Методическая карта урока по МДК 01. 01. 04 Паразитология и инвазионные болезни на тему Эхинококкоз


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
БАЙМАКСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
С.УРГАЗА
Методическая карта урока
по МДК 01. 01. 04 Паразитология и инвазионные болезни
на тему:
«ЭХИНОКОККОЗ»
Ургаза-2016
Аннотация
В методической разработке изложен опыт организации и проведения урока по теме «Эхинококкоз» с применением метода проблемного обучения.
  Вопросы активизации умственной деятельности студентов в последние годы приобрели актуальное значение. Наиболее эффективно отвечает этой задаче активное обучение. Одним из методов активного обучения является проблемное обучение. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдатель- ности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение задачи. Студент попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Методическая разработка окажет помощь начинающим преподавателям и может быть использована преподавателями других специальностей.

Содержание
Введение
1. План урока
2. Методика проведения урока
3. Приложение
4. Рецензия
Учебно – методическая карта занятия
Дисциплина. Паразитология и инвазионные болезни.
Тема занятия. Эхинококкоз.
Цель занятия:
А. Образовательная. Ознакомить студентов с морфологией, причинами, диагностикой, лечением и профилактикой эхинококкоза.
Б. Воспитательная. Воспитание ответственности за уходом и содержанием домашних животных, формирование правильного понятия о проведении ветеринарно-просветительской работы среди населения.
В.Развивающая. Развитие и формирование знаний об опасных заболеваниях, передающихся от животных к человеку.
Студент должен: знать: морфологию возбудителя, диагностику, лечение и профилактику эхинококкоза
уметь: диагностировать и проводить профилактику эхинококкоза
ПК 1.1. Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными.
ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.
Связи: - межпредметные: биология, анатомия и физиология животных, основы зоотехнии, ветеринарная фармакология, латинский язык
- внутрипредметные: тема «Цестодозы"
Средства обучения: муляжи, плакат, мультимедийные средства, слайды, раздаточный материал, тесты.
Литература: основная: М.В.Шустрова и др. Паразитология и инвазионные болезни животных. - М.: АСАДЕМА, 2006 дополнительная: М.Шакбаева. «Паразитология и инвазионные болезни животных» - М.: Колос 2002.
Ход занятия
№ элемента Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов. Формы и методы обучение.
1 Организационный момент
- приветствие
- проверка посещаемости
- проверка готовности кабинета к уроку организация внимания
2 Мотивация, актуализация, тема урока (сообщение темы, целей, задач урока) Объяснение,
беседа
3
Изложение нового материала:
1.Распространенность болезни
2.Морфология и биология развития болезни.
3.Диагностика и профилактика эхинококкоза. Рассказ, беседа,
объяснение, иллюстрация слайдов
4 Закрепление изученного материала:
1.Кто является основным распространителем эхинококкоза?
2.Пути заражения человека эхинококкозом?
3.В чем заключается профилактика эхинококкоза?
4.Диагностика эхинококкоза у животных?
5.Какие препараты используют для дегельминтизации собак? Устный опрос, тестирование
5 Подведение итогов урока Комментирование ответов, выставление оценок, обобщение
итогов урока
7 Задание для самостоятельной работы: Нарисовать рис.10.9.на стр.109 М.В.Шустрова и др. Паразитология и инвазионные болезни животных. - М.: АСАДЕМА, 2006 Объяснение
Введение
Изучение темы об эхинококкозе имеет исключительное значение не только
для ветеринарных специалистов, но и всех слоев населения.
Познав эту болезнь, мы узнаем, что она общая для всех видов животных и человека и занимает большое место среди всех известных ныне паразитарных болезней.
Их сотни, и опасность, которую они представляют, экологический ущерб, который они наносят, невероятно велики.
Профилактика этих болезней, борьба с ними занимают большое место в системах ветеринарии и санитарно-эпидемиологического надзора, требуют детальных знаний этой сложной проблемы и знакомства с ней не только специалистов, но и населения нашей планеты.
Методика изложения материала
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка посещаемости, организация внимания.
2.Мотивация, актуализация темы.
Урок начинается с вопроса,- кто является верным другом человека?
(Речь пойдет, конечно же, о собаке). Является ли собака другом человека или есть, какая- то опасность? Вот об этом сегодня мы и поговорим.
3.Сообщение темы, цели и задач урока.
Сегодня мы будем говорить об эхинококкозе.
Цель нашего занятия изучить морфологию паразита, методы диагностики, лечение и меры профилактики эхинококкоза.
Задачей урока является правильное формирование понятия о проведении ветеринарно-просветительской работы среди населения
4. Изложение нового материала.
План урока:
1.Распространенность болезни
2.Морфология и биология развития болезни.
