Тезис проекта — Туристический маршрут Узная свой край


Дамбажапова Саяна Данзановна,
учитель математики, МАОУ «Саган-Нурская СОШ»
РБ Мухоршибирский район, п. Саган-НурТуристический маршрут «Узнай свой край»
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».К. Паустовский
 
Что такое Родина?«Родина- отечество, родная страна. Место рождения, происхождение кого-нибудь, чего-нибудь, возникновение чего-нибудь». Любовь к Родине – в каждом из нас. Она в нас с рождения, она в нас от наших отцов и дедов.
Моя Родина-Бурятия!Моя малая Родина – это место, где я родилась, где сделала свои первые шаги, пошла в школу, нашла друзей настоящих и верных. А еще это место, где я стала Человеком, научилась отличать плохое от хорошего, творить добро, любить, где услышала  первые добрые слова и песни…
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, к родному краю. Формирование чувства бережного отношения к природе и истории родного края.
Задачи:
1)Составить и организовать туристический маршрут по родному краю.
2) Дать знания детям об истории родного края через легенды и придания.
3) Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Этапы реализации проекта:
I этап (организационный): - Собран материал о местных легендах и приданиях, достопримечательностях Мухоршибирского и Заиграевского района. (также материал заполнять)
II этап (основной) - Составлен план турмаршрута по Мухоршибирскому и Заиграевскому районам
III этап (заключительный) – Организовать турмаршрут.Участники: учащиеся 9-11 классов, родители учащихся, классные руководители, учителя
Сроки реализации: Проект долгосрочный.
Осенью 2014 года я со своим 11 классом и еще несколько молодыми специалистами, попросив, в качестве гида, геолога АО «РазрезТугнуйский» Чимитова ГомбоДабаевича съездили по достопримечательностям Мухоршибирского района. Оказалось, учащиеся не знают историю своего края. И тогда я решила организовать турмаршрут по родному краю и познакомить учащихся с историей малой родины. Дети также как и я сама были в восторге от этой поездки. Узнали много интересного и познавательного, также насладились прекрасной природой нашего замечательного края.
Начало моей работе положило сбор информации о легендах и приданиях нашего края. Легенды передаются из уст в уста, редко публикуются в средствах массовой информации краеведческого характера. Некоторые легенды и придания рассказывала моя прабабушка Норжима.
Краткое описание проекта
Проект туристический маршрут — краеведческого направления. Маршрут будет иметь два направления:
1)туристический маршрут по Мухоршибирскому району;
2)туристический маршрут по Заиграевскому району.
Мухоршибирский район:
Первая остановка: Байса. Это - гора расположена в начале улуса Кусоты. С одной стороны она покрыта густым лесом, с другой скалы. Издали эта скала напоминает огромного спящего слона. Существует легенда, которую рассказали нам старожилы. У Хапсал хана, хозяина горы, была единственная красавица дочь. Он ее любил, она была не только красавицей, но и удивительно умной девушкой. Все преклонялись перед ее красотой и умом. И вот однажды ее смертельно укусила змея.
Убитый горем и разгневанный отец велел шаманам и ламам усилиями закрыть всех змей в камнях на 300 лет. Все змеи были загнаны в скалу и закрыты, чтобы не вылезла ни одна змея, сверху уложили слона. Мы верим в эту красивую легенду, так как с тех пор в нашей местности никто не видел ни одной змеи.
Вторая остановка: Залаа баабай. Между двумя улусами Кусоты и Шинестуй возвышается святая гора «Залаа Баабай». На перевале дороги находится большой серый камень с высеченными на ней словами молитвы «мани». Сосны, растущие вокруг, разукрашены привязанными «хадаками» и разноцветными лоскутами ткани. Каждый проходящий, проезжающий мимо святого места произносит слова молитвы и преподносит дар.
