Статья: Преемственность и взаимодействие учителей начальных классов и учителей-предметников


Преемственность и взаимодействие учителей начальных классов и учителей-предметников
Слово «преемственность» часто звучит на наших педсоветах, различных совещаниях. Одни учителя, работающие в 5–11 классах, благодарят нас за хорошую подготовку детей к обучению в среднем и старшем звене, другие же, наоборот, ругают за плохую подготовку, третьи же, справедливо отличая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и ученики, и учителя в 5–11 классах, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают им на какие разделы учебных программ начальных классов следует обратить особое внимание.
На мой взгляд, преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет настоящее время актуальное значение.
Успешное продолжение обучения в средней школе на базе подготовки в младших классах возможно лишь тогда, когда хорошо согласована вся учебно-воспитательная работа начальной и средней школы. В 5 классе дети начинают заниматься под руководством уже не одного, а нескольких педагогов; изменяются и организационные методы обучения. При изучении отдельных предметов ученика 5 класса приходится выполнять более значительным становится объем самостоятельной работы в классе и дома. Понятно, что привыкнуть к новым учителям, их особенностям и требованиям для многих школьников довольно сложно, на это ребятам нужно время. В это время, даже те дети, которые учились хорошо, могут не справляться с заданиями, а учителя часто спешат отнести таких учеников к разряду отстающих.
Нередко учителя-предметники плохо знают детей, которые приходят к ним из четвертого класса, не учитывают возрастные и психологические особенности детей младшего возраста, не знакомы методами и содержанием работы в младших классах, слабо знают программы начальной школы, не используют в полной мере навыки умственного труда, которые прививают ученикам в начальных классах.
Многие учителя пятых классов знакомятся со своими будущими учениками лишь в конце учебного года, когда дети заканчивают 4 класс, причем знакомство с четвероклассниками иногда ограничивается лишь посещением открытых уроков. Информацию об учениках класса эти педагоги получают, просматривая журнал успеваемости, или в беседе с учителями начальных классов. Об индивидуальных особенностях ребят узнать при таком кратком знакомстве, конечно, не возможно. Хорошо, что в наших школах сидят по 2–5 человек.
Следует признать и то, что многие недостатки в учебно-воспитательной работе в старших классах объясняются тем, что мы, учителя начальных классов, не имеем четкого представления о содержании и особенностях организации учебно-воспитательного процесса в 5–11 классах, не развиваем в должной мере умственные способности, логическое мышление детей младшего школьного возраста, мало внимания уделяем подготовки к самостоятельной работе с учебной литературе между тем установлено, что среди нормальных в психическом отношении детей нет неспособных к логическому мышлению, а есть лишь дети с различными темпами мышления, и при рациональной организации обучения, проведении индивидуальной работы можно достичь высокого уровня развития мыслительной деятельности у всех учеников. Мы, учителя начальных классов, не всегда хорошо знаем требования к умениям и знаниям, которые предъявляются в старших классах, работаем по сути дела, без учета перспектив дальнейшего обучения школьников.
Основное и первостепенное условие обеспечения преемственности между начальными и пятыми классами – глубокое и прочное усвоение учениками учебного материала в начальной школе. Полученные в младших классах прочные и глубокие знания служат надежной опорой для изучения учебных предметов в старших классах. Если ребенок слабо успевает в период начального обучения, то он, как правило, встречается с большими трудностями и при последующем обучении. Годы учения в начальной школе благоприятное время, когда формируется отношение к учению и знаниям, навыки умственного труда, закладывается фундамент для дальнейшего учения. В соответствии с новыми учебными планами и программами в младших классах должны вырабатываться умения, без которых невозможна дальнейшая учебная деятельность. И вполне оправдано требование о том, чтобы предусмотренный в начальной школе объем знаний был усвоен полностью и основательно.
Известно, что наибольшие трудности в средней школе возникают при изучении русского языка и математики. Многие недостатки в подготовке школьников по этим предметам в 3–4 классах объясняются тем, что учителя этих классов часто не обладают достаточной информацией о фактическом уровне знаний, умений, навыков учащихся, полученных в начальных классах, не имеют четкого представления о трудностях, с которыми встречаются их воспитанники в 5 и последующих классах, и, следовательно, не всегда могут принять соответствующие профилактические меры. Поэтому ежегодно в начале учебного года мы совместно с учителями русского языка и математики проводим анализ успеваемости пятиклассников, намечаем конкретные меры по совершенствованию преподавания русского языка и математики в младших классах. После обсуждения результатов анализа пятиклассников, например, по математике нам учителям начальных классов было предложено обратить серьезное внимание на выработку у учащихся вычислительных навыков, на развитие математического мышления, (чаще использовать сравнения, анализ, сопоставление аналогичных фактов, логические упражнения и т. д.
Педагоги 5–11 классов советовали нам формировать у детей умение самостоятельно находить пути решения незнакомой задачи, соответствующей по степени сложности тем, которые уже решались на уроках в классе, варьировать их содержание, решать одну и ту же задачу разными способами.
По рекомендациям преподавателей русского языка мы более основательно занимаемся формированием орфограф. навыков, строим обучение письму на основе правил, которые должны подкрепляться примерами, приведенными самими учениками. При подготовке к сочинениям и изложениям мы стали учить младших школьников более глубоко и вдумываться в тему, содержание произведения, логику изложения, составлять план изложения.
