Урок географии в 7 классе Географическое положение и история исследования АФРИКИ


Урок № ГЕОГРАФИИ в классе Дата:
ТЕМА: Географическое положение и история исследования АФРИКИ.
Д/З §
повт §
Цель и задачи: 1.Образовательная: способствовать формированию представления о физико-географического положения Африки, познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка;2. Развивающая: формирование умений характеризовать физико-географического положения по типовому плану, устанавливать причинно- следственные связи, решать проблемные задачи, продолжить формирование умения работать с картами. 3.Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, развивать навыки работы в коллективе, в парах.
Оборудование:
настенные карты: физическая карта мира, физическая карта Африки.
Атласы с набором контурных карт, презентация к уроку. Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений.
Предметные :
Формирование понятия «географическое положение материка» и умения составлять характеристику ФГП;
Развитие умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков» общения;
умения использовать математический и сравнительный методы в изучении материалов.
Метапредметные :
Развитие умений выявлять причинно-следственные связи;
Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование. ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Мы в Африку с вами отправимся ныне
Но кто объяснит это странное имя?
Ученики самостоятельно читают о происхождении названия материка в учебнике на стр.110.
I. Ответ учащихся: слово «Африка» как полагают учёные, происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.
Но существуют и другие происхождения названия материка.
II. Во времена Эратосфена (I – II века до нашей эры) материк носил название, образованное от женского имени, - Ливия. Сейчас оно сохранилось в названии государства на севере Африки.
В XVI в. учёный Мухаммед аль - Вазан писал, что название «Африка» (по-арабски «Ифрика») происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.
лат. «Африкус» – “безморозный, не знающий холода”
2.Изучение нового материала.
Учащиеся записывают тему урока в тетради. (Стр. 110 §24)
Сегодня на уроке мы лицом к лицу встретимся с этим необычным материком.
- Скажите, а кто из вас уже побывал в Африке?
- А кто не был там, какой представляется Африка вам?!
- Определим размеры материка. Работаем с рис. 3 стр. 7 учебника. (По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 30.3 млн. км², или 1/5 суши нашей планеты.) Записываем в тетради площадь.
- А сейчас поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении.
Запись в тетради плана географического положения материка.
ГП - положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат.
Работа по физической карте полушарий.
1.Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана (под руководством учителя дети работают по типовому плану)
– по отношению к экватору - экватор пересекает Африку почти посередине, материк расположен в северном и южном полушарии, следовательно будет иметь северные и южные широты;
– по отношению к нулевому меридиану - пересекает в западной части, большая часть лежит в восточном полушарии, следовательно большая часть Африки будет иметь восточные долготы;
- тропики – в южной и северной частях пересечена тропиками. Большая часть лежит между тропиками в тропическом тепловом поясе;
2.Определение а) крайних точек и их географических координат. Учитель называет и показывает 2 крайние точки (любые), уч-ся определяют их координаты. Затем учитель называет координаты других точек, а учащиеся по координатам находят их на карте. После нахождения крайних точек на физической карте, учащиеся отмечают их на контурной карте.
северная – м. Бен-Секка37ºс.ш. 10º в.д.;
южная – м. Игольный 35ºю.ш. 19º в.д.;
западная – м. Альмади 14ºс. ш. 18º з.д.;
восточная – м. Рас - Хафун10ºс.ш.51º в.д.
б)Протяженности материка:
– с севера на юг по 20º в. д.
(32º + 35 º) × 111 км. = 7437 км.
- с запада на восток по экватору
(43º – 9 º) × 111 км = 3774 км.
3. В каких климатических поясах расположен материк? (Работа по климатической карте)
Если Африка пересекается экватором почти посередине, то климатические пояса должны повторяться в ней дважды с севера на юг, и Африка очень жаркий материк, так как лежит в основном в экваториальном и тропическом климатическом поясе.
4. Какие океаны и моря омывают материк?
Ученики подписывают их на контурной карте.
5. Положение относительно других материков - самый близкий материк – Евразия.
