Декоративно-прикладное искусство Астраханской области


Статья на тему: «Декоративно – прикладное искусство, промыслы и ремесла Астраханской области».
Автор статьи Ложкина О.Е. учитель географии и биологии в МКОШИ № 2.
С присоединением Астраханского края к России начинается новый этап его экономического развития.
Основным занятием поселенцев является рыбный промысел. Во второй половине 16 и в начале 17 века рыбный промысел еще не принял широкого размаха. Московское правительство развернуло энергичную деятельность, направленную на увеличение добычи рыбы с 20-х годов 17 века. К концу 18 века рыбный промысел был объявлен казенной монополией. Указ Петра 1 от 6 января 1704 года предписывал все рыбные ловли… «взять на себя, великого государя». Вскоре после появления петровского указа для заведования ловлями была создана в Астраханской губернии рыбная контора.
К середине 18 века в Астраханском крае насчитывалось 49 рыбных промыслов. Главная масса рыбы и рыбных продуктов поступала на ярмарки Поволжья и центральной России, частично шла на экспорт, в страны Западной Европы.
Лов рыбы велся до полного истощения вод. Промыслы разрушалось и выходили из строя, а казна проявляла заботу только о том, чтобы продавать их подороже. Произволу откупщиков, монастырей, феодальной знати и царевых слуг на промыслах Астраханского края удивлялся даже губернатор В.Н. Татищев. Особенно страдали от многочисленных поборов и самоуправства воевод, захватывающих себе все лучшие ловли, народные массы.
В 19 веке рыбная промышленность оставалась ведущей отраслью хозяйства края. Рыболовством занималось практически все население губернии: государственные и помещечьи крестьяне, купцы, мещане. Одни были собственниками, другие – наемными работниками.
Тысячи сезонников работавших на астраханских рыбных промыслах, мечтали заработать деньги, чтобы заплатить оброк, а может, если повезет, и совсем откупиться от барина, получить свободу, открыть собственное дело.
Среди астраханских промышленников шла жестокая конкурентная борьба. Примером такой борьбы может служить история о «рыбных кладбищах» купца И.В. Безубикова. В 1899 году астраханские газеты сообщили о небывалом уничтожении рыбы Безубниковым. Скандальная история эхом отозвалась по всей России. Купца назвали хищным, жестоким губителем «народного достояния». Уездный суд приговорил его к трем месяцам тюремного заключения. Но «всевластие денег» и высокого положения в обществе обеспечили отмену решения суда.
В условиях конкуренции предприниматели могли сгноить тысячи пудов рыбы, чтобы через некоторое время взвинтить цены на свой товар на рынке.
Точное число астраханских промыслов определить трудно. В начале 19 века их насчитывалось около 52, в 1845 году – 71, к 1859 году приблизительно 87, в 1890 году – 387.
На ряду. с огромным количеством рыбы Астраханская губерния исстари славилась неисчерпаемыми запасами соли. На ее территории насчитывалось свыше 700 соленных озер и 1300 солончаков. Промысел по своему значению занимал второе место после рыбного и был с ним тесно связан, так как огромная масса соли шла на посол рыбы. Добыча соли в озерах Нижнего Поволжья началась еще в древнейшие времена. В 17 столетии соль добывалась на Эльтонском, Кордуанском озерах, а также на Чанчачинском месторождении. Промыслы охранялись с помощью специально созданных вооруженных отрядов от нападения степняков, не раз разорявшие промысловые селения. В первое время соль заготавливало татарское население, а у него покупали ее русские торговые люди. И лишь с 1705 года добыча и продажа соли перешла в руки казны. В этом году Петр 1 учредил особое казенное управление по добыче и продаже соли и ввел соляную монополию, которая позднее была на откуп царедворцу Р.И. Воронцову, развернувшему торговлю с Персией.
В первой половине 18 века основную массу соли добывали на Южно – Астраханских озерах и озере Эльтон – самом большом соленом озере Европы. Здесь ежегодно добывалось свыше четырех миллионов пудов соли. В конце 18 – начале 19 века с Эльтона вывезли около 8 миллионов пудов соли, что составило 37 % всей годовой добычи ее в государстве. Однако разработка Эльтона прекращается во второй половине 19 века. Причиной этого является отдаленность озера от Волги, отсутствие удобных дорог, выросшая конкуренция Баскунчака. Не спасло положение решение казны еще в 18 веке привлечь для перевозки соли добровольных переселенцев с Украины. Привыкшие к чумацкому промыслу крестьяне – переселенцы осваивали новые земли и занимались возкой соли. Развитию чумачества (чумачество – крестьянский промысел, заключавшийся в перевозки грузов на лошадях) способствовало наличие скота в хозяйствах крестьян северных уездов, а также экстенсивные формы земледелия, высвобождашие время от полевых работ. Возчиками соли, следовавшими в Камышен, платили по 4 копейки за пуд, в Саратов – по 7 копеек. Продавалась соль по 25 копеек за пуд.
