Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста (4-7 лет)


Пояснительная записка.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.
Компьютеризация, постепенно проникающая во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы в вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также в качестве мультимедиа ресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.
Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.
Занятия организуются с подгруппой (6 - 8 детей), начиная с четырехлетнего возраста. Общая продолжительность занятия – 15 минут в средней группе; 20 - 25 минут в старшей группе; 25 – 30 минут в подготовительной группе. Длительность дополнительной деятельности соответствует времени, указанном в Типовом положении, положении о структурном подразделении, СанПиН2.4.1.2660-40. Частота занятий 1 раз в неделю, во второй половине дня. Каждое занятие носит комплексный характер, структурно разделено на четыре части: вводная, основная, двигательная и заключительная.
Общая продолжительность занятий
с использованием компьютера
(в минутах)
Возраст
детей Вводная часть Основная часть
(игра за компьютером) Двигательная гимнастика Заключи-
тельная (рефлексия)
Средняя
группа 5 5 – 7 3 – 5 2
Старшая группа 8 8 – 10 3 – 5 3
Подготовительная группа 10 10 – 12 3 – 5 3
При составлении данной программы были использованы материалы автора – составителя Л.К. Балабановой «Компьютерные игры в обучении детей 4 – 7 лет».
Данная программа составлена в рамках «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Целью программы является формирование у воспитанников мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности к обучению в школе для успешной социальной адаптации.
Задачи:
- воспитать интерес дошкольника к компьютеру.
- формировать положительное эмоциональное отношение к компьютеру, восприятия его как помощника в различных видах деятельности, понимая его назначения и возможностей, информационной и коммуникативной культуры у детей и взрослых.
- обучать работе с персональным компьютером детей дошкольного возраста.
- развивать у родителей интерес к деятельности ДОУ по внедрению ИКТ, желание поддерживать педагога в этом направлении.
- сохранить физическое и нравственное здоровье ребенка.
На занятиях используются различные формы проведения. Так, при фронтальной форме организации занятий все дети одновременно выполняют одно задание. Воспитатель общается с детьми непосредственно в ходе рассказа, беседы, игры. Это способствует установлению доверительных отношений, формированию устойчивых познавательных процессов.
Индивидуальная форма работы с детьми предполагает знание личностных особенностей ребенка. Соответственно подбирается материал для занятий.
Это обеспечивает активное участие каждого ребенка в работе. Сочетание разных форм организации занятий, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется в зависимости от решения тех конкретных задач, которые ставит перед собой педагог.
Материал предполагает использование в работе разнообразных методов и приемов в различных комбинациях друг с другом.
Ведущими методами являются игровой и практический.
Игровой метод позволяет четко и полно осуществить учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. Вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебные задачи. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергией, с минимальными волевыми усилиями.
Сущностью практического метода заключается в организации практической деятельности детей. Например, детям предлагается нарисовать дом в программе Paint и раскрасить его, разложить по корзинам фрукты и овощи при помощи манипулятора «мышь».
Особенность игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
Эффективность занятий повышается, если учить детей исследовательскому отношению к ним. Ориентировано – исследовательская деятельность не только создает детям эмоциональный комфорт, но и способствует возникновению дружеской атмосферы в группе.
Основные принципы программы:
В ходе организации компьютерных игр используется принцип игровой стратегии обучения и введения ребёнка в игровую ситуацию.
Кроме того, в содержании компьютерных игр изначально заложен принцип самоконтроля. Сам сюжет подсказывает детям, верное или не верное решение они выбрали.
Особенно важно соблюдение принципа наглядности, посредствам которого детям представляется, возможность непосредственно знакомиться с объектами окружающей действительности или их изображениями.
Развивающий характер программы предусматривает заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков. Это определяет принцип сознательности, то есть учебный материал усваивается сознательно и активно, и дети могут свободно реализовать полученные знания в повседневной жизни.
Программа имеет динамический характер, предполагающий построение учебного процесса таким образом, чтобы обучающая деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы возрастной группы, что обуславливает принцип систематичности и последовательности создание данной программы.
По завершению работы по программе ожидаются следующие результаты.
- расширенные знания детей по всем видам деятельности;
- умение показывать и называть основные части компьютера (клавиатуру, монитор, мышь);
- знать их назначения и функции;
- умение ориентироваться на экране компьютера;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Технические навыки усложняются с учетом возрастных особенностей.
