Презентация (творческий отчёт) по физической культуре по теме: Лучший туристический маршрут



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2










Областной конкурс
на лучший туристический маршрут
«По Донским просторам»

Номинация: Туристический маршрут
Проект: « Лучший туристический маршрут Тацинского района»
( Проект, направленный на создание сельского туризма)





Автор проекта: Севрюгин Владимир Сергеевич

(Фамилия, имя, отчество)







Ст.Тацинская
2014г
ВВЕДЕНИЕ

Любовь к родному краю, к донским степям и просторам, к традициям и обычаям казаков, к истории своей малой родины, к истории своей семьи - важное звено в гражданско-патриотическом, нравственном, экологическом, эстетическом воспитании молодёжи.
Одной из форм воспитания молодёжи является создание на территории Тацинского района туристических маршрутов по интересным местам: местам боевой и трудовой славы, знакомство с обычаями и традициями населения, создание мест отдыха и т.д.
В туристических походах получают практическое применение знания, приобретённые на уроках географии, истории, математики, которые осваиваются на уроках формально и нередко остаются балластом памяти, не находящим применения.
Так А.Г. Озеров утверждает, что «краеведческая и другая деятельность позволяет каждому творческому учителю предоставить возможность своим ученикам раскрыться «за рамками урока», расширяя их знания по предмету в пределах, зависящих от опыта педагога».
Основанием для разработки данного направления проекта послужил тот факт, что школа, общественно-молодёжные организации уделяет недостаточно внимания патриотическому воспитанию, важную роль в котором играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение родного края, прошедших исторических событий, людей, этноса, и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей. В школах имеются определённые наработки в краеведческом плане: функционируют музеи, в которых собран большой краеведческий материал об истории школ и сел, занятиях и быте населения и т.п., ведётся исследовательская работа краеведческого характера.
Для реализации проекта необходимо взаимодействие и с другими социальными объектами станицы: районной Администрации, отделом молодёжи, СДК, телевидением, районной газетой, главами сельских поселений, руководителями, библиотеками, а также с местным населением и выпускниками школ.
Маршрут разработан с учётом исторических событий, направлен на формирование школьников потребности бережного отношения к природе и истории родного края, создаются предпосылки для практического изучения истории, географии. Объекты похода – ст. Тацинская и населённые пункты Тацинского района. Протяжённость 63 км 348 м. Возраст участников похода – от 6 лет и старше - школьники, молодежь, взрослое местное население и гости станицы. Категория сложности средняя. Вид передвижения может быть различным: пеший или на автомобиле, велосипеде или с использованием лодок (сплав по реке Быстрой или реке Кагальник). Назначение маршрута весьма разнопланово: учебно-познавательное, эколого - краеведческое, спортивно – оздоровительное.
Имеется возможность ознакомиться не только с историческими объектами, но и природными достопримечательностями, а также объектами инфраструктуры нашей станицы и района. Такая форма изучения, расширяет возможности учебно-воспитательной работы средствами краеведения и полностью соответствует личностному подходу к образовательному процессу. Условия проведения требует туристического снаряжения и в зависимости от вида передвижения средств передвижения (велосипедов, автотранспорта и лодок). Количество участников в одной группе не более 15 человек. Маршрут (пеший и на велосипедах) рассчитан на 3 дня с остановками. На автотранспорте продолжительность маршрута по времени может быть сокращена до 1 дня (с 9ч до 14ч)
График движения пятница, суббота, воскресенье с 9ч до12ч.
Актуальность данного проекта обусловлена важностью патриотической, краеведческой, экологической работы на современном этапе и формированием общей культуры личностью, необходимостью знать и изучать родные места, подрастающего поколения с историей своего края.
Инновационность данного проекта заключается в исследовательской работе и умением её представить. В связи с переходом на Федеральные государственные общеобразовательные стандарты и компетентный подход необходимо создать благоприятные условия для практико-ориентированного подхода и развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации.
Творческое сотрудничество учителей и учеников, всё это должно стать многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций в эколого - краеведческом направлении, а также воспитывать у молодёжи уважение к прошлому своей Родины, своего района, села, школы.
Таким образом, данный проект ориентирован на молодёжь разного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы и истории родного края.

















