Критерии оценивания сжатого изложения и сочинения 15.1., 15.2, 15.3 и шкала перевода первичного балла в отметку

Критерии оценивания сжатого изложения и сочинения 15.1., 15.2, 15.3 и шкала перевода первичного балла в отметку.
Контрольные и практические работы в рамках элективного курса оцениваются в баллах по критериям ИК/ГК для изложения, СК/ГК для сочинения. Баллы пересчитываются в оценку по шкале пересчета первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале.
Оценивание практической работы
Проверка и оценивание изложения

Критерии оценивания сжатого изложения
Баллы

ИК1
Содержание изложения (см. таблицу 1)



Обучающийся точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1
2


Обучающийся передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил 1 микротему
1


Обучающийся передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил более 1 микротемы
0

ИК2
Сжатие исходного текста



Обучающийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста
3


Обучающийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста
2


Обучающийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста
1


Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста
0

ИК3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения



Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2


Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1


В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3
7


Критерии оценивания сочинения на лингвистическую тему

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Баллы

С1К1
Наличие обоснованного ответа



Обучающийся привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет.
2


Обучающийся привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса.
1


Обучающийся привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса,
Или
Тезис не доказан
Или
Дано рассуждение вне контекста задания
или
Или тезис доказан на бытовом уровне
0

С1К2
Наличие примеров-аргументов



Обучающийся привел два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте
3


Обучающийся привел два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,
Или
привел два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
или
привел один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
2


Обучающийся привел один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте
1


Обучающийся не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
Или
обучающийся привел примеры-аргументы не из прочитанного текста
0


Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста 15.2
Баллы

С2К1
Понимание смысла фрагмента текста



Обучающийся дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет
2


Обучающийся дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,
но
допустил 1 ошибку в его интерпретации
1


Обучающийся дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
обучающийся допустил 2 или более ошибок при интерпретации содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует
0

С2К2
Наличие примеров-аргументов



Обучающийся привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента
3


Обучающийся привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента
2


Обучающийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста
1


Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть
0


Критерии оценивания 15.3


Критерии оценивания сочинения-рассуждения
Баллы

С3К1
Понимание смысла фрагмента текста



Обучающийся ( в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его
2


Обучающийся ( в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
Но
не прокомментировал его
1


Обучающийся дал неверное определение,
Или
Толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует
0

С3К2
Наличие примеров-аргументов



Обучающийся привел два примера –аргумента: один пример-аргумент приведен из прочитанного текста, а второй- из жизненного опыта,
Или
Обучающийся привел два примера-аргумента из прочитанного текста
3


Обучающийся привел один пример-аргумент из прочитанного текста
2


Обучающийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта
1


Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента
0



Критерии , общие для всех сочинений

СК3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2


Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1


В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
0

СК4
Композиционная стройность



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена 1ошибка в построении текста
1


В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста
0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4
9


Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то оно оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность обучающегося и фактическая точность его письменной речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Баллы

ГК1
Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки
2


Допущено 2–3 ошибки
1


Допущено 4 и более ошибки
0

ГК2
Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок
2


Допущено 3–4 ошибки
1


Допущено 5 и более ошибок
0

ГК3
Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка
2


Допущено 2 ошибки
1


Допущено 3 и более ошибок
0

ГК4
Соблюдение речевых норм



Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок
2


Допущено 3–4 ошибки
1


Допущено 5 и более ошибок
0

ФК1
Фактическая точность письменной речи



Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет
2


Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов
1


Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов
0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4
10


При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Первая часть оценки ставится за содержание, вторая – за грамотность.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»

Общий балл
0 – 40%
41-65%
66-85%
из них не
менее 4 баллов по критериям
ГК1 - ГК4
86-100%
из них не
менее 6 баллов по критериям
ГК1 - ГК4



Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»

Изложение ( ИК)
3 б
4 б
5-6 б
7 б

Сочинение (СК)
3 б
4-5 б
6-7 б
8-9 б

Грамотность (ГК)свыше 140слов
3 б
4-6 б
7-8 б
9-10 б.

Грамотность (ГК)свыше 70-139 слов

3 б
4 б
5 б









Заголовок 1 Заголовок 6 Заголовок 715