3.Диагностика и профилактика эхинококкоза.
Слайд 1
Далее преподаватель, заострив внимание на теме, отмечает, что эта болезнь не только животных, но и человека. Проблема в том, что собака является основным источником распространения этого заболевания. Актуальность в том, что число больных людей растет и в республике Башкортостан сложилась напряженная обстановка по заболеваемости людей эхинококкозом.
Слайд 2
На карте России мы видим, в каких регионах наиболее распространено заболевание эхинококкозом. В последние годы в республике Башкортостан сложилась напряженная ситуация по заболеваемости людей эхинококкозом. Число таких больных ежегодно растет: в 2008 году увеличилось по сравнению с 2004-м в 1,4 раза и составило 66 случаев. Особенно неблагополучная обстановка в этом плане сложилась в южных районах республики в нашем Баймакском, Зианчуринском, Хайбуллинском, они дают 40 процентов всей заболеваемости по республике.
В большинстве случаев болеют люди трудоспособного возраста от 20 до 55 лет, что имеет важное социально-экономическое значение, 20 процентов среди них составляют дети. Сельские жители заражаются эхинококкозом чаще, чем городские.
Работа против эхинококкоза продолжается. Если в Баймакском районе с 2004 года было медицинскими работниками выявлено и оперировано 15 человек, то в 2009 году выявлено 11 больных, а в 2010 году 9 больных эхинококкозом. Совместно со специалистами медицинской и санэпидемической службы проводится обследование ветеринарных специалистов. Каждый год профилактическое обследование на наличие эхинококкоза проходят более 100 ветеринарных специалистов, зоотехников, заведующих фермами и мясными складами. Если же ветеринарные специалисты в населенных пунктах обнаруживают эхинококкоз у сельскохозяйственных животных частного сектора, то изымают пораженные органы, субпродукты и уничтожают на месте. После чего сообщают местному фельдшеру, который направляет всех членов семьи, у которых болел скот, на флюорографическое обследование.
После приведения данных по заболеваемости человека эхинококкозом ставиться проблема на обсуждение студентами.
Какая проблема стоит перед нами? Какой вывод сделаем из этого для себя?
Слайды 5, 6, 7
Далее преподаватель знакомить студентов строением возбудителя эхинококкоза.
Возбудитель. Эхинококкус в личиночной стадии Echinococcus granulosus - это пузырь, достигающий величины от горошины до головы новорожденного ребенка. Состоит из внутренней герминативной (зародышевой) оболочки, на внутренней поверхности которой продуцируются выводковые капсулы и протосколексы. Снаружи пузырь покрыт плотной соединительной оболочкой, образованной окружающей тканью хозяина. Характерным является то, что пузырь заполнен светло-желтой, слегка опалесцирующей жидкостью. Впрочем, у яков пузыри величиной от горошины до гусиных яиц. Пузыри имеют три анатомические модификации, возникновение которых зависит от вида, возраста и иммунного состояния хозяев.
Е. veterinorum - пузыри, содержащие внутри только жидкость выводковые капсулы со сколексами. Чаще всего такие пузыри появляются у молодых животных, не имеющих иммунитета. Аналогичные пузыри встречаются и у человека.
Е. hominis - пузыри, характеризующиеся тем, что кроме выводковых капсул и протосколексов способны продуцировать дочерние пузыри, плавающие свободно в жидкости. Кроме того, в последних могут возникнуть внучатые и правнучатые пузыри. Эта разновидность пузырей встречается главным образом у животных, реже у человека.
Е. асерhа1осуsticus - стерильные пузыри. В них могут формироваться дочерние и внучатые пузыри, но не образуются выводковые капсулы со сколексами. Предполагают, что такого рода пузыри возникают у животных с хорошо выраженным иммунитетом.
Половозрелая цестода Echinococcus granulosus длиной 3-4мм состоит из сколекса, вооруженного 28-40 крючками, и 3-4 члеников. В зрелом, последнем, членике содержится мешковидная матка, наполненная яйцами. Округлой формы (тениидного типа) и желтовато-серого цвета яйца имеют диаметр 0,030-0,036 мм.
Вопрос: По классификации к какому типу гельминтов относится эхинококкоз?
Слайды 8, 9, 10, 11, 12
Вопрос: Кого называют основными и промежуточными хозяевами паразитов?
Основным или дефинитивным (окончательным) хозяином паразита является тот организм, где обитают половозрелые паразиты.
Животные организмы, в которых живут личиночные стадии паразитов промежуточными хозяевами.
Вопрос: Какова цикл развития паразита?
Слайды 16, 17
С фекалиями зараженных животных наружу выделяются яйца и зрелые членики цестоды, попадающие затем в почву, воду, на траву, сено, корма.
