Конспект урока по русскому языку на тему: «Односоставные предложения» (8 класс)


Тема: «Односоставные предложения» (повторение и обобщение)
Цели:
Обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные предложения».
Формирование умений различать типы односоставных предложений.
Развитие навыков частично-исследовательской познавательной деятельности, творческих способностей учащихся.
Закрепление умений делать обобщающие выводы, оценивать результаты своей работы.
Воспитание любви к своей малой родине через знакомство с творчеством поэта-земляка Станислава Борисовича Труничева.
Развитие интереса к жизни и творчеству С. Труничева.
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Оборудование:
тексты стихотворений С. Труничева;
карточки с текстами для редактирования;
мультимедийный проектор с презентацией
Ход урока
I.Актуализация опорных знаний учащихся
1.Проверка домашнего задания.
II.Мотивация учебной деятельности
1.Слово учителя
Урок сегодня мы начинаем с прослушивания замечательного стихотворения, которое поможет определить нам тему урока.
Чтение подготовленным учеником наизусть стихотворения «На даче ночь» С. ТруничеваУчитель:
- Понравилось ли вам стихотворение? Какова его тема, идея?
- А в чем особенность построения предложений, используемых автором в этом стихотворении?
(наличие односоставных назывных предложений)
- Какое предложение называется односоставным?
- Я думаю, вы еще больше будете гордиться своей малой родиной, если узнаете, что это стихотворение написал наш земляк, проживавший в нашем районе Станислав Борисович Труничев. Его же строки вы видите на экране. Именно со стихотворениями С. Труничева будем работать сегодня на уроке русского языка. (Слайд 1)
2. Разминка “ Найди лишние предложения”.
Учитель: Найдите среди перечисленных предложений лишние, по своему строению не похожие на остальные. ( Слайд 2)
Звезды зоревые в небе зыбком,
Месяца избитый каблучок.
Полночи чарующая скрипка
По душе настроила смычок.
Бликами огня расшиты стены.
За окошком ночь. Собачий плач…
Славлю вас, всегда благословенны,
Вечера и ночи старых дач!
От земной любви до звездных точек
Ищет смысл начала из начал…
Вдохновенье чудных одиночек,
Приходи почаще по ночам!
(С. Труничев «На даче ночь»)
Учитель:
- Какие предложения вы посчитали “лишними”? Почему?
- Дать определение двусоставному предложению.
III. Определение темы и целей урока
Учитель: - Какова же, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (односоставные предложения.)
- А что именно мы должны повторить об односоставных предложениях? Каковы цели нашего урока? (повторить и обобщить знания о видах односоставных предложений, способах выражения в этих предложениях главных членов, употребление таких предложений в речи.) (Слайд 3)
IV. Восприятие учащимися учебного материала
1.Исследовательская самостоятельная работа в группах
1 группа (Задание: составить биографическую справку с использованием односоставных предложений.)
2 группа работает над исследованием стихотворения С.Труничева «Я оставляю мир грешный земной». Обратите внимание, какие односоставные предложения использует поэт.
3 группа работает над исследованием стихотворения С.Труничева «Побывать бы опять на Родине»
2.Подведение итогов работы в группах
Выступление учащихся 1 группы
(исследование текста биографической справки на наличие односоставных предложений). Учитель: Вы прослушали краткую биографическую справку. Попробуйте сказать о С. Труничеве, не используя ни одного глагола. Станислав Борисович Труничев - это кто? (поэт, земляк, сельский учитель и т.д.)
Выступления учащихся 2 и 3 группы (слайды 4, 5, 6)
3. Проверка усвоенных знаний
Графический диктант с проверкой
Учитель: Для графического диктанта, который подведет итог нашего урока, я использовала также стихотворные строки С. Труничева. Но мне так не хочется эти строчки вырывать из контекста хороших, имеющих глубокий смысл стихотворений поэта. Я сейчас вам буду зачитывать отрывки, а вы должны определить вид односоставных предложений, появляющихся на экране, отмечая его сокращенными буквами, после чего проверить задание с помощью экрана.
1.О, сколько лет и сколько зим,
Теплом друг друга согревая,
Приходим к свадьбам золотым:
Всю душу детям отдавая. (С.Труничев «Золотые свадьбы»)
2.В сердцах уже покой и тишь,
Они лишь клад воспоминаний.
Не всколыхнешь, не воскресишь
Размытых временем желаний. (С.Труничев «Золотые свадьбы»)
3.Заметают прозрачные вьюги
Розоватые чаши следов…
Здесь дождливо, тоскливо на юге,
Темнота на лице городов. (С.Труничев «Жду»)
4.Триста метров воды,
Триста криков беды,
Триста вспышек огня… (С.Труничев «Три штурма»)
5.У предгорной гряды
Свет днепровской воды. (С.Труничев «Три штурма»)
6.Маков цвет – цвет огня
Все тревожит меня.
Снова в мирной тиши
Сиваши… Сиваши… (С.Труничев «Три штурма»)
7. Побывать бы опять на родине,
В теплый дождь побродить по грибы.
Крупным бисером черной смородины
Берестянку-корзину набить. (С.Труничев «Побывать бы опять на родине»)
8. Не уйдут из сердец имена
И поэтов любимые строчки!
Посмотрите, бушует весна
И берез наливаются почки. (С.Труничев «Не уйдут из сердец имена»)
9. Вопреки всем лихим атеистам
Утверждаю, каноны круша,
После жизни порочной иль чистой
На земле остается душа. (С.Труничев «Вопреки всем лихим атеистам»)
(Слайд 7 – 15)
Проверьте свою работу при помощи мультимедийного экрана. Оцените.
Нет ошибок – 12; 1-2 ошибки - 8
3-4 ошибки – 5 (Слайд 8)
V. Подведение итогов
Заключительная беседа
–Чем односоставные предложения отличаются от двухсоставных?
–На какие две большие группы делятся односоставные предложения? Какой признак положен в основу этого разграничения?
–Какие функции выполняют односоставные предложения?
–Какие функции выполняют односоставные предложения в художественном тексте?
VI. Домашнее задание.
1.Выписать из стихотворения С.Труничева «Что оставить в наследство моей дочке и сыну» односоставные предложения. Определить их вид.
2. Написать сочинение, используя все виды односоставных предложений на одну из тем: «Мой друг», «Осенняя прогулка»
Слово учителя. В течение урока мы с вами рассматривали односоставные предложения, наблюдали, анализировали, исследовали, старались проникнуть в тайны писательского труда, приобщались к культуре художественного слова. Мы увидели, что красноперекопский поэт С.Труничев активно использовал в своих произведениях односоставные предложения. Радует то, что вы хорошо сегодня работали на уроке, учились понимать слово, искали в нем скрытый смысл, восхищались творчеством поэта. Хочется верить, что и вы сможете использовать в своей речи односоставные предложения
9. Лирический конец урока
Чтение учеником наизусть стихотворения С.Труничева «Что оставить в наследство моей дочке и сыну»