Паспорт проекта: «Туристические маршруты
Тацинского района Ростовской области
Номинация

Туристический маршрут

Название
Лучшие туристические маршруты Тацинского района Ростовской области


ФИО автора

Севрюгин Владимир Сергеевич


Цели и задачи проекта
- подготовка нравственно и физически образованных, компетентных, квалифицированных личностей и специалистов, владеющих мировоззрением и общей культурой.
-воспитание любви к родному краю;
-воспитание культуры поведения молодых людей в общественных местах;
- воспитание патриотизма, трудолюбия и ответственности за порученное дело;
-углубление и расширение
краеведческих, этнографических знаний молодёжи;
-развитие туристических навыков.
-формирование культурной личности;
-формирование и развитие
исследовательских навыков;
-развитие познавательной, творческой и общественной активности молодёжи в ходе краеведческой деятельности;
-формирование чувства бережного
отношения к истории родного края;
- развитие связей на основе социального партнёрства со школами, детскими садами, Домом творчества, реабилитационным центром, СДК, библиотекой и др.



Описание маршрута № 1

1.Протяжённость, с указанием начала и окончания
Протяженность -63 км 348 м
Начало – Тацинский районный музей боевой и трудовой славы
Окончание – Храм Покрова пресвятой Богородицы

2.Тематика (познавательный, спортивно - оздоровительный, экологический, и другие)
Эколого - краеведческая,
Спортивно - оздоровительная

3.Категория сложности
Средняя

4.Вид передвижения
Пеший, автомобильный, велосипедный, на лодках

5.Целевая категория туристов (группы подготовленных спортсменов, детские или семейные группы, возрастные характеристики и другие особенности)
Группы детей, семейные группы,
взрослые жители, гости района
Возраст от 6 лет и старше

6.Условия проведения (наличие у туристов необходимой экипировки, снаряжения и др.)
Требуется туристическое снаряжение. Велосипеды, автотранспорт, лодки в зависимости от вида передвижения

7.Предполагаемое количество туристов в одной группе
15 человек

8.График движения (по дням и часам)
Пятница: с 9ч до12ч - (1 день)
Суббота: с 9ч до12ч - (2 день)
Воскресенье: с 9ч до12ч – (3 день)

9.Точное указание расположенных остановок (мест ночлега), иллюстрированный материал при наличии разметки на маршруте: оборудование места остановок, указатели и др.

Прилагается

10.Текстовое описание объектов (природных, культурных, спортивных и др.) и мероприятий (культурные и национальные праздники, спортивные мероприятия и другие события) с рекомендуемым сроком посещения в свободной форме

Прилагается

11.Картографический материал
Прилагается

12.Презентация проекта на электронном носителе
Прилагается

13.Дополнительная информация
Прилагается

Описание маршрута № 2

1.Протяжённость, с указанием начала и окончания
Протяженность - 46 км 772 м
Начало – Тацинский районный музей боевой и трудовой славы
Окончание – Храм Покрова пресвятой Богородицы

2.Тематика (познавательный, спортивно - оздоровительный, экологический, и другие)
Эколого - краеведческая,
Спортивно - оздоровительная

3.Категория сложности
Средняя

4.Вид передвижения
Пеший, автомобильный, велосипедный, на лодках

5.Целевая категория туристов (группы подготовленных спортсменов, детские или семейные группы, возрастные характеристики и другие особенности)
Группы детей, семейные группы,
взрослые жители, гости района
Возраст от 6 лет и старше

6.Условия проведения (наличие у туристов необходимой экипировки, снаряжения и др.)
Требуется туристическое снаряжение. Велосипеды, автотранспорт, лодки в зависимости от вида передвижения

7.Предполагаемое количество туристов в одной группе
15 человек

8.График движения (по дням и часам)
Пятница: с 9ч до12ч - (1 день)
Суббота: с 9ч до12ч - (2 день)
Воскресенье: с 9ч до12ч – (3 день)

9.Точное указание расположенных остановок (мест ночлега), иллюстрированный материал при наличии разметки на маршруте: оборудование места остановок, указатели и др.