В 80-е годы 19 века на средства правительства построили железную дорогу, соединившую Баскунчак с Владимировской пристанью. Оттуда соль грузилась на баржи и другие суда, доставлявшие ее по Волге на склады Царицына, Саратова, Камышена, Астрахани и в рыболовные ватаги. Государство от соледобычи имело большие прибыли, однако менее всего заботилось о тех, кто добывал соль и занимался ее перевозкой. Труд ломщиков соли почти не отличался от каторжного труда. Отсутствие на промыслах врачей приводило к многочисленным болезням, усугублявшим тяжелую участь этих людей. Долгое время ломщиками соли являлись русские крестьяне из центральных губерний России и киргизы. Во второй половине 19 века на озеро устремились казаки и калмыки, гонимые нуждой под «острый русский сапог» соляного приказчика. Плата ломщиков соли в 1810 году за 1000 пудов равнялась 3 рубля 52 копейки. В 1830 году она поднялась до 4 рублей 35 копеек, в 1851 году – до 8 рублей 33 копеек серебром.
Рост потребностей населения России в необходимом для жизни продукте, развитие рыбной промышленности, усовершенствование средств транспортировки соли, стимулировали расширение ее производства солепромышленниками.
Специфика нашего края состояла в том, что в силу природных и климатических особенностей хлебопашество не стало главным занятием населения. Господствовали бурые пустынно – степные почвы, было много неудобной земли. Частые суховеи и засухи также затрудняли развитие земледелия в крае. Поэтому с момента присоединения Астрахани к Русскому государству основным ввозимым сюда продуктом была мука. Позже хлебопашеством стали заниматься жители северных уездов губернии: Черноярского, Царевского, частично Енотаевского. В значительной степени этому способствовали переселенцы из Ворнежской, Курской, Тамбовской, Полтавской и других губерний, гонимые из родных мест малоземельем. Они выращивали пшеницу, ячмень, горох, озимую рожь. Однако сбор зерна никогда не обеспечивал потребностей губернии.
Если хлебопашество не получало в крае распространения, то скотоводство и огородничество имели товарный характер. Скотоводством занималось как кочевое население губернии, так и оседлое. Распространена была оптовая торговля скотом, который являлся главным предметом торговли на всех астраханских ярмарках. Гуртовщики отправляли скот во внутренние губернии России. В этой связи доходной статей являлась торговля скотом. Для крестьян сел Петропаловское, Разночиновское, Карантиное, Басинское и др. заготовка скота с последующей продажей превращалась в одно из главных занятий. Из оседлых жителей разведением скота занимались в основном государственные крестьяне, казаки, которые наряду с кочевниками (кундровскими татарами, калмыками, казахами, туркменами) сосредоточили у себя основную его массу, зачастую использовали обезземеленных казаков, батраков в качестве пастухов. Помещичьи крестьяне ложных уездов (Астраханского, Красноярского) имели скот в основном «для домашних потребностей». На рубеже 50 – х годов 19 века в Астраханской губернии ежегодно продавалось скота на 800 тысяч рублей (на дело оседлого населения приходилось 230 тысяч рублей серебром). Возникали крупные скотоводческие хутора.
Нижнее Поволжье в составе России более двух столетий являлось единственным районом страны, климатические условия которого благоприятствовали развитию садоводства, огородничества и бахчеводства. Первые виноградные лозы были заведены в Астрахани персидскими купцами в начале 17 века. Опыт разведения винограда удался, виноградные лозы хорошо принялись и стали плодоносить и уже в 1613 году по инициативе казны был заложен в Астрахани первый виноградный сад, площадь которого ежегодно увеличивалась. К концу 17 века в Астрахани имелось уже около 15 крупных садов, принадлежавших казне, два казенных сада было заведено в Красном Яру. Росло количество садов, владельцами которых являлись посадские люди, а также монастыри. Для управления садовым делом в Астрахани по указанию Петра 1 была учреждена садовая контора, а при ней открыто училище для подготовки садоводов, в ее ведении находились все казенные сады. Астраханские сорта винограда, плоды фруктовых деревьев, арбузы и дыни были хорошо известны в России и находили сбыт не только в городах Поволжья, но и в Москве. Виноград выращивали в основном в помещичьих имениях. Самые большие виноградники находились в имении Бекетовых в с. Началово (Черепаха). При основании имени было заложено 90 тысяч кустов винограда, но к 1851 году осталось около 3-х тысяч. С 1857 по 1862 годы здесь у помещика работала