По легенде давным – давно у подножия горы жила простая бурятская многодетная семья, которая занималась разведением скота, умножая свой достаток и благополучие. Но хозяин дома отличался суровым и строгим характером. Когда дети выросли, обзавелись своими семьями, то он не смог найти общий язык с детьми. Умерла жена, и он на старости лет остался в одиночестве, проклиная судьбу и детей. Так и умер в одиночестве.
Легенда гласит, что он после воплотился в хозяина (духа) горы. С длинной седой бородой и на белом коне «Залаа баабай» объезжает свои владения, покровительствует своим сородичам, исправляя ошибки людей, направляя их на путь истинный. Люди преклоняются перед «Залаа баабай», читают молитвы, просят о благополучии и удачи в делах. Во времена лихих годин «Залаа баабай» выезжает на вороном коне, в черной накидке, объезжая поле брани, вдохновляя своих сыновей на ратные подвиги, защищая их от смерти.
Удивительна и гора, где преклоняются духу «Залаа баабай», воздух чистый, и лес девственно чист. Народ бережно хранит легенду, почитая традиции и обряды своего края.
Третья остановка: Могильник – (бронзовый век-средневековье) находится на берегах речки Сутайки.
Четвертая остановка: Пещера с наскальными рисунками, расположена между улусами Бом и Нарсатуй. Недалеко от пещеры расположен Дацан Баясхалан амбайн.
Пятая остановка:Пять пальцев – по легенде племена меркитов, заселявшие окрестности данного памятника природы, поклонялись небу, и во время грома меркит вскакивал в седло и с криком: «Я - меркит» носился по степи, пуская стрелы в небо. В XII веке меркиты под натиском Темуджина (будущего Чингис - хана) и Ван- хана с Джамухой были вынуждены уйти на север в Баргузинскую долину. Вернувшись с свои земли, думая, что прогневили небо, меркиты совершали обряд жертвоприношения на останце, символизирующем кисть человека, молящего небо о прощении. Существует легенда, что другая рука находится в Монголии.
Шестая остановка: Меркитская крепость или же еще ее называют абрикосовой рощей.
По легенде много веков назад предводитель меркитского народа выкрал у Чингисхана любимую жену. Естественно, что такую дерзость простить было невозможно, и Чингисхан приказал своему войску выдвинуться в долину реки Хилок, чтобы разгромить войско меркитов и уничтожить всех представителей этого народа.
Место, которое называют Меркитской крепостью, является большим природным сооружением, но здесь неплохо сохранились следы деятельности человека. В некоторых источниках говорится о месте, где обитало племя меркитов. Место это называется Тайхалом. Оно представляло собой укрепленный пункт. Возможно, крепость, которую сейчас называют Меркитской, и есть та крепость, которая в источниках называется Тайхалом.
По словам археолога, краеведа, доктора исторических наук Алексей Тиваненко (http://ulanmedia.ru/news/395426/) .
-Та крепость, которую здесь нашли, в тех летописях упоминается как крепость Тайхал. В Тугнуйской долине находилась главная ставка меркитского хана. Как известно, мерктиты взяли в плен первую жену Чингисхана, в то время он еще был Тэмуджином. И меркиты, взяв в плен Бортэ, увезли ее в Тугнуйскую долину. В гневе Тэмуджин собрал четырехтысячное войско для ее освобождения. А крепость Тайхал как раз была пунктом наблюдения за правой стороной Хилка. И как только меркитские дозорные увидели, что к крепости подходит огромное войско, они снялись с места и поскакали до ставки. Расстояние до ставки было порядка 50 километров, дозорные скакали всю ночь. Дозорные успели сообщить своему хану о том, какое войско приближается к ним.
