Статья для учителей истории



Попова Наталья Николаевна
МОУ СОШ № 8
имени Сибирцева А. Н.
г. Сургут
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
А.С. Пушкин
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ШКОЛЕ
В последние годы в связи с общей демократизаций культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для России понятия «музейная педагогика».
Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980 - 90-е годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в оформлении свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, музейная педагогика по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, по методу - с педагогикой и шире - с психологией. Подобно общей педагогике, музейная педагогика не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера музейная педагогика как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин (например: «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление»). Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые аспекты.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии.Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX - начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, М.С. Страхова, Н.А. Флерови др.) [1]. В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.
Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе [2].
Так, например, я в своей школе разработала и провожу цикл музейных занятий «Уроки в старой школе».
Цель занятий: познакомить школьников с предметным миром их предков.
Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу. Например, урок письма «История возникновения письменных принадлежностей» знакомит детей с возникновением письма, с предметами, которыми пользовались при письме; а на уроке «О чем рассказала лучина» (проходит в форме научной экспедиции) ребята знакомятся с разнообразием осветительных приборов,их устройством, историческими вехами развития. Занятие проходит поэтапно: экспедиция по виртуальной карте, затем происходит обобщение услышанного в театре музейного предмета «Мосток» и в завершении дети получают буклеты-опросники, где напечатаны изображения осветительных приборов и нужно в пустые клеточки вписать их названия. Такие опросники или, как мы их называем, «листы активности» ребята сами просят на каждом музейном занятии, им интересно разгадывать в них ребусы, «зашифрованные письмена», составлять логическую (хронологическую) цепочку, разгадывать кроссворды, решать различного вида задачи.
Ребята активно и с большим желанием посещают мои занятия. Читая и слушая отзывы ребят, я неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима.
В ходе таких занятий я занимаю роль «проводника» в мир обыкновенных вещей. Знакомлю ребят с этим миром, вооружившись новыми эффективными методами и приемами включения предмета в учебно-воспитательный процесс.
Беседы о культуре в школе и занятия в музее сопровождаются так называемыми творческими заданиями.
Занятия с детьми решают следующие задачи:
научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию сопереживанию;
формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
Содержание бесед помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:
что такое предмет, его свойства;
какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;
чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник - предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.
Сложно? Нет. Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.
Критерии отбора материала определяются степенью его соответствия рассматриваемым проблемам. В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект. Культурное наследие, доставшееся нам в виде технических достижений произведений искусства, литературы, устного народного творчества - подлинных эстетических ценностей, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.
Приобщение ребенка к предметному миру культуры требует от педагога не только обширных знаний, но и владение методикой музейной педагогики.
В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание приходить на подобные занятия - вывод на анализ методов обучения детей.
Метод - это связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Материал дети могут усвоить только в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.
Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Методы по преимущественному источнику получения знаний.
Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.
Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;
Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;
Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира [3].
Хочу закончить словами Д.С. Лихачева: «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
Примечание
Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С.62-70.
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.