Тематическое планирование занятий по курсу «Знакомство с окружающим миром»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
имени Героя Советского Союза Сафонова Федора МатвеевичаРоссийская Федерация, 443041 г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А
Тел./факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform12@mail.ru«РАССМОТРЕНО»
Протокол заседания
Педагогического совета
от «27» августа 2015 г. № 1
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор школы
____________Е.В.ГорячеваПриказ по школе
от «____» августа 2015 г.
Тематическое планирование
занятий в рамках оказания платных образовательных услуг
по курсу «Знакомство с окружающим миром»
Школа дошкольника
Количество часов за год: 34
Составил:
Количество часов в неделю: 1 учитель
начальных классов высшей категории
Коняева И.Ю.
2015-2016 учебный год
Самара
Содержание курса
1.Пояснительная записка. 3
2.Содержание тем учебного предмета. 7
3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 9
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная программа курса «Знакомство с окружающим миром» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Здравствуй, мир!», предлагаемой Вахрушевым А.А., Кочемасовой Е.Е., Акимовой Ю.А., Беловой И.К.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные черты программы.
Одна из характерных черт современных дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей.
Средством для решения этой задачи служит знакомство с элементарной целостной картиной мира. При таком подходе не важно, каким объёмом знаний обладает человек, ведь все полученные им сведения будут храниться в порядке, их легко найти и ими легко будет пользоваться. Поэтому очень важно научить ребенка целостному взгляду на мир, помочь ему представить целостную картину мира.
Процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к накоплению и истолкованию своего опыта. Это достигается тем, что дети с помощью взрослых учатся использовать знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач – один из самых эффективных способов осмысления мира. Поскольку жизненный опыт ребёнка ещё невелик, то он познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому вся программа составлена с позиции узнающего мир дошкольника, идеи всеобщей взаимосвязи ребёнка со всей окружающей его действительностью. Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - научиться отвечать на любые вопросы детей. Цель данной образовательной программы - обеспечение готовности ребенка объяснять окружающий мир в процессе осмысления своего опыта; обеспечение личностного развития дошкольников, а именно - формирование их личностного восприятия окружающего мира, эмоционального, оценочного отношения к нему.
Задачи обучения:
1. Воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, помочь осознать смысл произносимых детьми слов, что в свою очередь готовит их к будущему освоению научного языка.
2. Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире.
3. Обеспечить условия для накопления у детей знаний о социальной действительности, предметах материальной культуры, свойствах и разновидностях материалов, явлениях природы
4. Помочь раскрыть детям сущностные особенности предметов.
5. Развивать наблюдательность у дошкольников, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности, что даст ребенку возможность разумно действовать в реальной жизни.
6. Воспитывать бережное ответственное отношение к природе.
7. Учить следовать экологическим правилам поведения в природе, эстетическим правилам поведения в обществе.
Занятие по курсу направлены на познание ребятами картины мира и своего жизненного опыта, развитие у детей устной речи при подготовке к обучению, а так же для успешного освоения предметов на начальном этапе обучения в школе.
Общая характеристика курса
В основе занятий курса «Знакомство с окружающим миром» лежит игра, так как для детей этого возраста игра – ведущая форма деятельности. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Важнейшую роль в проведении занятий играет один из принципов Образовательной программы «Школа 2100» - принцип минимакса (А.А. Леонтьев). Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой образовательный уровень.
Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребёнка: с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития ребёнка, с другой – соответствовать его уровню развития. Вопросы должны быть посильными.
Выбор данной программы предполагает наиболее эффективное выполнение всех поставленных задач.
Цели и задачи программы определяют и методику проведения занятий. Материал пособия «Здравствуй, мир!» разбит на занятия и даётся в большом объёме. Это позволит учителю выбрать наиболее значимые для конкретного ребёнка задания и сведения. Большинство занятий целесообразно строить в рамках технологии самостоятельного открытия детьми нового знания: 1-й этап – введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Учитель задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей учитель оценивает их знания. 2-й этап – мотивационная игра. Дети под руководством учителя вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»). 3-й этап – поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки»), учитель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не предъявляются учителем в готовом виде. Материал для этих бесед находится в описаниях занятий в методических рекомендациях. Он избыточен, поэтому учитель сам выбирает необходимый минимум из текста, исходя из имеющихся у детей знаний и их интересов. 4-й этап – самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания. Примеры таких игр можно найти в тексте конспекта в методических рекомендациях или в заданиях в учебном пособии (тетради). 5-й этап – повторение и развивающие задания. 6-й этап – итог занятия. Дети вместе с учителем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.