Этапы работы
№п/п Этапы Сроки Мероприятия
1 Организационный Июнь – август Подбор литературы по данной теме.
Анализ литературы.
Подбор познавательного материала по теме.
Подбор дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, миогимнастик, дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз.
Подбор компьютерных игр.
2 Диагностический Июнь – август Составление диагностической методики по теме.
Составление диагностической карты.
3 Практический Сентябрь – май Составление консультаций для родителей.
Подготовка и проведение открытого итогового занятия.
Составление консультаций для воспитателей.
Проведение наблюдений с детьми за изменениями в жизни природы.
4 Обобщающий Обобщение итогов работы с детьми.
Подготовка отчета о проделанной работе.
5 Внедренческий Выступление на педагогическом совете «Компьютерные игры в обучение дошкольника».
Календарно - тематический план занятий по видам деятельности.

п/п Месяц Тема, игра Виды деятельности, дидактические задачи, игры, упражнения, методы.
1 Октябрь
Тема «Игрушки».
Игра «Что это?» Воспитывать бережное отношение к игрушкам, техническому устройству – компьютеру. Познакомить детей с клавиатурой.
Учить правильно называть предметы (игрушки) и действия с ними. Активизировать словарь по теме.
Игровая задача: показать и назвать предметы мебели, за которыми прячется компьютерный герой.
2 Октябрь Тема «Человек, части тела».
Игра «Что я делаю» Воспитывать положительное отношение к компьютерным играм. Познакомить с наиболее известными жестами при общении людей.
Учить называть свои части тела (левая рука, правая нога и т.д.). Обогащать словарь по теме. Продолжать знакомить детей с клавиатурой; клавишами – указателями направления и ввода.
Игровая задача: вместе с героем дети знакомятся с различными жестами и распевают слова текста.
3 Октябрь Тема «Дикие и домашние животные».
Игра «Звуки животных» Расширять представления о животных и их детёнышах.
Развивать речевое внимание и активность; упражнять в правильном назывании животного и его детёныша, узнавать их по издаваемому звуку и наоборот. Активизировать познавательные процессы.
Игровая задача: угадай, кто кричит?
4 Октябрь Тема «Игры и игрушки».
Игра «Прятки» Продолжать знакомить детей с компьютерными играми и их героями. Учить детей называть предметы (мебели, транспорта), употреблять в речи глаголы и предлоги (за, перед, на). Совершенствовать навыки управления «мышью», клавишами направления.
Игровая задача: показать компьютерных героев, назвать их и рассказать, где они спрятались.
1 Ноябрь Тема «Осень».
Игра «По грибы» Расширять знания детей по теме. Закреплять понятия о величине предмета. Учить правильно называть величину гриба, передвигать курсор по плоскости экрана, называть стороны направления: внизу, вверху, слева, справа. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.
Игровая задача: найти на полянке все грибы, назвать их размеры.
2 Ноябрь Тема: «Одежда».
Игра «Ателье» Закреплять знания детей о формах предмета.
Учить находить знакомые формы в окружающей обстановке, называть, сравнивать их с геометрическими фигурами. Упражнять в согласовании слов в предложении. Активизировать словарь по теме. Воспитывать уважение к людям определённых профессий. Осуществлять собственный замысел. Совершенствовать навыки управления мышью.
Игровая задача: назвать и показать людей определённых профессий.
3
Ноябрь Тема: «Домашние птицы и животные».
Игра «Песенка» Закреплять знания детей о домашних животных, о том, что о них заботится и ухаживает человек. Учить правильно называть детёнышей животных, рассказывать о компьютерной «мыши» и способах её передвижения (не прижимая к коврику, легко, в разных направлениях). Активировать словарь по теме.
Игровая задача: расскажи, каких животных ты встретил на ферме?
4 Ноябрь Тема «Овощи и фрукты».
Игра «Комната раскрашивания» Развивать умение ориентироваться на плоскости экрана, умение различать цвета и оттенки ( до пяти); учить находить их в специально созданной обстановке, называть, согласуя в падеже существительное с прилагательным ( зеленый забор, красное яблоко и т.д.).определять зависимость движения курсора по экрану от управления «мышкой».
Игровая задача: раскрась картинки, назови, что на них нарисовано.
1 Декабрь Тема «Времена года».