Прилагается

10.Текстовое описание объектов (природных, культурных, спортивных и др.) и мероприятий (культурные и национальные праздники, спортивные мероприятия и другие события) с рекомендуемым сроком посещения в свободной форме

Прилагается

11.Картографический материал
Прилагается

12.Презентация проекта на электронном носителе
Прилагается

13.Дополнительная информация
Прилагается

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель проекта:  - познакомиться с историческими объектами, природой, людьми, достопримечательностями Тацинского района.
- воспитывать любовь к Родине, ответственность за свой край.
Задачи:
Главной целью туристско-краеведческого образования для молодёжи должно стать подготовка образованных, компетентных, квалифицированных специалистов, владеющих мировоззрением, общей культурой, патриотов своей страны.
Направления:
Эколого-краеведческое - маршрут: музей боевой и трудовой
· славы района, места боевой славы станицы и района, значимые объекты для развития и жизни людей в разные годы, природа и места отдыха жителей)
Спортивно-оздоровительное - имеется возможность со знакомством деятельности спортивного клуба, проведение спортивных соревнований и турниров на свежем воздухе (футбол, волейбол, спортивная рыбалка, скалолазание, спортивное ориентирование, шахматы и шашки и т.д.)
Форма: поход Методы: словесный, наглядный.
Формы работы с молодёжью:
экскурсии и туристические походы;
социальная реклама на телевидение;
создание молодёжных проектов и участие в конкурсах и викторинах;
внеклассная работа по предметам и урочная деятельность;
социальные опросы и мониторинги;
экскурсии по историко-культурным достопримечательностям;
экскурсии в историко-краеведческие музеи;
просмотр видеофильмов;
предоставление экскурсионных услуг;
пополнение экспозиции краеведческого музея новыми экспонатами.
Особенности содержания проекта:
- Деятельностный подход: активное участие молодёжи в работе по изучению истории родного края, в проведении массовых экологических, спортивных, краеведческих мероприятий, в пропагандистской этой работы работе.
- Системность: анализ проблем на региональном и локальном (местном) уровне, комплексное всестороннее изучение вопроса, выработка рекомендаций и плана работы;
- Спиралевидность: постепенное расширение содержания деятельности, формирование банка данных, обобщение опыта работы, освещение в СМИ и интернете положительного опыта в работе с молодёжью;
- Отчётность: ежегодная отчётность на встречах с населением, через СМИ и перед депутатами молодёжного парламента о проделанной работе и планах дальнейшего развития.
Туристические маршруты представляют собой этапы знакомства с важнейшими памятными местами и объектами станицы Тацинской и Тацинского района. Маршрут это разновидность организационного движения на местности людей для проведения учебной, научно-исследовательской, опытной, поисково-краеведческой, экологической, спортивно – оздоровительной, пропагандистской работы.
Туристско-краеведческая маршрут своеобразный учебно - обучающий «кабинет». Этим определяется ряд требований к ее организации: выбор маршрута, состав экскурсионных объектов, исследовательской работы, подготовке экскурсоводов.
Выбор маршрута
При выборе туристских маршрутов целесообразно учитывать ряд основных условий: доступность, достаточная посещаемость зоны маршрута, историческая ценность и информационная емкость маршрута.
Чтобы раскрыть смысл и основные приемы выбора маршрута необходимо дать краткую характеристику трех главных требований, которым он должен удовлетворять:
Привлекательность маршрута для посетителей это его значимость, он должна быть особенным. Это достигается через интересные, памятные места, особо привлекательные исторические достопримечательности.
Критерием выбора маршрута могут стать и наличие памятников и исторические места. Сюда входят и объекты, соединяющие в себя историческую ценность.
2. Доступность для посетителей одно из самых главных требований при проектировании маршрута. Сам маршрут не должна представлять большой опасности или сложности для прохождения ,чтобы физическая усталость не мешала способности к стремления к познания.
3. Информативность,- способность удовлетворять познавательные потребности людей. С информативностью маршрута связано и то обстоятельство, что маршруты создаются там, где есть большое количество уникальных объектов, пользующихся заслуженным вниманием и интересом у населения.
Подготовка к походу
Провести полноценный по информативности поход по маршруту непросто даже квалифицированному учителю, поскольку исторические, экологические, медицинские и другие знания требуют от руководителя похода постоянной широкой эрудиции и наблюдательности, отличного знания местных условий.
Поэтому в организации по маршруту большое значение имеет предварительная информация участников о характере объектов на маршруте, достопримечательностях маршрута.
Информацию о походе составляют на основе предварительно подготовленных исследовательских материалов. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной идеей данного проекта станет организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической деятельности молодёжи с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности гражданина, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело изучения родного края.
Конечным продуктом данного проекта должны стать следующие результаты:
- приобретение учащимися знаний истории родного края;
- прокладывание и оборудование эколого - туристических маршрутов (троп)
- овладение молодыми людьми навыками изучения и описания исторических объектов;
- более широкое практическое использование краеведческого материала в образовательном процессе;
- пропаганда исторических и экологических знаний;
- развитие социального партнёрства;
- воспитание у молодёжи правовой культуры, гражданско – правовой, экологической культуры поведения.
Системный подход в изучении родного края, в воспитании любви к и истории своего народа, ответственности и порядочности, формирование гражданско-правового мировоззрения подрастающего поколения – главная цель работы с молодёжью.






