Программа по дополнительному образованию детей 7-12 лет по направлению декоративно-прикладное творчество Тестопластика


Принято педагогическим советом протокол № «____»
От «»_____2015г.
Утверждаю
директор МБОУ ООШ №4 _______ З.И. Липатникова« ____» _________2015г.
ПРОГРАММА
«ТЕСТОПЛАСТИКА»
по направлению декоративно – прикладного творчества
для детей 7-12 лет.
Срок реализации 2 года.
Разработана педагогом дополнительного образования Феоктистовой Е.Н.
г. Елизово
Пояснительная записка
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать: мир и свое представление о нем в пространственно - пластичных образах.
Сейчас все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солевого теста, в связи с этим актуальным становится организация объединения тестопластики в рамках дополнительного образования. Следует отдавать себе отчет в том, что благодаря этому увлекательному занятию возрождается древнее искусство. Именно в нашем современном мире ощущается нехватка творческого украшения окружающих нас вещей. Технический прогресс, конечно, необходим, но следует также сохранять старинные обычаи.
Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Известно, что еще в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. Во многих районах Европы и на русском Севере изготовление фигурок из муки и воды было связано с магическими действиями. Традиционно, изделия из теста использовали для создания ритуальных предметов, посвященных народным праздникам. При этом основной проблемой была недолговечность материала. Ему, конечно же, угрожала влага, однако главным врагом являлась грызуны. История не сохранила имени того, кто придумал добавлять в муку соль в том количестве, что грызуны и насекомые перестали покушаться на изделие.
В наше время лепка из соленого теста не только утратила ритуальный смысл, но и во многом поменяла тематику. Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены. Материал, своей нетронутой естественностью определявший в древности художественное восприятие изделий, сегодня практически невозможно распознать под краской и лаком. Изделие выглядит керамическим. Также привлекает доступность как основного, так и вспомогательных материалов, простота техники, что позволяет полностью сосредоточиться на воплощении своих творческих замыслов, поиске новых решений, различных художественных экспериментах.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки - сувениры, настенные украшения (венки, подвески), панно, рамки для вышивки и фотографий и т.д. .
Занятия лепкой интересны еще и потому, что позволяют получить быстрый результат. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми, развития их творческих способностей.
Лепка из соленого теста развивает не только художественный : вкус, фантазию, воображение, мышление, но и моторные навыки ребенка, т.к. основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Развитие мелкой моторики является одной из важных задач, которая
ставится на занятиях тестопластикой.
Данная программа разработана для детей 7-12 лет и рассчитана на два года. Программа является прикладной, направлена на овладение учащимися основными приемами лепки из соленого теста. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания: личности ребенка, социально - культурного самоопределения, развития познавательной активности и творческой реализации учащихся. Способствует развитию интереса к культуре своей Родины, дает возможность узнать истоки народного творчества.
Программа имеет связь с такими предметами школьного цикла как: рисование, природоведение, краеведение, биология, география, технология.
Изучение материала происходит по принципу «от простого к сложному».
В первый год обучения дети овладевают первичными навыками и понятиями.
На второй год обучения учащиеся углубляют и совершенствуют свои знания и умения. Могут быть сформированы разновозрастные группы. Работа в таких группах строится на основе сотрудничества и взаимопомощи старших детей младшим.
Учитываются также индивидуальные особенности детей, скорость усвоения нового материала. При необходимости проводятся дополнительные занятия для отработки умений и навыков, или для совершенствования мастерства одаренных детей.
Данная программа также включает в себя коллективную форму работы, это развивает у детей творческие способности, приобщает их к опыту поведения и отношений людей, помогает строить общение с товарищами. Целью программы является формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения детей к изобразительной художественно - творческой деятельности (работе с соленым тестом).

Программа решает следующие задачи:
Образовательные:
Познакомить, углубить и расширить знания об истории и развитии тестопластики;
Научить изготавливать соленое тесто самостоятельно, знать свойства и возможности этого материала;
Обучить основам техники лепки (способам и приемам) ;
Учить правилам пользования кистью, стеком, карандашом;
Учить разбираться в особенностях и способах сушки изделий из теста; Учить детей приемам росписи изделий из соленого теста; Формировать знания по цветоведению, основам композиции;
Учить применять полученные знания, умения, навыки самостоятельно на практике.

Воспитательные:
Воспитывать любовь к созидательному труду;
Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, национальным традициям коренных народов Камчатки;
Воспитывать эстетическое отношение к действительности;
Воспитывать в детях такие качества, как терпение, трудолюбие, аккуратность, умение выполнять работу последовательно, поэтапно и до конца;
Формировать навыки совместной работы: взаимопомощь, стремление помогать, тактичность, умение идти на компромисс;
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость.