Игра «Времена года» Уточнять и закреплять знания детей о смене сезонных явлений. Развивать быстроту мышления. Учить называть основные признаки сезона и узнавать их на картинке, в природе.
Игровая задача: назвать времена года и объяснить, когда это бывает.
Технические навыки: совершенствовать навыки управление «мышью» и развивать умение ориентироваться на экране монитора.
2 Декабрь Тема: «Семья».
Игра «Подарки» Учить детей описывать предмет (игрушку), выделяя его наиболее характерные признаки. Закреплять умение детей самим называть игрушки, рассказывать о них, о действиях с ними. Обогащать словарный запас по теме.
Игровая задача: рассказать об игрушке по плану: что ты видишь и знаешь.
3 Декабрь Тема «Продукты питания».
Игра «Фруктовый сад» Развивать умение ориентироваться на плоскости экрана. Совершенствовать навыки счета до 5. Расширять представление детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус), использовать прилагательные, обозначающие цвет, форму, размер. Закреплять знания о зависимости движения курсора по экрану от управления «мышкой».
Игровая задача: разложить продукты по полкам.
4 Декабрь Тема «Новогодний праздник».
Игра «Воздушные шары» Развивать наблюдательность, речь, упражнять в назывании слов, обозначающих местоположение цветных шаров (слева от меня, позади и т.д.).
Игровая задача: показать, где находятся синие (зеленые) шары.
1 Январь Тема «Цветные краски».
Игра «Определи цвет» Развивать память, воображение, умение ориентироваться на экране монитора. Продолжать закреплять знания об основных цветах, умение находить их в окружающей обстановке. Упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными (красный шарф, синяя юбка и т.д.).
Технические навыки: совершенствовать умение работать «мышью».
Игровая задача: Самостоятельно выделить цвет, называть предметы на экране.
2 Январь
Тема «Мой дом».
Игра «Весёлые фигурки» Закрепить сенсорные эталоны формы (круга, квадрата, треугольника), развивать мышление, произвольное внимание, сообразительность.
Управление программой: учить находить на клавиатуре и пользоваться знакомыми клавишами самостоятельно.
Игровые задачи: найти и переместить фигуры на картинках; найти и раскрасить все предметы круглой, овальной, треугольной формы.
3 Январь Тема «Животные зимой».
Игра «Мир вокруг нас» Учить устанавливать смысловые связи между предметами и окружающей обстановкой, обосновывать свой выбор. Продолжать формировать умение ориентироваться на экране монитора.
Игровая задача: помочь компьютерным героям попасть домой.
4 Январь Тема «Одежда».
Игра «Собери кукол» Продолжать развивать логическое мышление, зрительную память, фантазию, творчество и умение играть самостоятельно. Закреплять умение классифицировать предметы по признакам.
Игровая задача: подобрать необходимые детали к предметам одежды.
Технические навыки: «перетаскивание» предметов при помощи манипулятора «мышь».
1 Февраль Тема «Сад».
Игра «Фруктовый сад» Закреплять представления о разных видах овощей и фруктов и умение называть их, отличать по размеру, находить и показывать на экране, согласовывая в предложениях в роде и числе. Обогащать словарь по теме.
Игровая задача: учить определять размер овощей или фруктов и их положение ( слева, справа, посредине) на экране монитора.
Технические навыки: закреплять умение делать одинарный щелчок левой кнопкой «мыши».
2 Февраль Тема «Профессия – садовник».
Игра «Цветник» Расширять представление детей об уходе за растениями сада. Познакомить с профессией садовника. Учить называть четыре вида садовых цветов (колокольчик, фиалка, мак, роза) и их местоположение. Развивать логическое мышление, внимание, речь, самостоятельность, инициативу, самим определять задачу (цель).Игровая задача: помочь щенку полить цветы.
3 Февраль Тема «Транспорт».
Игра «Разложи игрушки по местам» Закреплять умение детей классифицировать предметы по признакам и назначению. Развивать память, мышление, внимание. Учить делать простые выводы: почему ты сделал так, а не иначе.
Игровая задача: помоги героям разложить предметы по ящикам, используя свои знания классификации.
Технические навыки: «перетаскивание предметов» и управление программой.
4 Февраль Тема «Одежда».
Игра «Берлога» Развивать способность ребёнка к наблюдению и рассуждению. Научить называть предметы одежды и находить несколько отличий по цвету, форме, использовать полученные навыки в управлении программой.
Игровая задача: найти медвежонка,одетого не так, как два других.