Береговая линия Африки (используя атлас, учащиеся совершают воображаемое путешествие вдоль береговой линии Африки и рассказывают о происхождении географических объектов. (Д/З)
От морского порта Александрии наш путь лежит по Средиземному морю на запад к Гибралтарскому проливу(Еще одно название пролива, арабское Баб-эль-Закат, означает «Ворота милосердия»).Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.
В древности название пролива было связано с пониманием его как морского прохода между скалами (столпами или столбами), находящимися на европейском и африканском берегах. У финикийцев он был известен как Столпы Мелькарта по имени их морского божества; у древних греков как Столпы Геракла, который, по их представлениям, воздвиг эти скалы как знак края Ойкумены; древними римлянами это название было превращено в Столпы Геркулеса. В VIII в. скала на европ. берегу получила название Гибралтар, а от него образовалось название пролива:
Гвинейский залив-от гос-ва Гвинея. Это название является искажением бербер, iguawen - 'немые', - так берберы называли своих южных чернокожих соседей, которые не понимали их языка.
Мозамбикский пролив- от страны Мозамбик, которая названа по имени местного султана Муса Бен Мбика.
Баб-эль-Мандебский пролив - “ворота слёз”
Аденский залив -
Красное море - На этот счёт имеется несколько версий.
Подной версии название моря ставится в зависимость от какой-то из частей света. В мифических преданиях большинства народов мира, стороны света связываются с конкретными цветовыми оттенками. К примеру, белый цвет символизирует восток, красный – юг, а чёрный – север. Отсюда, в названии Красного моря, приставка «красное», скорее всего означает южное месторасположение, а не цвет его воды.
Согласно другой версии своё название Красное море получило, благодаря водорослям, которые во время сезонного роста воды окрашивают морскую воду в красно-коричневый оттенок (оттенки красного цвета).
Исследователи и историки полагают, что в древние времена Красному морю такое название дали моряки, наблюдавшие красные скалы, расположенные вдоль морского побережья. Красные скалы, отражавшиеся на поверхности моря и окрашивая его в красный цвет, поразили древних путешественников.
Суэцкий канал–"Халиджь Амир аль-му'минин" ("канал Повелителя правоверных")
Игольный мыс. Название дано из-за наблюдавшейся поблизости в море магнитной аномалии (португ. agulha — игла, в данном случае — магнитная стрелка компаса).
Мыс Доброй Надежды. В 1488 году мыс Доброй Надежды был открыт португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем и назван мысом Бурь. Однако португальский король Жуан II переименовал мыс, оправданно надеясь на то, что теперь откроется морской путь в Индию.
В 1497 году Васко да Гама, обогнув мыс Доброй Надежды, проложил этот морской путь до индийского побережья. Таким образом, «Добрая Надежда» короля Жуана оправдалась, и за мысом на века закрепилось его знаменитое имя.
Все географические объекты ученики подписывают на контурной карте.
Исследования Африки.
Работа по рис. 5 стр. 12-13 учебника.
- Внимательно рассмотрите карту. Назовите исследователей и путешественников Африки (учитель записывает их на доске).
- А сейчас, работая с учебником (стр. 111-113), самостоятельно заполните таблицу (выписывают путешественников) и проверьте свои ответы с таблицей. Ответ учащихся сопровождается рассказом учителя.
Исследования Африки
Имя путешественника Что исследовал (открыл)
Весь рассказ сопровождается показом презентации и видеопрезент. к уроку
IVЗакрепление.
А) Проводится игра на закрепление полученных знаний: «Закончи предложение».
- Африка посередине пересекается …
- Нулевой меридиан пересекает Африку с …
- Африку омывают океаны, их по количеству …
- С севера материк омывается …
- Восточной крайней точкой материка считается …
- Дальше всех материков от Африки расположен …
- Гвинейский залив расположен с … материка.
- Самый большой остров близ берегов Африки…
Подводятся итоги урока, объявляются оценки
V. Д/З § 24
Будьте очень внимательны, потому что вы сегодня получите и необычные домашнее задание.
Создание презентаций (сообщений) по разным темам: «Природные рекордсмены Африки», «Природные уникумы», «Удивительная Сахара» и т.д.
Найти историю названия географических объектов Африки.