даже паровая водоподъемная машина, но с отменой крепостного права эти виноградники, основанные на применении дешевого труда крепостных крестьян, перестали существовать, зато набирало силу крестьянское виноградарство. В первой половине 19 века в Астраханской губернии продолжали развиваться огородничество и бахчеводство, носившие промышленный характер. Выращиванием овощей издавна занимались местные жители – татары, потом и русские, расселившиеся по берегам Волги. Занятие это требовало немало усилий. В местных условиях наибольший доход приносили поливные огороды (с помощью чигирей или ветряных мельниц чигирь – специальное приспособленные для полива). Главными продуктами в огородничестве были арбузы и дыни. Их реализовывали на рынках Москвы, Петербурга и других городов. «Подгородные» села полностью удовлетворяли потребности Астрахани в овощах. Во второй половине 19 века на внутренних рынках России в большом количестве стали торговать астраханскими арбузами. Таким образом, садоводство, огородничество и бахчеводство занимали важнейшее место в экономике Астраханского края на протяжении веков.
Ремесло и промышленность.
К концу18 века в Астрахани была ликвидирована посадская община, вместо которой оформились сословия купцов, мещан, духовенства и образовалась группа так называемых рабочих людей. Поселение составляли значительную часть городского населения. В начале 19 века, на основании «Грамоты на права и выгоды Российской империи», в Астрахани была утверждена Астраханская ремесленная управа. Это был выборный орган самоуправления цеховых ремесленников во главе со старшиной. Она избиралась ремесленным сходом и занималась учетом мастеров, подмастерьев, учеников, разбором споров между ремесленниками, развитием ремесла. Управа помещалась в двух этажном каменном здании, находившемся на стыке двух улиц – Большой Демидовской (ул. Свердлова) и Малой Демидовской (ул. М. Аладьина). По правилам ремесленных цехов, мастерам ремесла можно было стать только после нескольких лет работы учеником, а затем подмастерьем (подручным). Освоив все примеры профессии в совершенстве, надо было обратиться с прошением в ремесленную управу с просьбой экзаменовать. После сдачи экзаменов на специальной комиссии и получения установленного аттестата ремесленник становился мастером ремесленного цеха. При этом староста и выборные цеха следили не только за качеством работы и сноровкой, но и за нравственностью членов цеха. Контроль за деятельностью управы осуществлялся Астраханским городским магистром.
Основная масса ремесленников обслуживала потребности местного рынка, и только некоторые предметы производства находили сбыт за пределами края. Наиболее типичным заведением для Астрахани были мелкие мастерские, где их владельцы работали вместе с членами семей. Хотя были заведения и с применением наемного труда. Астраханские ремесленники работали на заказ и на рынок. Производители, наиболее связанные с рынком, имели лавки, продавали свою продукцию в розницу. Большое число ремесленников было сосредоточено в бондарном производстве и строительстве. Существовал целый бондарный поселок в районе Селений и на Форпосте. Все производство бочек (в прошлом их называли бондарной посудой) выполнялось ручным способом. Каких-либо двигателей, машин или станков в бондарных заведениях не было. Начиная от доски, вся заготовка деталей для бочки, их обработка, отделка и сборка с помощью деревянных обручей выполнялись вручную. Работа по изготовлению бочковой тары в холодное время года производились в деревянных зданиях – мастерских, а в летнее время на дворе под открытым небом или под навесом.
Уже в 17 веке значительную часть населения Астрахани составляли записанные ремесленники, куда входили и кузнецы. Они были в ведении Делового двора (в 1705 году их было 24 человека). Ковали ухваты и топоры, подковы и оси для телег. Со времени учреждение Адмиралтейства, военного порта и верфи, получает в свое развитие литейное производство. В 1724 году к Адмиралтейству было приписано 29 кузнецов, получивших денежное жалование в 5 рублей в год и хлебное – по 8 четвертей 2 осмины ржи и овса. Кроме заказов для флота отливались и небольшие колокола для многочисленных церквей и монастырей губернии. К началу 19 века в Астрахани оформился кузнечный ремесленный цех и кузнечная слобода. В это время образцы художественной работы астраханских кузнецов представлены в основном: решетками окон, паникадилами и подсвечниками храмов, затейливыми ручками дверей, позже в моду входят декоративные изделия из металла: балконные решетки, металлические парапеты, ворота, шпилп и флюгера. Многие из этих образцов чугунного литья мы можем встретить и сейчас, пройдя по улицам города мимо старинных зданий.