Промежуточные хозяева заражаются возбудителем эхинококкоза при заглатывании яиц и члеников вместе с кормом и водой. Онкосферы из кишечника хозяина с током крови разносятся по всему организму промежуточного хозяина. Далее в местах локализации онкосферы вырастают в пузыри и в зависимости от вида хозяина и его физиологического состояния через 15 месяцев достигают инвазионной стадии.
Дефинитивные хозяева заражаются при поедании внутренних органов промежуточных хозяев, пораженных инвазионными коккусными пузырями. В кишечнике дефинитивных хозяев из протосколексов вырастают ленточные гельминты до половозрелой стадии в течение 2-3 месяцев. Продолжительность жизни цестод составляет около 5-7 месяцев (рис.3).
Вопрос: Как может заразиться человек эхинококкозом?
Слайды 13, 14, 15
Основные группы риска: животноводы, население, имеющее личное подворье, чабаны, звероводы, охотники, владельцы собак и члены их семей.
С фекалиями зараженных животных наружу выделяются яйца и зрелые членики цестоды, попадающие затем в почву, воду, на траву, сено, корма.
Промежуточные хозяева заражаются возбудителем эхинококкоза при заглатывании яиц и члеников вместе с кормом и водой, а человек, при несоблюдении элементарной гигиены – употреблении немытых овощей, ягод, фруктов, дикорастущих трав, ягод загрязненных фекалиями больных собак, а также при питье некипяченой воды из природных водоемов, при контакте с собакой, снятии и выделке шкур диких плотоядных, при работе на огороде, во время игр во дворе и в саду. Дефинитивные хозяева заражаются при поедании внутренних органов промежуточных хозяев, пораженных инвазионными коккусными пузырями.
Вопрос: Какие органы поражаются при эхинококкозе у людей и животных?
Слайды 19-36
при интенсивном поражении печень увеличивается в объеме, а ее строма атрофируется. У коровы швицкой породы 7 лет, у которой произошел разрыв печени во время резкого поворота тела, орган весил 45 кг. Она была крайне истощена. Между пузырями, величина которых была от грецкого ореха до головы новорожденного ребенка, выглядывала тонкими прослойками печень желтовато-коричневатого цвета. При этом печень полностью потеряла свою форму.
Сильное поражение легких также приводит к увеличению объема массы до 8-10, а иногда до 32 кг. При пальпации в глубине легких пузыри плотной консистенции легко прощупываются.
Пузыри нередко обнаруживаются и в почках, селезенке, сердце и других органах. При развитии механической желтухи подкожная клетчатка, жировая ткань и мускулатура желтушны. Желтушность ярче выступает на серозных покровах сальника и брыжейки.
Вопрос: Как диагностируют эхинококкоз?
Слайд 41
Диагностика эхинококкоза может быть прижизненной и посмертной. Кроме учета эпизоотологических данных и симптомов болезни большое значение придают иммунологическим методам диагностики. К ним относятся реакции: внутрикожная аллергическая (реакция Кацони), РНГА, латекс-агглютинации (РЛА), сколексокольцепреципитации (РСКП) и др.
Однако в практических условиях наиболее широкое применение нашла реакция Кацони, при которой эффективность достигает 98-100 %. С этой целью из эхинококкусных пузырей стерильно берут жидкость и вводят внутрикожно овцам 0,2 мл в подхвостовую складку, крупному рогатому скоту 0,4 мл в область шеи.
Реакция протекает быстро, она выражена через 30-45 мин, достигая максимума через 2-3,5 ч, и снижается на зачетный уровень к 6 ч. Иногда используют эхинококкусный сухой аллерген (ЭСА) из жидкости пузырей, который хорошо переносит годичное хранение. Припухлость в месте введения темно-багрового цвета, с выраженной отечностью: у овец 2,5 см и более, у крупного рогатого скота 4,6 см и более. После убоя животных диагноз ставят на основании обнаружения эхинококкусных пузырей во внутренних органах.
В последнее время получен эхиноаллерген путем облучения эхи-нококкусного пузыря в пределах от 5 до 500 Гр. В этих условиях в жидкости образуются радиотоксины хиноидной природы. Внутрикожное введение больным животным эхиноаллергена существенно повышает индекс чувствительности и специфичности при диагностических исследованиях.
Прижизненная
- учёт эпизоотологических данных и симптомов болезней; - - иммунологические методы внутрикожная аллергическая реакция [Кацони), РНГА, РЛА (латекс-агглютинация), РСКП (сколексокольцепреципитация).
Лечение - не разработано
Посмертная
- обнаружение эхинококкозного пузыря при вскрытии или при ветсанэкспертизе.
