый взгляд, чтобы работать с детьми и для детей педагогу просто необходимо быть творческой личностью.
С другой стороны, необходимо следовать и современным образовательным требованиям, придерживаться стандартов. Ведь они отражают направление развития образования в настоящем мире, выступают средством повышения качества образования, открывают возможность для повышения квалификации учителя. Ведь главная цель стандартов- развитие личности учащихся, например в ходе исследовательской деятельности, практики.
Следовательно, современные стандарты – это совместное существование учебной деятельности и творчества.
Мне кажется, что педагог будет творчески развиваться даже в условиях стандартизации образования, искать новые формы работы, если у него есть интерес к самой работе. Если у педагога есть желание самосовершенствоваться, то у него всё получится.
А совершенствоваться помогают нам наши дети, которые хотят больше знать, больше уметь. А огонь в их глазах дает нам искру к движению вперед!
Я считаю, что большинство учителей смогут применить стандартный подход без проблем, т. к. изначально во взаимоотношениях с учениками нам свойственно искать свои собственные дорожки, свои методы, пути и ключики к достижению цели. Пусть всё получается не сразу и может быть много вопросов, но так для этого и нужны стандарты. Это как раз тот инструмент, благодаря которому учитель четко понимает, что от него требует общество сегодня.
Педагогу нужно заниматься самообразованием, быть увлечённым своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным, интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий;психологом, воспитателем и умелым организатором учебно- воспитательного процесса.
Каждый учебный год я организую исследовательскую деятельность по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Направляя детей, подталкивая их к достижениям, мы учимся сами, раскрываем и свой творческий потенциал.
Школьники, особо увлеченные историей, интересующиеся родным краем, занимаются краеведческим исследованием.
Считаю, что именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников. Особенно в условиях сельской школы, где есть сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений и их традиции.
Наше общество не стоит на месте, развивается наука, информационное пространство, меняется и сам человек. Я считаю, что жить в современном обществе и оставаться на вчерашней ступени развития мы, учителя, не имеем права.
Таким образом, я считаю, что главное для учителя - быть самому творческой личностью, пробудить интерес у учащихся к творческой деятельности, , тогда не будет проблем в образовании ни «стандартных», ни «творческих». А процесс стандартизации будет только направлять в нужное русло действия педагога, а не мешать творческому развитию. Ведь без творчества нельзя работать по стандартам.