С развитием торговли, промышленности, транспорта появляются разные литейные и литейно – механические заведения, кузнечные и слесарно – кузнечные предприятия. Все они были не более, чем небольшие полукустарного типа мастерские со штатом 10-15 человек, где сам хозяин – владелец был как правило, и технологом, и бухгалтером, а то и формовщиком. Умельцы – кузнецы Исаев, Обухов, Кузнецов, целые династии Игнатьевых, Давлеткамовых, Баткаевых и многих других оставили о себе в нашем городе «железную» память.


Не менее интересна история развития часового и ювелирного дела. До начала 15 века на Руси не знали механических часов. У немногих были песочные или водяные часы. Первые во всей русской земле часы с боем были поставлены в 1404 году в Московском кремле. В 18 веке – организуется часовая мастерская со школой и открываются часовые фабрики карманных и настольных часов в Москве и Петербурге. В 19 веке секреты часового мастерства хранили уже многие ремесленники, работавшие кустарным способом. В многочисленных мелких часовых мастерских. Делали в основном настенные и напольные часы в деревянных корпусах. Но русский рынок завоевали иностранные фирмы, которые ввозили в Россию свою часовую продукцию. В 1842 году астраханские мастера Яков Васильевич Суворкин с сыновьями сделали часы, фанерованные красным деревом по всем правилам строения английских часов такого типа. Эти часы хранятся в государственном историческом музеи. Наряду с другими ремеслами в Астрахани с древних времен работают парикмахеры и сапожники.
В архиве музея «Дома Ульяновых» обнаружено дело шведского поданного астраханского второй гильдии купца И. Брострема. Он обращается с прошением в ремесленную управу о зачислении его в деле – свидетельство мастеров ремесленной управы (стоят их подписи и личные печати) о том, что они осмотрели изделия Брострема и считают, что он достоен быть мастером. На основании этого ремесленная управа решает выдать Брострему свидетельство признания его мастером. В конце выписка из протокола ремесленной управы – подпись Брострема в получении паспорта и аттестата.
В результате ввоза в Астрахань хлопка, необработанного шелка – сырья, пряденного или «крученного», различных красящих веществ, иногда и готовых красок создавались благоприятные условия для развития в крае ткацкого ремесла.
Уже в 1700 году Петр 1 приказывает астраханскому воеводе Мусину – Пушкину заняться посадской и разведением тутовых деревьев. Этим указом было положено начало развития шелководства в Астраханском крае. За уничтожение тутовника Петром 1 предписывалась смертная казнь. Ткацкое ремесло 17 – первой половины 18 века, хотя находилось в стадии домашнего производства, однако уже поставило свою продукцию на рынок. Первая ткацкая мануфактура появилась в Астрахани по царскому указу от 17 сентября 1746 года, но в 1746 году по решению правительства она была переведена в Москву. А с середины 18 века открытие ткацких мануфактур становится обычным явлением. И к 70-м годам 18 века Астрахань занимает второе место после Москвы по количеству «шелковых фабрик». Ко второй половине 19 века ткацкое производство как мануфактурное производство резко сократилось, сохранившись кое где в качестве крестьянского домашнего производства. Наиболее распространенным во второй половине 19 века оно было в селе Болхуны Черноярского уезда и в Енотаевском уезде. Главная причина упадка ткацкого производства в нашем крае заключалось в неумении приспособиться к новым капиталистическим условиям. К концу 19 века ткацкое производство Астраханского края вынуждено было прекратить свое существование.