1 Март Тема «Насекомые».
Игра Джунгли» Научить детей оценивать высоту и расстояние, правильно показывать и называть предмет (насекомое), расположенный вверху (внизу) по отношению к двум другим, учить делать умозаключение, вывод.
Игровая задача: оценить и показать, кто из насекомых оказался выше (ниже) остальных, почему?
2 Март Тема «Семья».
Игра «Полей цветы» Развивать пространственную ориентацию и точные движения рук. Называть месторасположение разных по цвету садовых цветов (слева от героя, позади него и т.д.).
Воспитывать желание ухаживать за растениями. Закреплять умение детей управлять программой, называть задачу.
Игровая задача: помоги щенку Алику полить все цветы.
3 Март Тема «Многообразие цветов и предметов».
Игра «Поиграй с мышью» Развивать зрительное и цветовое восприятие и умение различать и называть основные цвета и оттенки (розовый, голубой). Познакомить с лиловым цветом.
Игровая задача: поиграй и покажи мышке все цвета, которые есть на мяче.
4 Март Тема «Точные движения».
Игра «Весёлый клоун» Развивать память, внимание и точность движений при управлении компьютером через клавиатуру и «мышь». Закреплять знание клавиш программы.
Игровая задача: помоги клоуну вручить потерянные предметы своим героям.
Технические навыки: свободное владения клавишами управления и «мышью».
1 Апрель Тема «Как рождаются узоры».
Игра «Витраж» Учить выкладывать узоры из геометрических фигур с чередованием по цвету, форме. Развивать чувства ритма, цвета и умения смешивать цвета и получать оттенки. Закреплять умение пользоваться курсором.
Игровая задача: раскрасить витраж или картинку.
2 Апрель Тема «Посуда».
Игра «Четвертый лишний» Закреплять умение классифицировать предметы по назначению (мебель, фрукты, транспорт и т.д.). Учить находить лишний предмет, называть его и объяснять, почему он не соответствует данной группе предметов.
Игровая задача: найди четвертый лишний предмет.
3 Апрель Тема «Фантастические животные».
Игра «Разрезные картинки» Развивать воображение, чувство юмора.
Учить составлять изображение животного из двух, трех частей. Закреплять знания об основных частях животных (туловище, голова, ноги, хвост). Обогащение словаря по теме.
Игровая задача: составить разрезную картинку (из 2-4 частей).
4 Апрель Тема «Времена года».
Игра «времена года» Активизировать речь детей, побуждая их называть сезонные явления, повторяя их за героями, учить замечать их смену, отвечать на вопросы предложениями.
Игровая задача: запомнить времена года и основные признаки, их последовательность, используя модель времени.
1 Май Тема «Геометрические фигуры».
Игра «Весёлые фигурки» (раскраска) Развивать внимание, память, творческие способности.
Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение находить их и показывать.
2-4 Май Тема «Игра - наше любимое занятие».
Игры по интересам детей. Выявить интересы детей, какие игры им больше нравятся и почему. Развивать внимание, логическое мышление, память, мыслительные операции.
Диагностика

п/п Тема Дидактические задачи, игры, упражнения, методы. Критерии оценки
1 Тема «Игрушки» Познакомить детей с клавиатурой.
Учить правильно называть предметы (игрушки) и действия с ними. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
2 Тема «Человек, части тела» Познакомить с наиболее известными жестами при общении людей.
Учить называть свои части тела (левая рука, правая нога и т.д.). Обогащать словарь по теме. Продолжать знакомить детей с клавиатурой; клавишами – указателями направления и ввода. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при названии частей тела, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
3 Тема «Дикие и домашние животные».
Расширять представления о животных и их детёнышах.
Развивать речевое внимание и активность; упражнять в правильном назывании животного и его детёныша, узнавать их по издаваемому звуку и наоборот. Активизировать познавательные процессы. 1 балл - ребенок знает и называет животных. Допускает ошибки в их классификации. Затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных.
2 балла - ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных.
3 балла - ребенок знает и называет диких и домашних животных, имеет представления о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения; что едят).
4 Тема «Игры и игрушки».
Продолжать знакомить детей с компьютерными играми и их героями. Учить детей называть предметы (мебели, транспорта), употреблять в речи глаголы и предлоги (за, перед, на). Совершенствовать навыки управления «мышью», клавишами направления. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации предметов (мебели, транспорта), с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
5 Тема «Осень».