Содержание модифицированной программы курса «Знакомство с окружающим миром» учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, предусматривает 1занятие в неделю продолжительностью 25 минут, всего 34 занятия.
Содержание тем учебного предмета.
1.Лето-время года.
Летние месяцы. Приметы лета в природе (погода, цветение и созревание плодов, летняя одежда). 2.Правила поведения .Правила поведения в природе. Работа экологов, природоохранных организаций. Правила поведения в группе и других общественных местах. Правила поведения у себя дома. Правила поведения в разные исторические эпохи – от первобытного мира до современности. Правила поведения на улицах города, дорожные знаки. 3.Я - гражданин России.
Достопримечательности России: природа, полезные ископаемые, народные промыслы, сказки, многонациональность, национальные костюмы, особенности родного края, достижения людей. Символы России: флаг, герб, гимн, столица, президент. Паспорт гражданина России. 4.Путешествие в дальние страны. Подготовка к путешествию: предметы, необходимые в путешествии, отличие туриста и путешественника, транспорт. Европа. Сравнение с природой России. Сказки писателей Европы. Великие изобретения и открытия: часы, паровая машина, паровоз, воздушный шар, аэроплан, дирижабль и др. Олимпиада. Азия. Горы. Тропики. Великие изобретения: бумага, фарфор, арабские цифры, шёлк. Америка. Джунгли. Сравнение с природой России. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы. Карнавал. Африка. Пустыня. Саванна. Погода в Африке. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья. Пирамиды, календарь. Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна). Разведение скота и последствия этого. Шерстяные изделия. Антарктида. Лёд. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины). Полярные станции, метеорология. 5.Мировой океан. Животный и растительный мир. Морские животные, дышащие воздухом: дельфин, кит, морж и пр. Использование даров моря: добыча полезных ископаемых, рыболовство, украшения. Природные катаклизмы: ураганы, землетрясения, цунами, вулканы .Профессии людей, связанные с морем: моряк, капитан, рыболов, водолаз, спасатель и др. 6.Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке. Отличительные особенности птиц, зверей и рыб.
7.Люди и планета. Отличия людей: по национальности, возрасту, полу, внешности, занятиям. Равенство между людьми. Взаимозависимость людей друг от друга. Человеческая цивилизация. Значение изобретений и открытий в развитии общества. Культура и история человечества.
Библиотеки и музеи, их значение в развитии человечества в целом и для личности одного человека. Правила поведения в местах культуры и искусства. Значение деятельности человечества по охране природы Земли. 8.Космос .Строение Солнечной системы. Подвиг Ю. Гагарина. Значение освоения космоса для современного человечества. Значение достижений России в освоении космоса. 9.Великая Отечественная война 1941-1945 г. Подвиг россиян в победе над фашизмом. Значение победы в Великой Отечественной войне. Память людей о подвиге народа. Правила поведения у памятников.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ Тема Количество часов Тип урока Требования к уровню подготовки учащихся
1. Воспоминания о лете. 1ч. Урок «открытия» нового знания Знакомство с правилами поведения в школе, школьными принадлежностями.
Уточнить у детей общее представление о лете, как о времени года, о его характерных признаках, обобщить представления о правилах поведения в природе, воспитывать любовь к родному языку. Развивать слуховое и зрительное внимание, тактильное восприятие, мелкую моторику, активизировать словарь. Формирование правильной посадки при работе за письменным столом.
2. Берегите природу. 1ч. Урок «открытия» нового знания Познакомить детей с профессиями людей, занимающихся охраной природы, формировать представление ребят о природе как о едином целом, закреплять знания детей о правилах поведения на природе.
