«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Управление культуры администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Школа искусств»

«Искусствояс школа» содтцд тцдцмлун сетан
муниципальнцй асшцрлуна учреждение















«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ» В МАУДО «ШКОЛА ИСКУССТВ»








Составитель:

Чекунова Жанна Евгеньевна,
преподаватель МАУДО «Школа искусств»






Сыктывкар
2017
Содержание понятий «способности», «музыкальные способности»

В толковом словаре В. Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный. Такая характеристика понимается в свою очередь, и далее определяется как соотношение успехов в деятельности.
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Задатки могут быть врожденными и рассматриваются как способности (возможно, являются результатом ранней диагностики задатков и их развития).
Если говорить о музыкальных способностях, то они рано или поздно проявляются с разной перспективой развития через звуковысотные и ритмические задатки. Это и есть ядро музыкальности. Оно является восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения дошкольника.
Хочется уточнить следующие мнения: Б.М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность»; С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений.
Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности имеет место разногласие некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе.
Занятия музыкальным искусством направлены на то, чтобы не только развивать но и выявить у учащихся способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.
Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность.
Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы ее компоненты?
Содержание программы учебного предмета «Развитие музыкальных способностей» направлено на формирование навыков и умений, приобретение детьми начальных базовых умений и навыков в области музыкального искусства.
Цель программы учебного предмета «Развитие музыкальных способностей» - введение учащихся в мир музыкального искусства, в мир творчества.
Большое внимание в программе уделяется развитию: восприятию музыки, метро-ритмической стороне музыки, элементарному музицированию, интонационной пластике, первичным певческим навыкам, развитию детского голоса. Такое комплексное освоение музыкального искусства оптимизирует фантазию, воображение, интеллект ребенка. Учебный предмет «Развитие музыкальных способностей» имеет практико-ориентированную направленность, поэтому занятия проводятся в игровой форме и основаны на активной деятельности детей. Используются следующие формы и методы работы на занятии: рассказ, беседа, «живое» музыкальное исполнение, прослушивание и просмотр видеоматериалов и репродукций, музыкально-дидактические игры, рисование музыкальных впечатлений, театрализация песни или инструментального произведения. Программа учебного предмета «Развитие музыкальных способностей» предполагает применение педагогом разнообразных музыкальных примеров, фильмов-сказок, мультфильмов, литературных сказок, стихов.
Все теоретические сведения тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся, практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к искусству.
Специфика программы учебного предмета «Развитие музыкальных способностей» предполагает использование преподавателем занятий-путешествий, занятий-концертов, занятий-праздников, занятий-сказок и т.п.
Наиболее эффективной формой занятия является занятие-игра, которое позволяет максимально активизировать внимание детей и закрепить навык в разнообразной форме деятельности. Например, разученную песню или часть мелодии прослушанного музыкального материала можно воспроизвести в виде ритма на шумовых инструментах; при воспитании внимательного восприятия музыки использовать динамические возможности голоса (от шепота до возгласа); демонстрация рукой мелодической линии; проговаривание текста во время игры «ладушки».
Инсценировка русских народных песен и попевок является благодатным музыкальным материалом, который развивает комплекс музыкальных способностей: восприятие, музыкальная память, метро-ритм, элементарное музицирование, развитие голоса. Благодаря несложному повторному материалу этих песен учащиеся успешно проявляют желание развиваться в такой форме обучения. Такую форму деятельности желательно проводить стоя в круге, т.к. преподаватель имеет возможность контролировать каждого учащегося, менять местами участников игры, корректировать задание по движению или тексту.