Расширять знания детей по теме. Закреплять понятия о величине предмета. Учить правильно называть величину гриба, передвигать курсор по плоскости экрана, называть стороны направления: внизу, вверху, слева, справа. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
6 Тема: «Одежда».
Закреплять знания детей о формах предмета.
Учить находить знакомые формы в окружающей обстановке, называть, сравнивать их с геометрическими фигурами. Упражнять в согласовании слов в предложении. Активизировать словарь по теме. Воспитывать уважение к людям определённых профессий. Осуществлять собственный замысел. Совершенствовать навыки управления мышью. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации формах предмета, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
7
Тема: «Домашние птицы и животные».
Закреплять знания детей о домашних животных, о том, что о них заботится и ухаживает человек. Учить правильно называть детёнышей животных, рассказывать о компьютерной «мыши» и способах её передвижения (не прижимая к коврику, легко, в разных направлениях). Активировать словарь по теме. 1 балл - ребенок знает и называет домашних животных и птиц. Допускает ошибки в их классификации. Затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных и птиц.
2 балла - ребенок знает и называет некоторых домашних животных и птиц, ошибается или затрудняется рассказать об их особенностях.
3 балла - ребенок знает и называет домашних животных и птиц, имеет представления о жизни (особенностях поведения, передвижения; что едят).
8 Тема «Овощи и фрукты». Развивать умение ориентироваться на плоскости экрана, умение различать цвета и оттенки ( до пяти); учить находить их в специально созданной обстановке, называть, согласуя в падеже существительное с прилагательным. Определять зависимость движения курсора по экрану от управления «мышкой». 1балл - ребенок ошибается в назывании овощей и фруктов, не классифицирует их.
2балла - ребенок знает и называет фрукты и овощи. Ошибается в классификации.
3балла - ребенок знает и называет правильно фрукты и овощи. Самостоятельно классифицирует их.
9 Тема «Времена года».
Уточнять и закреплять знания детей о смене сезонных явлений. Развивать быстроту мышления. Учить называть основные признаки сезона и узнавать их на картинке, в природе. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
10 Тема: «Семья». Учить детей описывать предмет (игрушку), выделяя его наиболее характерные признаки. Закреплять умение детей самим называть игрушки, рассказывать о них, о действиях с ними. Обогащать словарный запас по теме. 1балл - ребёнок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты.
2балла - ребёнок правильно называет членов семьи на картинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы), речь ребенка бедна.
3балла - ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.
11 Тема «Продукты питания».
Развивать умение ориентироваться на плоскости экрана. Совершенствовать навыки счета до 5. Расширять представление детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус). Использовать прилагательные, обозначающие цвет, форму, размер. Закреплять знания о зависимости движения курсора по экрану от управления «мышкой». 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.
2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос
12 Тема «Новогодний праздник».
Развивать наблюдательность, речь, упражнять в назывании слов, обозначающих местоположение цветных шаров. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации цвета шаров, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
13 Тема «Цветные краски».
Развивать память, воображение, умение ориентироваться на экране монитора. Продолжать закреплять знания об основных цветах, умение находить их в окружающей обстановке. Упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными (красный шарф, синяя юбка и т.д.). 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации цвета предмета, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
14 Тема «Мой дом».
Закрепить сенсорные эталоны формы (круга, квадрата, треугольника), развивать мышление, произвольное внимание, сообразительность.
Управление программой: учить находить на клавиатуре и пользоваться знакомыми клавишами самостоятельно. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации форм геометрических фигур, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
15 Тема «Животные зимой».
Учить устанавливать смысловые связи между предметами и окружающей обстановкой, обосновывать свой выбор. Продолжать формировать умение ориентироваться на экране монитора. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при установлении смысловых связей между предметами и окружающей обстановкой, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
16 Тема «Одежда».
Продолжать развивать логическое мышление, зрительную память, фантазию, творчество и умение играть самостоятельно. Закреплять умение классифицировать предметы по признакам. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации предметов по признакам, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
17 Тема «Сад».
Закреплять представления о разных видах овощей и фруктов и умение называть их, отличать по размеру, находить и показывать на экране, согласовывая в предложениях в роде и числе. Обогащать словарь по теме. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации овощей и фруктов, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
18 Тема «Профессия – садовник».