По причине развития ткацкого дела и наличия сырья в Астрахани получило развитие портновское ремесло. Одним из представителем этой профессии у нас в крае являлся дед В.И. Ленина – Николай Васильевич Ульянов. Регистр ремесленной управы содержит запись о выдаче 5 июня 1836 года престарелому портному мастеру, «в болезни находившемуся», ста рублей. Но полной картины его жизни в Астрахани в документах нет. Известно только, что верхний этаж своего дома Ульяновы сдавали в наем, а сами ютились на полутемном первом этаже. От сюда, можно сделать вывод что это была семья небогатого портного, кое-как сводившая концы с концами.
Дальше мне хотелось коснуться декоративно – прикладного искусства Астраханского края. Декоративно – прикладное искусство – это раздел искусства, охватывающего ряд отраслей народного творчества, которые посвящены созданию художественных изделий предназначенных главным образом, для быта.
Народные промыслы развивались на основе крестьянских домашних промыслов, которые постепенно превращались в мелкое товарное производство. Сначала это были мелкие частные мастерские сосредоточенные в одном районе и специализировались на производстве определенного вида изделиях. Из поколения в поколение передавалось мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий. Каждый народ имеет своеобразную историю развития прикладного искусства со своими специфическими чертами, находящимися в неразрывной связи с материальной культурой. Развитие художественных ремесел в Астраханской области связано с историческим прошлым края. Астрахань была основана 1558 году (воеводой Черемисиным), после присоединения в 1556 году Асраханского ханства к Русскому государству. Развивались различные промыслы, так как Астрахань являлась портовым городом, то на юге государства стал играть значительную роль во внешней торговле со Средней Азией, Ираном, Индией, народами Кавказа. В этнографическом отношении Астраханский край представляет собой своеобразное явление. Его население русские, татары, казахи, калмыки, ногайцы, карагаши, казаки и другие. Все они имеют сложившиеся обычаи, своего национального искусства. Таким образом, сложный этнографический состав, миграция населения, специфические промыслы препятствовали созданию единой, художественной культуры края. Истоки декоративно – прикладного искусства Астраханской области многогранны и разнообразны: это резьба по дереву, плетение из лозы и чакана, ковроткачество, керамика и многое другое.
В Астрахани наряду с традиционными художественными ремеслами, бытовавшими на территории области, наряду с работами художников экспериментального производства объединения народных, художественных промыслов «Каспийский умелец», в краеведческом музее г. Астрахани можно встретить изделия, выполненные народными умельцами края. Самобытность и мастерство исполнения привлекают изделия из дерева, декоративные изделия отделанные традиционным местным материалом – камышом, в технике «мозаика» - цветная палитра камыша очень богата; от темно – фиолетового до светло – желтого (в этой технике выполнены работы мастера А.В. Анохина). Предметы несмотря на свою кажущуюся хрупкость и игрушечность, имеют утилитарное название (шкатулки, сувениры) они могут быть использованы в качестве шкатулок и вазочек. Выполненные из кусков фанеры, обрезков дерева в руках мастера, «обшившим» их пластинками камыша, умело подобранными по цвету и задуманному рисунку, эти изделия выглядят неповторимо. Далее можно встретить работы еще одного астраханского мастера – деревщика Константина Семеновича Федорова. Ранее он работал столяром – инструктором мебельно–деревообрабатывающего комбината, в настоящее время – пенсионер. Его работы выполнены в технике «интарсия» - это вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняется из кусочков шпоны различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, связанной клеем и вместе с фоном наклеиваются на поверхность изделия. Для своих работ Федотов использует различные породы дерева: дуб, ясень, клен, бук, орех, красное дерево и другие. Тематика работ разнообразная, многие из них посвящены родному городу. Большинство работ выполнено по эскизам Н.Н. Соколова заслуженного деятеля искусств.