Схема похода по маршруту № 1


Районный музей боевой и трудовой славы




Мемориал «Прорыв»




х. Гремучий




Мемориал «Саланг»





х. Карпово - Обрывский





х. Маслов




х. Потапов





Храм Покрова пресвятой Богородицы в ст. Тацинской

Технологическая карта похода по маршруту № 1

Участки (этапы)
перемещения по маршруту
Места остановок
Объект показа
Про-
должи-
тельность
Основное содержание информации
Указания по организации
Методические указания

1.Районный музей боевой и трудовой славы

Улица Соревнования
Ст. Тацинская
Музей боевой и трудовой славы, главный вход.

История создания, знакомство с основными
экспози
циями
Правилами поведения у памятных мест и памятников
Рассказ и демонстрация, перечисление основных фактов возникновения музея.

Мемориал «Прорыв»
Федеральная трасса Волгоград – Ростов (202 км)
Мемориал «Прорыв»
30 мин
Рассказ об операции «Малый сатурн» и подвиге танкистов бадановцев
Рассказ о памятнике
Правилами поведения у памятных мест и памятников Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности
Участники освобождения земли Тацинской

Х. Гремучий

Молодёжный центр
Музей участников боевых действий в Афганистане и Чечне

О современных героях ратной доблести, наших земляках.
Правилами поведения у памятных мест и памятников Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности
Познакомить с известными людьми и героями войны в Афганистане и Чечне

4.Мемориал «Саланг»
Федеральная трасса Волгоград - Ростов (212 км)
Памятник БТР.
.

О современных героях ратной доблести, наших земляках.
Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности
Правилами поведения у памятных мест и памятников
Познакомить с известными людьми и героями войны в Афганистане.
Обед солдатской кухне в кафе «Саланг»

Х. Карпово- Обрывский
Церковь, родники, колодец

Церковь, родники, колодец

История хутора и церкви. Посещение родников и колодца, рассказ о силе воды.
Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности
Рассказ и демонстрация, перечисление основных фактов и событий

Х. Маслов
Лысая гора. МБОУ Масловская СОШ

Лысая гора. МБОУ Масловская СОШ

Знакомство с Белым яром. Рассказ о нём.
Скалолазание.Встреча с членами военно-спортивного клуба «Каскад». Проведение турнира по рукопашному бою (показательные выступления членов клуба
Возложение цветов к памятникам.
Правилами поведения у памятных мест и памятников
Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности
Рассказ и демонстрация, перечисление основных фактов и событий. Обед солдатской кухни.

Х. Потапов
Берег р.Быстрой,
Емелина роща, казачий пруд

Берег р.Быстрой,
Емелина роща, казачий пруд



Ромашковая поляна,- место проведения реконструкции исторических событий. Рассказ о событиях и походе князя Игоря. Каяльские чтения.
Субботник. Туристический турнир, спортивная рыбалка.
Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности
Рассказ и демонстрация, перечисление основных фактов и событий. Знакомство с деятельностью клуба «Каскад» Проведение субботника и спортивных соревнований и турниров.
Обед донской кухни (уха, борщ, сало, взвар)

Ст. Тацинская
Пл. Калинина 5
Храм Покрова пресвятой Богородицы
Храм Покрова пресвятой Богородицы
30 мин
Посещение храма. Встреча с настоятелем храма отцом Ростиславом.
Правилами поведения у памятных мест и памятников, а также святынь.
Рассказ и демонстрация, перечисление основных фактов и событий. Истории создания храма и значения православия в жизни каждого русского человека.


































КАРТА – СХЕМА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ТАЦИНСКОГО РАЙОНА







МАРШРУТ № 1

































1. Районный краеведческий музей
2. Мемориал «Прорыв»
3. Молодёжный центр в х . Гремучем
4. Мемориал «Саланг»
3. х. Карпово – Обрывский (церковь, родники, колодец)
4.х. Маслов (военно-спортивный клуб «Каскад», памятники героям)
5.х. Потапов (реконструкция исторических событий, Емелина роща, рыбалка)
6. Храм Покрова пресвятой Богородицы ст. Тацинская









13PAGE 15


13PAGE 141615