Расширять представление детей об уходе за растениями сада. Познакомить с профессией садовника. Учить называть четыре вида садовых цветов (колокольчик, фиалка, мак, роза) и их местоположение. Развивать логическое мышление, внимание, речь, самостоятельность, инициативу, самим определять задачу (цель).1 балл - правильно называет не все профессии. Большинство заданий вызывает у ребенка трудности.
2балла - ребенок правильно называет профессии и определяет профессиональные действия. Затрудняется рассказать о человеке труда, его личностных и деловых качествах, делает это с помощью наводящих вопросов.
3балла - ребенок рассказывает о человеке труда, его личностных и деловых качествах, трудовых действиях, безошибочно определяет название профессий.
19 Тема «Транспорт».
Закреплять умение детей классифицировать предметы по признакам и назначению. Развивать память, мышление, внимание. Учить делать простые выводы: почему ты сделал так, а не иначе. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации предметов по признакам и назначению, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
20 Тема «Насекомые».
Научить детей оценивать высоту и расстояние, правильно показывать и называть предмет (насекомое), расположенный вверху (внизу) по отношению к двум другим, учить делать умозаключение, вывод. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации расположении предмета, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
21 Тема «Многообразие цветов и предметов». Развивать зрительное и цветовое восприятие и умение различать и называть основные цвета и оттенки (розовый, голубой). 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации цветов и оттенков, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
22 Тема «Точные движения». Развивать память, внимание и точность движений при управлении компьютером через клавиатуру и «мышь». Закреплять знание клавиш программы. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
23 Тема «Как рождаются узоры».
Учить выкладывать узоры из геометрических фигур с чередованием по цвету, форме. Развивать чувства ритма, цвета и умения смешивать цвета и получать оттенки. Закреплять умение пользоваться курсором. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации формы и цвета геометрических фигур, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
24 Тема «Посуда».
Закреплять умение классифицировать предметы по назначению (посуда, мебель, фрукты, транспорт и т.д.). Учить находить лишний предмет, называть его и объяснять, почему он не соответствует данной группе предметов. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки при классификации предметов, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
25 Тема «Фантастические животные».
Развивать воображение, чувство юмора.
Учить составлять изображение животного из двух, трех частей. Закреплять знания об основных частях животных (туловище, голова, ноги, хвост). Обогащение словаря по теме. 1 балл - ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать животного.
2 балла - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков.
3 балла - ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картины.
26 Тема «Геометрические фигуры».
Развивать внимание, память, творческие способности.
Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение находить их и показывать. 1 балл - ребенок различает и правильно называет несколько фигур. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.
2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет прямоугольник, овал. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.
3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.
27 Тема «Игра - наше любимое занятие».
Выявить интересы детей, какие игры им больше нравятся и почему. Развивать внимание, логическое мышление, память, мыслительные операции. 1 балл - не справляется с заданием.
2 балла - допускает ошибки, с помощью воспитателя исправляет ошибки.
3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.
Список литературы.
Балабанова Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4 – 7 лет: программа, развернутое планирование, модели занятий/Л.К. Балабанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – с.175.
Волошина, О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина // Информатика. – 2006. – №19.- с. 230.
Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Подъяков. – М.:1998. – с. 96.
Горячев, А В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М.: 2008. – с.85.
Горячев, А.В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А.В. Горячев, Н.В. Ключ. – М.: 2004. –с. 34.
Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер. – М.: 2008. –с. 28.
Калинина, Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М.: 2008. - С.44.
Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова. – М.: 2011. –с. 211.
Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская. – М.: 2008. – с. 15
Косинова, Л.М. Развитие речи, 99 игр и заданий /Л.М.Косинова. – М.: Сфера, 1999. – 40 с.
Горвиц, Ю.М. Развивающие компьютерные игры для дошкольников. /Ю.М.Горвиц// Информатика в образовании. 1990. №4. – с. 100 – 106.
Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина // Информатика. – 2006. – №12. – С.54-57.
Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". /В.Моторин// Дошкольное воспитание, 2000. № 11.- С. 52.
http://www.maaam.ru/stati/detskie-sady/ikt-v-detskom-sadu.htmlhttp://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/prezentatsiya-ikt-v-rabote-douhttp://detsad5.ucoz.ru/publ/rady_soobshhit/objavlenija/programma_informatizacii_dou/21-1-0-48http://www.slideshare.net/VenomFACE/ss-14273307