Развивающие:
Развивать интерес к занятиям по прикладному творчеству;
Развивать моторные навыки;
Развивать творческие способности, образное мышление, внимание, фантазию.
Программа «Тестопластика» рассчитана на два года обучения для детей в возрасте 7 до12 лет.

Процесс обучения условно делится на следующие этапы:
Формирование первичных понятий и навыков;
Углубление совершенствования.
Процесс обучения может быть продолжен, если учащиеся объединения достигли высоких результатов. В этом случае занятия проводятся по индивидуальным программам и планам. Этот этап является усложненным и в данной программе не рассматривается.
Периодичность занятий:
1 год обучения (группы формирования первичных понятий и навыков) - 2 раза в неделю по 1 часу // 2 часа.
2 год обучения (группы углубленного совершенствования) - 2 раза в неделю по 3 часа // 6 часов.
Требования к знаниям и умениям детей:

К концу 1 года обучения учащиеся должны звать:
Правила безопасности и личной гигиены при работе с тестом и инструментами;
Название материала, его свойства и возможности;
Название и назначение инструментов;
Основы техники лепки;
Последовательность изготовления изделий из соленого теста;
Основы композиционного расположения изображаемых предметов;
Особенности и способы сушки изделий из теста;
Особенности росписи изделий;
Основы цветоведения: расположение цветов спектра, понятие о теплых, холодных и контрастных тонах, цвета и их оттенки, получение новых цветов и оттенков;
Отличительные особенности игрушек из глины традиционных народных промыслов;
Национальное творчество коренных народов Камчатки (Особенности национального корякского орнамента);
Правила ухода и хранения изделий из соленого теста;
Значение понятий: плоское изделие, объемное изделие, форма, шаблон, композиция, рельефная композиция, эскиз, коллективная работа, палитра, линия, цветовой спектр, теплые и холодные цвета, контрастные цвета, оттенок цвета, орнамент, растительный и геометрический орнамент, народная глиняная игрушка К концу 1-го года обучения дети должны уметь:
Организовывать свое рабочее место;
Самостоятельно изготавливать соленое тесто;
Правильно и по назначению пользоваться обычными и специальными инструментами, соблюдая технику безопасности;
Использовать в работе различные способы и приемы лепки.
Самостоятельно их комбинировать для достижения выразительности образа.
Свободно пользоваться инструкционными технологическими картами;
Лепить несложные плоские изделия;
Лепить несложные объемные изделия;
Составлять несложные рельефные композиции, а также композиции из нескольких объемных фигурок;
Составлять эскизы к несложным композициям;
Правильно и аккуратно расписывать изделия из соленого теста;
Создавать и расписывать несложные изделия по мотивам дымковского и филимоновского орнаментов. Расписывать несложные изделия по мотивам корякского орнамента;
Использовать в своих работах дополнительные материалы;
Принимать участие в создании коллективной работы.
К концу 2-го года обучения дети должны знать:
Правила безопасности и личной гигиены при работе с тестом и инструментами;
Название материала, его свойства и возможности;
Технологию изготовления изделий из соленого теста и их обработку (окрашивание, сушка, роспись, лакирование);
Основы композиции и цветоведения;
Правила ухода и хранения изделий из соленого теста;
Название традиционных художественных промыслов России и изготавливаемых там изделий, их отличительные признаки;
Главные отличительные элементы орнамента коренных народов Камчатки - коряков. Названия предметов быта, национальной одежды;
Значение понятий: «Традиция в народном творчестве», скульптор, скульптура, народный промысел, народная глиняная игрушка, пейзаж, портрет, натюрморт, гончар
К концу 2-гогода обучения дети должны уметь:
Самостоятельно комбинировать различные способы и приемы лепки для достижения выразительности образа;
Правильно и по назначению пользоваться обычными и специальными инструментами;
Использовать в работе дополнительные материалы;
Изготавливать плоские, объемные изделия, составлять сложные рельефные композиции, а также композиции из нескольких объемных фигур;
Самостоятельно делать эскиз композиции, грамотно компоновать предметы;
Подбирать выразительную цветовую гамму для росписи изделий;
Расписывать изделие по мотивам народного орнамента;
Принимать активное участие в создании коллективной работы;
Правильно и адекватно оценивать свою работу и работы товарищей.
Данная программа предусматривает различные виды контроля за результатами обучения:
тематический контроль - осуществляется педагогом при помощи устного опроса учащихся в конце изучаемой темы;
текущий контроль - осуществляется педагогом на каждом занятии при анализе выполняемой работы;
итоговый контроль - осуществляется педагогом совместно с детьми путем анализа работ выставленных на итоговую выставку;
самоконтроль - осуществляется учащимися при самооценке результативности работ.