3. Наш общий дом. 1ч. Урок «открытия» нового знания Учить находить взаимосвязь живой и неживой природы с деятельностью человека, формировать представление о человеке как о части живой природы.
4. День непослушания. 1ч. Урок «открытия» нового знания Учить детей создавать символы, формировать умение анализировать свое поведение и поведение окружающих.
5. Путешествие в прошлое. 1 ч. Урок «открытия» нового знания Познакомить с правилами поведения в разное время ( с древности до наших дней),закреплять умение анализировать ситуацию и выбирать оптимальное решение и стиль поведения.
6. Путешествие по улицам города. 1 ч. Урок «открытия» нового знания Продолжать знакомство с историей и культурой нашего города; познакомить с историей возникновения названия некоторых улиц нашего города, с изменением их внешнего вида с течением времени; развивать интерес к познанию Самары, воспитывать уважение и чувство гордости к своему городу. Формирование навыка правильной посадки при письме: воспроизведение рисунков, линий, полуовалов по памяти
7. Я- гражданин России. 1ч. Урок «открытия» нового знания Деть детям представление о России, как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление детей об особенностях географического положения России.
Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов, воспроизведение по памяти и на «слух».
8. Я- гражданин России. 1ч. Урок отработки умений и рефлексии.
Закреплять знания детей о государственной символике, обобщить их представление о России как о едином государстве, воспитывать любовь к Родине.
9. Собираюсь в путь… 1ч. Урок «открытия» нового знания Обобщить знания детей о транспорте, предметах личной гигиены.
10. Путешествие в Европу. 1ч. Урок «открытия» нового знания Формировать представление об особенностях природы Европы. Познакомить детей с особенностями природных условий; Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам, штриховка.
11 Путешествие в Азию. 1ч. Урок «открытия» нового знания Формировать представление об особенностях природы Азии. Познакомить детей с особенностями природных условий. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
12 Путешествие в Азию. 1ч. Урок «открытия» нового знания Познакомить детей с особенностями природных условий Азии; Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам, штриховка.
13. Путешествие в Америку. 1ч. Урок «открытия» нового знания Познакомить детей с особенностями природных условий Южной Америки; Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам, штриховка.
14. Путешествие в Америку. 1ч. Урок отработки умений и рефлексии.
Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Северной Америки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
15. В гостях у индейцев. 1ч. Урок «открытия» нового знания Познакомить детей с особенностями природных условий Африки; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия».
Формирование навыка правильной посадки, правильного письма: раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков.
16. Маски на лице и в жизни. 1ч. Урок «открытия» нового знания Обобщить представления детей об устройстве человеческого организма. Закреплять умение распознавать и описывать эмоциональные состояния.
17 Путешествие в Африку. 1ч. Урок «открытия» нового знания Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания
18. Что скрывали пирамиды… 1ч. Урок «открытия» нового знания Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природы ( на примере борьбы с пустыней, первых земледельцев и разливах Нила).
19. Путешествие в Австралию. 1ч. Урок «открытия» нового знания Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Австралии и Антарктиды; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
20. Путешествие в Австралию. 1ч. Урок отработки умений и рефлексии.
Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Австралии и Антарктиды; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природы ( на примере разведения скота)
21. Полярники и метеорологи. 1ч. Урок «открытия» нового знания Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природы ( на примере антарктических станций, наблюдений за погодой, таянием ледников, работы служб предупреждения о природных бедствиях)
22. Путешествие в Антарктиду. 1ч. Урок «открытия» нового знания Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Антарктиды; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. (полярные животные)
23. По морю, по океану… 1ч. Урок «открытия» нового знания Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природы (на примере добычи полезных ископаемых, рыбного промысла, океанского лайнера)
24. Путешествие на морское дно. 1ч. Урок «открытия» нового знания Продолжить формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представление о животном и растительном мире океанов.
25. На прогулку в зоопарк. 1ч. Урок «открытия» нового знания Закреплять представления детей о многообразии животного мира планеты; развивать способность анализировать, делать выводы; закрепить умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, развивать творческое воображение детей.