Для обеспечения преемственности обучения между начальной и средней школой важное значение имеет согласованность при использование методов обучения на различных ступенях обучения. С одной стороны, методика обучения детей начальных классов должна обеспечить глубокое и прочное овладение элементарными знаниями, умениями, навыками чтения, письма и счета, с другой – подготовить младших школьников к дальнейшему обучению и овладению основными науками. Преемственность будет обеспечена при такой организации учебной работы в начальном классе, которое позволяет сочетать в содержание обучения с методами, способствующими общему развитию ребенка. В соответствие с дидактическими целями урока в процессе обучения используется разнообразные методы в их различных сочетаниях.
В начальных классах мы широко применяем словесные, наглядные, практические методы, из словесных методов предпочтение отдаем беседе с ее помощью можно подготовить учеников к успешному восприятию изложения учителем нового учебного материала и к самостоятельной работе. При выборе методов обучения мы стремимся активизировать мыслительную деятельность школьников. Важно, чтобы дети получали знания не в готовом виде, а самостоятельно, хотя и под нашем руководством. Активный интерес к изучению нового материала, потребность в познание вызывают у детей вопросы, не просто воспроизведения знаний, а умение обобщать, выделять главное, рассуждать.
С другой стороны, при выборе методов обучения в 5 классе учителям – предметникам нельзя забывать о том, что пятиклассники – это одиннадцатилетние дети и поэтому целесообразно, как это мы делаем в своей школе, использовать многие приемы и методы обучения, применяемые в начальных классах. Так, например, в содержание уроков в пятых классах, учителя включают игровые ситуации, используют дидактические игры – это делает учение более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, помогает им преодолеть трудности.
Важную роль в подготовке учеников 1 – 4 классов к обучению в средних и старших классов играет выработка у них самостоятельной работы, без которых невозможен переход к предметной системе обучения. Самостоятельная работа помогает учителю начальных классов проверить, на сколь прочны и глубоки знания по изучаемой теме, выявлять пробелы, недостатки отдельных учеников, контролировать работу всего класса. При самостоятельной рабате у младшеклассников развивается внимание, настойчивость, вырабатывается привычка к точности и актуальности. Самостоятельная работа, способствующая более прочному овладению ЗУН и подготавливающая школьников к изучению по предметной системе в 5 и последующих классах, может проводиться учителями начальных классов практически на каждом уроке.
Разнообразные виды самостоятельной работы моно использовать на уроках русского языка. Выбор такой работы зависит от характера учебного материала и данной темы, а также подготовленности детей к самостоятельному выполнению предложенного учителем задания. Для всех классов начальной школы типичные диктанты (выборочный, зрительный, объяснительный, свободный, творческий, письмо по памяти, «проверяю себя»), грамматико-орфографический разбор, придумывание своих слов, предложений, словосочетаний, рассказов (сочинений), изложение прочитанного. Эти упражнения требуют от ученика большей или меньшей самостоятельности и способствуют развитию умственных способностей.
Чтобы подготовить детей к написанию изложения и сочинения, мы совместно с учителями русского языка и литературы 5 – 11 кл. еженедельно предлагаем выполнить такие, например, задания: описать свой день, используя имена прил., написать 4- 5 предл. на тему «Прогулка», употребив опред. наречия, написать сочинение по картинке, предварительно рассмотрев картинку и познакомившись с биографией художника.
В начальных классах мы учим детей работать с черновиками. Это развивает навыки самоконтроля, помогает следить за правильностью речи, грамотного письма. Уметь проверять то, что сделал сам, нужно при выполнении любого дела. Читать вслух сочинения и изложения во время проверки текста пользоваться орфографическим словарём, находить изученные орфограммы и объяснить их написание, обращать внимание на правописание безударных гласных в слове и т. п. – всему этому мы учим наших учеников в начальных классах.
Особенно важно обеспечить преемственность в воспитательной работе с учениками начальных и пятых классов, безболезненный переход их от одного учителя – воспитателя ко многим учителям и классному руководителю, что в свою очередь, требует от всех учеников, учителей и особенно от классных руководителей, глубокого знания и заблаговременного изучения возрастных и индивидуальных особенностей своих будущих воспитанников. Дети младшего школьного возраста очень подвижны, мышление их конкретно, они впечатлительны и эмоциональны, не умеют долго концентрировать на чём-либо своё внимание.
Кроме того, посещаются и тщательно анализируются открытые уроки в 4 и 5 классах, практические знания. На этих уроках учителя старших классов знакомятся с тем, какие умения и навыки приобретают ученики начальных классов, видят объём работы на уроке, отмечают, как одни и те же уроки рассматриваются в 3 и 5 классах.
Открытые уроки мы проводим по темам: «Роль наглядности в обучении», «Закрепление пройденного материала», «Решение задач», «Безударные гласные» и т. д. Особенно тщательно прорабатываем вопросы, которые вызывают трудности у школьников в 5 кл.
На уроках математики показываем, какие навыки устных вычислений с многозначными числами имеют учащиеся, с какими приёмами устных и письменных вычислений они знакомы, какие арифметические действия могут выполнять ученики младших классов, какими приёмами самостоятельной работы они обучены, как рассуждают, доказывают; на уроках русского языка и чтения дети читают, пишут, говорят, как применяют знания в устной и письменной речи. Побывав на уроках в начальных классах, учителя средних и старших классов более глубоко стали изучать программы, содержание обучения в начальных классах. Мы же, в свою очередь, более серьёзное внимание стали уделять общему развитию детей, выработке у них умений рассуждать, доказывать, самостоятельно находить пути решения любой предложенной задачи; у младших школьников воспитываются самостоятельность и инициатива, привычка и любовь к труду, чувство ответственности, настойчивость в преодолении знаний.