Все дети, занимающиеся по программе «Тестопластика» проявляют разный уровень при овладении умениями и навыками, а также имеют различные творческие способности. Поэтому целесообразна диагностика детей занимающихся по данной программе, и проводить ее необходимо в начале и конце каждого года обучения.
Высокий уровень овладения навыками имеет учащайся, который четко усвоил технику выполнения работ из соленого теста, Умеет пользоваться основными и специальными инструментами, основными и дополнительными материалами. Проявляет творческую активность, самостоятельность, инициативу. Быстро осмысливает задание. Точно и выразительно выполняет его без помощи взрослого. Старается придумывать собственные работы, Отходя от образцов и применяет в их создании все изученные изобразительные техники.
Средний уровень овладения навыками имеет учащайся, у которого знания, умения и навыки соответствуют требованиям, предъявленным к высокому уровню мастерства, но технологические знания недостаточно прочные. Работы выполняются с недостаточной четкостью и аккуратностью. Работает по образцу, но вносит собственные небольшие изменения. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Низкий уровень овладения программным материалом имеет учащайся, у которого большая часть знаний соответствует требованиям среднего уровня, но он испытывает трудности при применении своих знаний на практике. Создает работы только по образцу. А также не имеет активного интереса, не способен к самостоятельности.
В результате реализации данной программы самое важное и ценное заключается в том, что лепка из соленого теста, наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Тематическое планирование 1-го года обучения.
Недельная нагрузка - 4часа в неделю.
№ Раздел, тема. Количество часов.
Всего. Теория. Практика.
1. Введение. Историческая справка. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. 2ч. 1ч. 1ч.
2. Технология изготовления соленого теста. 2ч. 1ч. 1ч.
3. Плоские изделия по шаблону. Мини-выставка. 28ч. 2ч. 26ч.
4. Объемные лепные фигуры.
Кольца, подковы.
Медальоны. Мини-выставка. 32ч 2ч. 30ч.
8ч. 2ч. 6ч.
8ч. 2ч. 6ч.
5. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы, народные игрушки. Особенности народных росписей, орнамент. Мини-выставка. 14ч. 4ч. 10ч.
6. Национальное творчество коренных народов Камчатки. Орнаментальные особенности. Камчатский сувенир. Мини-выставка. 12ч. 3ч. 9ч.
7. Рельефные композиции. Мини-выставка. 27ч. 2ч. 25ч.
8. Тематические и итоговые выставки. 2ч. 2ч. -
9. Экскурсии. 3ч. 3ч. -
10. Праздники и развлечения. 4ч. 4ч. -
11. Итоговые занятия. 2ч. 1ч. 1ч.
Итого: 144ч. 29ч 115ч.
Недельная нагрузка - 6часов в неделю.
№ Раздел, тема. Количество часов.
Всего. Теория. Практика.
1. Введение. Историческая справка. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. 3ч. 2ч. 1ч.
2. Технология изготовления соленого теста. 3ч. 1ч. 2ч.
3. Плоские изделия по шаблону. Мини-выставка. 33ч. 2ч. 31ч.
4. Объемные лепные фигуры.
Кольца, подковы.
Медальоны. Мини-выставка. 35ч 4ч. 31ч.
20ч. 2ч. 18ч.
20ч. 2ч. 18ч.
5. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы, народные игрушки. Особенности народных росписей, орнамент. Мини-выставка. 18ч. 4ч. 14ч.
6. Национальное творчество коренных народов Камчатки. Орнаментальные особенности. Камчатский сувенир. Мини-выставка. 18ч. 4ч. 14ч.
7. Рельефные композиции. Мини-выставка. 48ч. 4ч. 44ч.
8. Тематические и итоговые выставки. 6ч. 6ч. -
9. Экскурсии. 3ч. 3ч. -
10. Праздники и развлечения. 6ч. 6ч. -
11. Итоговые занятия. 3ч. 1ч. 2ч.
Итого: 216ч. 41ч 175ч.
Тематическое планирование 2-го года обучения.
Недельная нагрузка - 4часа в неделю.
№ Раздел, тема. Количество часов.
Всего. Теория. Практика.