— Предводитель меркитов бежал на север, в Баргузинскую долину. Войско Чингисхана разбило тогда меркитское ханство. Война Чингисхана с меркитами в конце концов закончилась полным поражением для меркитов. С тех пор там остались развалины этой крепости. Многие думают, что крепость была построена по европейскому образцу, но эта крепость была иной. Это были поставленные на ребро бревна, внизу закрепленные камнями. Когда меркитов разгромили, бревна упали, а камни сохранились. Также там хорошо сохранилась дорога, которая ведет наверх. Есть и ущелье, которое со стороны обрыва специально уставлено вертикальными камнями, это делалось для того, чтобы никто туда не попал. Ну, и конечно, искусственно сделанные пещеры, где укрывались меркиты.
Что касается абрикосовой рощи, то она действительно существует. Роща — небольшой кустарник, поселившийся на склонах гор. Плоды на нем небольшие, но цветет он очень красиво.
Много легенд и приданий рассказывают про Меркитскую крепость: что ветви священного дерева забирают все болезни; про пещеры меркитов; про гудящие камни; про буддийские свитки; про целебный источник.
Заиграевский район:
Первая остановка: Первая остановка начинается не с Заиграевского района, а с Мухоршибирского района. Легенда Три сопки - «Гурбалжан». На юго – восточной стороне улуса Кусоты расположены три сопки – «Гурбалжан». В стародавние времена нойон со своими тремя красавицами- женами, с детьми жил душа в душу, богато и счастливо. В одночасье благополучие семьи закончилось, жены поссорились между собой. Нойон приложил все свои усилия для примирения своих жен. Все безрезультатно. В конце- концов, он сильно разозлился на своих жен и поставил перед ними свое условие: «Если через три дня не будет примирения, то он накажет всех самым суровым образом».
Три дня прошли как один миг. Ссора между женами разрослась пуще - прежнего. Окончательно вышедший из терпения нойон проклял жен, чтобы они умолкли навсегда. Так три красавицы – жены нойона превратились в сопки. Ради искупления своей вины они взяли на себя обязательства благодетельствовать жителям своего улуса, защищать их от всех невзгод. Чтобы быть облагодетельствованным, надо вести праведный образ жизни. Взамен этим обязательствам они выдвигали свои требования.
Во- первых, женщины должны быть верными слову и делу, тогда они будут наделены красотой и статью, умом и способностью вести за собой свой народ.
Во-вторых, должны быть честны и мужу, любить своих детей, быть трудолюбивыми и тогда будут жить в достатке и богатстве.
Вторая остановка: Шаман гора – огромный утес, о мистических свойствах которого ходит много историй. По легенде, когда – то давно здесь жил один шаман. Когда он умер, его захоронили здесь же, и после его смерти верхняя часть отвесной скалы приняла вид его лица. Считается, что дух шамана до сих пор обитает здесь. Людям с хорошими намерениями, дух шамана помогает.
Там же есть расщелина с волнистыми краями, небольшой грот. Ее называют «Чрево матери», и поверье гласит, что если у женщины проблемы с деторождением или вообще личной жизнью, ей следует приехать сюда и попросить помощи.
Шаман гора- природный храм. Считается, что камень впитывает в себя эманации душ и духов, накапливая их в себе. Шаман –гора принимает всех, но тех кто шумит и мусорит, или пришел с недобрыми помыслами, может и наказать. И говорят, что поднявшись на вершину, получаешь много энергии силы и спокойствия.
Третья остановка: Фаллический останец.
Четвертая остановка: Пещера – грот. По легенде, где прятали жену Чингисхана.
Конечно, и в Мухоршибирском и в Заиграевком районах есть очень много примечательных мест, которые я не затронула. Мой проект будет заполняться материалом и совершенствоваться.
Финансовые расходы:
Профессиональный фотоаппарат – 40 000 рублей
Буклеты – 10 000 рублей
Картриджи – 10 000 рублей
Принтер цветной – 8 500 рублей
Аренда автобуса – 3 000 рублей (одна заявка)
Ожидаемые результаты:
Способствовать сохранению исторической памяти поколения в памяти подрастающего поколения;
Воспитать у обучающихся любовь к родному краю как к своей малой Родине;
Воспитать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.