Музыкальная память как важное комплексное явление в развитии музыкальных способностей
Музыкальная память – явление комплексное. Рассмотрим этот комплекс. Зрительная память – один из общих видов памяти и ее значение достаточно велико для развития музыкальных способностей и эстетического восприятия музыкального искусства.
На каждом занятии желательно предлагать для просмотра и обсуждения видеоряд музыкальных инструментов и исполнителей (скрипка - скрипач, песня - певец, полька - танцор), музыкальные выразительные средства в виде образов и состояния природы (минор, мажор, быстро, медленно, плавно, отрывисто, громко, тихо). Учащиеся лучше воспринимают изображения животных и птиц. Например, иллюстрации по книгам русских народных сказок.
Тактильный вид памяти переводится с латинского как осязательный, ощущаемый, прикасаемый. Это техническое чувство, возникает как память ощущений при игре на музыкальных инструментах.
Следующий вид музыкальной памяти – это логический, который закрепляет ассоциативный ряд понятий (марш - барабан - метр, тихо - минор - плавно)
Моторная память – это не всегда запоминание движений рук и пальцев. Сформированные слуховые ощущения вступления и заключения мелодии, чувствование сильной доли музыкального метра в размере формирует точные понятия-формы.
Музыкальная память (слуховая память) считается универсальной. Проявление слуховой памяти преподаватель определяет по признакам: запоминание и воспроизведение ритма, мелодии, динамики, лада и др. При вспоминании прослушанных музыкальных произведений участвует эмоциональная память. Эта память чувств, эмоций и переживаний.
Рассмотрим характеристику каждого критерия как проявление музыкальных способностей в личности ребенка дошкольника.
К. Спинор рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп: музыкальные ощущения и восприятие, музыкальное действование, музыкальная память и музыкальное воображение, музыкальный интеллект, музыкальное чувствование.
Для вышеперечисленных групп очень важна такая способность как память.
Важной частью обучения является диагностика первичного, промежуточного и итогового уровня развития учащихся. Диагностика позволяет более точно корректировать уровень развития, подвести итог обучения, что является основанием для рекомендации дальнейшего обучения по разным программам.
В таблице диагностической ведомости имеются 5 критериев для определения динамики образовательной музыкальной деятельности. На основании таких критерий формируется первичная, промежуточная, итоговая оценка уровня музыкального развития каждого учащегося.
Содержание критериев и их диагностика
Диагностическая ведомость развития по предмету, индивидуальная карта развития – это эффективный педагогический инструмент как для определения, выявления и развития музыкальных задатков способностей у учащихся дошкольного возраста. Если на занятии созданы необходимые педагогические условия, то у детей проявляются явные или скрытые музыкальные интересы, иногда даже к какому-то из видов музыкальной деятельности.
Ранняя и последовательная диагностика природных задатков помогает выстроить последовательность и содержание обучения, сформировать из задатков именно музыкальные способности, которые дошкольник будет использовать в любой музыкальной деятельности: исполнение, слушание.
Арсенал методов и приемов педагога в работе над развитием музыкальных способностей у дошкольников и диагностикой могут быть настолько разнообразными, насколько позволяет его профессиональная подготовленность и фантазия. Но в данном возрастном периоде как дошкольник, следует максимально четко и узко формулировать задания и проводить диагностику развития.
Критерий
Действия
Что диагностировать

Развитие музыкального слуха
музыкальные ощущения, восприятие
ладовое, тембровое, динамическое, темповое изменения голоса, музыкального инструмента

Развитие ритма
музыкальные ощущения, восприятие, музыкальное действование
метроритмическая пульсация постоянная, переменная

Развитие музыкальной памяти
музыкальные ощущения, восприятие, музыкальное действование
образное восприятие-вспоминание и исполнение с достаточной точностью интонаций, ритмических рисунков, характеристика и пояснение образов музыкального произведения

Певческие навыки
музыкальные ощущения, восприятие, музыкальное действование
точность воспроизведения интонаций, ритма, объем воспроизводимой мелодии, качество вокального звука по силе и длине

Развитие слухового внимания
музыкальные ощущения, восприятие, музыкальное действование
творческие навыки, уровень наблюдения за разнообразием характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии – ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии, музыкального жанра и формы


Анализируя результаты диагностики, мы фиксируем творческие достижения дошкольников.
Мелодический слух – умение слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.
Тембровый слух - умение различать разные тембры, давать им образную характеристику.
Звуковысотный слух – умение использовать свой диапазон голоса, учиться интонировать чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги.
Чувство ритма – работа с ритмическими заданиями, умения воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения.
Музыкальная память – образное восприятие, исполнение с достаточной точностью, воспроизведение интонаций, ритмических рисунков.
Творческие навыки – использование приобретенных знаний в практической деятельности как самовыражение в музыкальной деятельности.
Таким образом, представленные компоненты музыкальных способностей: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки, являются основными критериями оценки музыкальных способностей, определяющие показатели и уровни развития.






































Литература и ссылки на интернет-ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ttp://festival.1september.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2008.
15