Вопрос: В чем заключается профилактика и меры борь
бы эхинококкоза?
Слайд 42,43
Профилактика. Следует помнить, что яйца многих цестод семейства Taeniidae весьма устойчивы к воздействию факторов внешней среды.
Во внешней среде в тени при температуре 12-36°С и относительной влажности 50-70 % яйца эхинококкуса сохраняются до 4 мес. Однако действие прямых солнечных лучей убивает их в течение 2 суток. При колебании температуры от +35 до -16 °С, при неоднократном замораживании они гибнут и их основная масса не перезимовывает.
В борьбе с тениидозами и ларвальными цестодозами, в том числе и при эхинококкозе и альвеококкозе, соблюдается комплекс ветеринарно-санитарных и хозяйственных мероприятий. Необходима постоянная санитарная ветеринарно-медицинская информация о роли ларвальных цестодозов.
В целях профилактики ларвальных цестодозов жвачных строго запрещаются подворный и прифермский убой животных и скармливание пораженных органов дефинитивным хозяевам. В каждом животноводческом хозяйстве необходимо иметь оборудованный убойный пункт (вскрывочный) и скотомогильник, отвечающие санитарно-ветеринарным требованиям утилизации субпродуктов. В период перегона животных на отгонные пастбища трупы и органы, пораженные цистицеркусами, эхинококкусами и другими гельминтами, необходимо сжигать. На отгонных пастбищах следует проводить те же мероприятия, что и в условиях стационара.
В неблагополучных по эхинококкозу хозяйствах в конце лета проводят диагностические (аллергические) обследования крупного рогатого скота и овец. Положительно реагирующих животных сдают на мясокомбинат.
Необходимо осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение заражения промежуточных хозяев.
В каждой отаре разрешается иметь не более двух собак, в гурте и на токах для охраны кормов - одну. Бродячие собаки подлежат отлову и уничтожению. Всех собак на животноводческих точках ставят на баланс хозяйства, заводят на каждое животное паспорт, в котором записывают все проведенные ветеринарные мероприятия.
Собак, принадлежащих частным лицам, а также службам по охране различных объектов и охотничьим хозяйствам, должны взять на учет местные органы ветеринарной и медицинской службы. В отношении их проводят мероприятия в соответствии с существующими инструкциями.
Меры борьбы:
- упорядочивание содержания собак;
- проведение плановых дегельминтизаций;
- уничтожение больных эхинококкозом собак под контролем ветеринарного работника;
- оборудование типовых скотомогильников;
- дезинфекция мест снятия шкур собак и пушных зверей;
- фекалии уничтожают обливанием кипятком или сжигают, или закапывают на большую глубину.
- соблюдение ветеринарно-санитарных и хозяйственных мероприятий;
- запретить содержание собак на территории животноводческих ферм, ограничить количество сторожевых, при отарах и гуртах;
- не допускать скармливание поражённых органов собакам;
- иметь в животноводческих хозяйствах и сельских поселениях убойный пункт и места утилизации биологических отходов;
- в неблагополучных по эхинококкозу хозяйствах обследовать КРС и овец аллергическим методом;
- вести учёт собак и их паспортизацию
- создать огороженные и оборудованные площадки для выгула собак, согласованные с органами санитарного надзора;
- оборудовать специальные площадки для дегельминтизации собак, против цестодозов, согласовав с государственным ветеринарным надзором;
- для утилизации биоотходов и пораженных органов приобретать печи-крематоры и устанавливать на территориях хозяйств и предприятий;
-на территории объектов иметь постоянно действующие и отвечающие санитарным требованиям общественные туалеты;
- проводить просветительную работу среди населения, работников животноводства и владельцев собак через средства массовой информации.
Рецензия
на методическую разработку выполненную преподавателем ветеринарных дисциплин Аминевым Ф.Я. , на тему «Эхинококкоз».
Методическая разработка оформлена в соответствии с требованиями к методическим материалам.
Тема данной методической разработки отражает одну из важнейших проблем для медицинских и зооветеринарных работников и имеет огромное просветительное значение для населения.
В данной работе использовано огромное количество иллюстративного материала, которое помогает слушателям беседы лучше понять специальные термины.
Форма беседы построена на методе парадокс, что акцентирует внимание на неожиданность факта заболеваний животных, которые вызывают вначале любовь к ним, а затем – опасность.
Разработка заканчивается памятками для слушателей, которые имеют практическую ценность в подведении итогов беседы.
Данная методическая разработка может быть использована классными руководителями, воспитателями для проведения просветительской работы, воспитания личной гигиены.
Рецензент: преподаватель ветеринарных дисциплин
Мусина Р.М.