Модульный урок по географии на тему Географическое положение и история исследования Африки (7 класс)


«Географическое положение и история исследования Африки».
Цель урока:
Познакомиться с особенностями географического положения Африки; определить размеры материка; установить взаимосвязь между положением материка и его особенностями;
познакомиться с исследователями и путешественниками Африки.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать представление о физико-географическом положении Африки.
2.Рассмотреть историю исследования Африки.
Развивающие:
1.Развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;
2.Развивать умение самоконтроля на основе самопроверки теста;
3.Продолжить формирование умения работы с географическими картами и другими источниками информации;
4.Развивать логическое мышление, речь и память учащихся.
Воспитательные:
1.Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение смотреть на знакомые явления по-новому.
Оборудование:
Физическая карта Африки; портреты исследователей африканского континента; модули – заготовки для учащихся для работы в группах.
Ход урока:
I. Организационный этап:
1. Приветствие.
Проверка подготовленности учащихся к уроку, невербальное приветствие – улыбка – необходима для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке.
Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала.
Технологическая карта для учащихся – подробный план действия учащихся на уроке.
Учащиеся настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются.
Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей, раздают технологические карты учащихся (приложение).
Здравствуйте ребята, садитесь!
Сегодня на уроке мы с вами продолжать изучать регионы России. Тема сегодняшнего урока: «Географическое положение и история исследования Африки»
2. Мотивация и целеполагание.
Урок «Географическое положение и история исследования Африки» – первый в разделе «Африка-материк коротких теней», и интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) связана с последующими уроками в данном разделе.
Итак, целью сегодняшнего урока у нас является:
1. Познакомиться с особенностями физико-географического положения Африки;
2. Определить размеры материка;
3. Установить взаимосвязь между положением материка и его особенностями;
4. Познакомиться с исследователями территории Африки;
ИДЦ урока представлена в УЭ-0 для того, чтобы учащиеся поняли смысл всей их работы на уроке, и актуализирует знания учащихся по данной теме.
3. Определение исходного уровня знаний учащихся по этой теме – актуализация знаний
Прежде чем мы с вами приступим к изучению этой темы, нам необходимо вспомнить основные приемы определения географического положения материка.
Ответим на вопросы.
Выполняется задание УЭ-1,
1. Какова площадь материка;
2. Положение материка относительно условных линий на карте: экватора, тропиков, полярных кругов, полюсов, нулевого меридиана.
3. Положения в полушариях Земли.
4. Названия крайних точек материка и их координаты.
5. Протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах. Меридиан, вдоль которого материк имеет наибольшую протяженность.
6. Протяженность материка с запада на восток в градусах и километрах. Параллель, вдоль которой материк имеет наибольшую протяженность.
7. Положение материка в климатических поясах и областях климата.
8. Положение материка относительно морей и океанов его омывающих.
9. Положение материка относительно других материков Земли.
Чтобы выполнить задание используйте текст учебника стр.148-150. План описания географического положения материка стр. 225.
II. Этап усвоения новых знаний
Выполнение заданий УЭ-2
Ребята, сегодня вы отправляетесь в экспедицию по изучению Африки на пары.
Этап усвоения новых знаний. Дети делятся на пары.
Прежде, чем ответить на вопросы подумайте над высказыванием: Африка – часть Гондваны (когда расколешь сахар или другое твердое тело, то края будут…?Ответьте на вопрос и выполните задания:
1. Почему в Африке преобладают ровные, высокие, обрывистые берега?
2. Определите заливы, проливы, острова и полуострова, океаны вдоль береговой линии Африки и заполните таблицу:
1. Пролив 2. Море 3. Канал 4. Море 5. Полуостров 6. Океан 7. Остров 8. Пролив 9. Залив 10. Океан 3. Выпишите из параграфа учебника §20 фамилии путешественников, которые исследовали Африку и определите какие открытия они совершили.
Цель выполнения данного УЭ:
1. Познакомиться с особенностями физико-географического положения Африки;
2. Определить размеры материка;
3. Установить взаимосвязь между положением материка и его особенностями;
4. Познакомиться с исследователями территории Африки;
5. Заполнить таблицу. После УЭ – 2 проводится зарядка для глаз.
2. Выполнение заданий УЭ-3
Цель выполнения данного УЭ:
1.Нанести на контурную карту объекты вдоль береговой линии;
2.Подписать на контурную карту координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.
III. Этап рефлексивно-оценочный
1. Закрепление нового материала в модуле. УЭ – 4.
Для закрепления изучения в модуле учащиеся демонстрируют работы в контурной карте и зачитывают ответы в тетрадях.
2. Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
УЭ-5. Для полного закрепления систематизированных и обобщенных знаний дается разноуровневое домашнее задание (запись на доске): (Параграф 20, ответить на вопросы зазной сложности после параграфа).
3. Подведение итогов урока
Цель этапа – подведение итогов всех УЭ урока.
Выставляются оценки за урок, оценка является неотъемлемой частью контроля знаний учащихся. Она играет воспитательную роль, т.к. способствует формированию устойчивой самооценки.
Учитель выражает благодарность за работу на уроке и интересуется впечатлениями учащихся об уроке, это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует в дальнейшем к серьезной работе. Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.