Весьма распространенным видом художественного творчества является вязание. Легкие воздушные снежинки напоминают ажурные салфетки – выполненные Полиной Павловной Иванниковой из х\б ниток. Нужно отметить, что вязание – традиционное местное ремесло. Пуховыми и шерстяными платками всегда славились астраханские рукодельницы.

Одним из древнейших занятий человечества считается плетение корзин. В большинстве культур оно относится к более раннему времени, чем начало изготовления керамики (она появилась в 5 тыс. до н.э. или 7 тыс. лет тому назад), а перекрестное плетение в принципе послужило основой возникновения техники творчества. Традиционным материалом для плетения в нашей местности из давно считается чакан и лоза.

В музее мы можем найти плетение из чакана, которое представлено изделиями народных мастеров из села Камардан Володарского района. Из внешне непривлекательных листьев руками мастеров создаются вещи утилитарного назначения, в которых слито воедино декор и удивительная практичность. Плетение из чакана из давно бытовало на территории края. В 1930-х годах в специализированных артелях занимались плетением зембелей и циновок. Эта трациция жива до сих пор.

Лозоплетение в музейной коллекции представлено работами мастеров из с. Самойлово Володарского района. Лозоплетением также занимаются в Харабалях и Енотаевке. Лоза – это кустарник с гибкими стеблями, которые после предварительной обработки используются в изготовлении плетенных корзинок, сухарниц, тарелок, стульев, столов, кресел и других предметов быта. Разнообразие ажурного плетения придает мягкость и изящество изделиям.


Следующим видом декоративно-прикладного искусства является резьба по дереву, одним из древних и наиболее широко распространенных видов народного, художественного творчества. Наш край не богат лесами, и для поделок используется в основном привозная древесина, чаще сего липа. Изделия из дерева носят декоративный характер. Существует несколько видов резьбы по дереву: ажурная, плоскорельефная, домовая, объемная и другие. В краеведческом музеи представлены изделия мастеров из предприятия «Каспийского умельца» Р.Ш. Аджигитова – техника объемной резьбы (набор «медовый» состоящий из братины и 6-ти черпаков и набор «кухонный»). Объемная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, объект изображения всесторонне. Иногда предметы декоративного характера украшаются художественной росписью.


Еще одним доступный материал для изготовления художественных изделий является кость и рог. После предварительной обработки кости на ее поверхности наносятся рисунок и с помощью специальных инструментов на определенную глубину выбирается фон, в результате чего получается рельефная резьба. Рог – обладает ценными поделочными свойствами, прекрасно полируется, при нагревании размягчается и под давлением ему можно предать любую форму, размягчается и под давлением ему можно предать любую форму, хорошо окрашивается в различные цвета. В производстве художественных изделий рог используется целиком, частями или отдельно распиленными и подобранными по цвету пластинками, предварительно подогретыми и выгнутыми в соответствии с разработанной композиции. По назначению, изделия из рога делятся на следующие группы: бытовые предметы – улитарные изделия; декоративные предметы, предметы украшения, сувениры, миниатюрные скульптуры – изделия и предметы, находящиеся в музее, выполнены художником предприятия «Каспийский умелец».



В своей статье я уже упоминала о вязании – это еще один вид декоративно – прикладного искусства, где можно увидеть образцы разнообразных орнаментов с использованием национальных и сюжетных мотивов, выполненных из шерсти. Традиционный материал, используемый большинством астраханских мастериц – это шерсть. В нашем крае, славящимся животноводством, недостатка в этом материале нет.