26. Почему люди такие разные? 1ч. Урок «открытия» нового знания Продолжать формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
27. «Орешек знаний» 1ч. Урок «открытия» нового знания Формировать у детей представление о значении книги в жизни людей, формировать у них представление о мировой культуре и о вкладе России в мировую культуру, способствовать развитию эстетического вкуса.
28. Чудеса да и только. 1ч. Урок «открытия» нового знания Формировать у детей представление о видовом разнообразии музеев, формировать у них представление о мировой культуре, способствовать развитию эстетического вкуса, закрепить умение соблюдать правила безопасности в общественных местах
29. Космическое путешествие. 1ч. Урок «открытия» нового знания Продолжить формировать представление детей о природе как о едином целом, формировать у них представление о строении Солнечной системы, о звезде, планете, Спутнике, космонавтике, МКС, рассказать о подвиге Ю.А. Гагарине.
30. Путешествие в будущее. 1ч. Урок «открытия» нового знания Закрепить умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, развивать творческое воображение детей.
31. От арабских цифр к роботам и компьютерам. 1ч. Урок «открытия» нового знания Формировать у детей представление о значении открытий и изобретений в жизни человека, воспитывать уважение к достижениям человеческой цивилизации.
32. И помнит мир спасенный 1ч. Урок «открытия» нового знания Закреплять у детей культурно-исторические и географические знания об особенностях родного края. воспитывать любовь к большой и малой Родине.
33. Голубая планета. 1ч. Урок «открытия» нового знания Продолжить формировать представление детей о природе как о едином целом, продолжать формировать представление о человеке как о части живой природы.
34 Я- гражданин мира. 1ч. Урок «открытия» нового знания Закреплять у детей культурно-исторические и географические знания о Земле, воспитывать любовь к Родине, толерантность и уважение к традициям других народов.
Планируемые результаты изучения учебного курса. Все предметные результаты отражены не в виде требований к концу периода обучения, а в виде потенциальных возможностей ребёнка. К концу седьмого года дети могут узнать:
– элементарные правила поведения в городе и на природе;
– правила личной безопасности;
– о службах помощи;
– основные трудовые действия эколога, моряка, спасателя и т.д.;
– свой адрес, название страны, города;
– символы России: флаг, герб, гимн, столицу», президента;
– основные государственные праздники;
– о природе как едином целом;
– сезонные изменения в природе;
– названия месяцев года;
– изменения в природе в зависимости от климата;
– условия, необходимые для роста растений;
– основные отличия зверей, птиц, рыб и насекомых;
– видовое разнообразие музеев
Дети могут иметь представления:
– о России как едином государстве;
– о животном и растительном мире России;
– о культурно-исторических и географических особенностях родного края;
– о погоде в разных частях света в разное время года;
– о растительном и животном мире разных частей света;
– о трёх состояниях вещества на примере воды;
– о свойствах колеса: качение, верёвочная передача;
– о взаимосвязи между природой и деятельностью человека;
– об образе жизни людей в других странах;
– о природных катаклизмах (ураган, землетрясение, цунами, извержение вулкана);
– о различных расах людей;
– о взаимодействии и взаимосвязи людей во всём мире;
– об освоении космоса;
– о значении открытий и изобретений в жизни человека. Дети могут научиться:
– устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– составлять простейшие символы и понимать их;
– выполнять правила поведения в общественных местах (в библиотеке, в музее, у памятников, во время путешествия);
– соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Основная литература:1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. , Маслова И.В., Наумова Ю.И. .Здравствуй, мир! Пособие по познавательному развитию для детей. Ч. 4 (6–7 лет) – М. Баласс, Издательство Школьный дом. – 80 с. 2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В., Наумова Ю.И., Акимова Ю.А., Белова И.К., Кузнецова М.В. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2–7 лет. Методические рекомендации для педагогов и родителей. – М. : Баласс. – 496 с. Дополнительная литература:1. Наглядный и раздаточный материал 6-7 лет.
2. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Сборник программно-методических материалов / Авт. колл. Бунеева. Е.В. , Бунеев Р.Н. , Денякина Л.М. , Вахрушев А.А. , Чиндилова О.В. . – М. : Баласс. – 160 с.