1. Введение. Историческая справка. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Устный опрос. 1ч. 1ч. -
2. Технология изготовления соленого теста. Устный опрос. 1ч. 1ч. -
3. Плоские изделия по шаблону. Мини-выставка. 6ч. 1ч. 5ч.
4. Объемные лепные фигуры.
Косы, венки.
Сложные композиции.
Подсвечники. Мини-выставка. 20ч 2ч. 18ч.
9ч. 1ч. 8ч.
20ч.
12ч. 2ч.
2ч. 18ч.
10ч.
5. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России. Мини-выставка. 12ч. 2ч. 10ч.
6. Национальное творчество коренных народов Камчатки. Камчатский сувенир. Мини-выставка. 12ч. 2ч. 10ч.
7. Панно. Мини-выставка. 19ч. 2ч. 17ч.
8. Сложные композиции, в смешанной технике, с использование нетрадиционного материала. Мини-выставка. 16ч. 4ч. 12ч
9. Тематические и итоговые выставки. 6ч. 6ч. -
10. Экскурсии. 3ч. 3ч. -
11. Праздники и развлечения. 4ч. 4ч. -
12. Итоговые занятия. 3ч. 2ч. 1ч.
13. Итого: 144ч. 35ч 109ч.
Недельная нагрузка - 6часов в неделю.
№ Раздел, тема. Количество часов.
Всего. Теория. Практика.
1. Введение. Историческая справка. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Устный опрос. 1ч. 1ч. -
2. Технология изготовления соленого теста. Устный опрос. 1ч. 1ч. -
3. Плоские изделия по шаблону. Мини-выставка. 6ч. 1ч. 5ч.
4. Объемные лепные фигуры.
Косы, венки.
Сложные композиции.
Подсвечники. Мини-выставка. 20ч 2ч. 18ч.
18ч. 2ч. 16ч.
20ч.
18ч. 2ч.
2ч. 18ч.
16ч.
5. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы России. Мини-выставка. 12ч. 2ч. 10ч.
6. Национальное творчество коренных народов Камчатки. Камчатский сувенир. Мини-выставка. 12ч. 2ч. 10ч.
7. Панно. Мини-выставка. 47ч. 4ч. 43ч.
8. Сложные композиции, в смешанной технике, с использование нетрадиционного материала. Мини-выставка. 45ч. 4ч. 41ч.
9. Тематические и итоговые выставки. 6ч. 6ч. -
10. Экскурсии. 3ч. 3ч. -
11. Праздники и развлечения. 4ч. 4ч. -
12. Итоговые занятия. 3ч. 2ч. 1ч.
13. Итого: 216ч. 38ч 178ч.
Содержание программы.
Первый год обучения - 144часа.
№ Раздел, тема. Количество часов.
Всего. Т. Пр.
1. Введение. Историческая справка. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
2ч. 1ч. 1ч.
2. Технология изготовления соленого теста.
2ч. 1ч. 1ч.
3. Плоские изделия по шаблону. Мини-выставка.
28ч. 2ч. 26ч.
4. Объемные лепные фигуры.
Кольца, подковы.
Медальоны. Мини-выставка. 32ч 2ч. 30ч.
8ч. 2ч. 6ч.
8ч. 2ч. 6ч.
5. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы, народные игрушки. Особенности народных росписей, орнамент. Мини-выставка. 14ч. 4ч. 10ч.
6. Национальное творчество коренных народов Камчатки. Орнаментальные особенности. Камчатский сувенир. Мини-выставка. 12ч. 3ч. 9ч.
7. Рельефные композиции. Мини-выставка.
27ч. 2ч. 25ч.
8. Тематические и итоговые выставки. 2ч. 2ч. -
9. Экскурсии. 3ч. 3ч. -
10. Праздники и развлечения. 4ч. 4ч. -
11. Итоговые занятия. 2ч. 1ч. 1ч.
Итого: 144ч. 29ч 115ч.
Первый год обучения - 216часов.
№ Раздел, тема. Количество часов.
Всего. Теория. Практика.
1. Введение. Историческая справка. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. 3ч. 2ч. 1ч.
2. Технология изготовления соленого теста. 3ч. 1ч. 2ч.
3. Плоские изделия по шаблону. Мини-выставка. 33ч. 2ч. 31ч.
4. Объемные лепные фигуры.
Кольца, подковы.
Медальоны. Мини-выставка. 35ч 4ч. 31ч.
20ч. 2ч. 18ч.
20ч. 2ч. 18ч.
5. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы, народные игрушки. Особенности народных росписей, орнамент. Мини-выставка. 18ч. 4ч. 14ч.
6. Национальное творчество коренных народов Камчатки. Орнаментальные особенности. Камчатский сувенир. Мини-выставка. 18ч. 4ч. 14ч.
7. Рельефные композиции. Мини-выставка. 48ч. 4ч. 44ч.
8. Тематические и итоговые выставки. 6ч. 6ч. -
9. Экскурсии. 3ч. 3ч. -
10. Праздники и развлечения. 6ч. 6ч. -
11. Итоговые занятия. 3ч. 1ч. 2ч.
Итого: 216ч. 41ч 175ч.