Одним из самых ярких красочных видов декоративно – прикладного искусства является ковроткачество. Оно возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. Ковры ручной работы делятся на два основных вида: войлочные и тканные. Тканные ковры изготавливаются из пряденной шерсти, хлопка и подразделяются на ворсовые и безворсовые. Одним из мастеров ковроткачества, живущих в Астраханской области, является А.А. Абуева. А центром ковроткачества Астраханской области является село Самойлово Володарского района.

Все больше популярности в последнее время приобретает такой вид прикладного искусства, как макраме – это техника плетения из шнура, веревки, тесьмы, основанная на количестве и расположении узлов в изделии. Олег Бородкин является астраханским мастером по макраме, чьи работы представлены в музейном хранилище Краеведческого музея.
В художественно – прикладном искусстве последнего десятилетия получает развитие такой вид ручного ткачества, как гобелен. Дословно «гобелен» - выписанный вручную ковер – картина (вторе его название – «шпалера»). Гобеленовская техника располагает широкими изобразительными средствами. Гобелен – высокохудожественное, монументальное производства, в основном с изобразительным характером рисунка. Мастер из предприятия «Каспийские умельцы» Владимир Зайков – представляет свои работы в музей на выставку. А еще работы одного мастера из того же объединения Бориса Григорьевича Малышева – известны не только в нашем городе, но и в стране.


В Капустином Яру директором художественной школы Росляковым В.В. поднимается на должный уровень занятия по художественной керамики. Несмотря на то, что край наш богат залежами глины производство керамики у нас развито слабо, и тем интересней изделия из керамики, сделанные в Капустином Яру. Художественная керамика – это художественные изделия из гдины и других минеральных масс, одним из которых является глина. Термин «керамика» греческого происхождения и, примерно, переводится так «изделия из обожженной глины». Различают два вида художественной керамики: монументальную и декоративную. К первым относятся архитектурное панно, мозаика, скульптура, садово-парковая керамика, ко второй – керамическая посуда, вазы, мелкая пластика (в краеведческом музеи представлены работы В.В Рослякова). В последнее время началась работа по возрождению этого вида прикладного искусства в Красноярском район налажен выпуск художественной керамики, которую можно встретить на ярмарках города.

Работы художника Геннадия Бесправного – это роспись по фарфору. Он по белью Первомайского фарфорового завода производит надглазурную роспись. Роспись керамических изделий бывает нескольких видов: уникальная и серийная роспись по готовой форме, роспись массовой продукции. Работы Бесправного относятся к уникальной росписи по готовой форме, они заключаются в том, что художник кисточкой расписывает свое изделие, создавая неповторимое произведение декоративно-прикладного искусства. Бесправный использует вид «холодной» росписи – роспись керамических изделий масляными или темперными красками без последующего обжига.
В своей статье я описала многие промыслы Астраханской земли, но и это еще не все. Чтобы лучше и больше узнать о народных промыслах нашего края надо создать исследовательские экспедиции с целью узнать историю того или иного села, его жителей их традиций и обряды, их историческое занятие, культуру, то что передается от поколения в поколение и хранится в семьях. Большую работу в этом направлении могут проделывать учителя дополнительного образования, работники Домов творчества, различные центры по работе с детьми и взрослыми, которые могут собирать материал о своем поселке, селе или районе. Многие такие центры работают на общественных началах и готовы продолжать эту работу, но им нужны руководители, которые направили бы эту работу в нужном направлении.
Используемая литература:
Р.А. Бардина «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». Москва «Высшая школа» 1990 г.
В.П. Никитин «Астрахань и ее окрестности». Москва «Искусство» 1981 г.
«Путеводитель по Астрахани» Нижне-Волжское книжное издательство. Волгоград 1980 г.
«Природа и история Астраханского края» Издательство Астраханского педагогического института 1996 г.
Материалы предоставленные директором музея Ульяновых Беломоеной О.А.
Документы из архива Краеведческого музея.