Рабочая программа по дополнительному образованию кружок Юные пешеходы для детей 3-4 лет

Утверждена
Введена в действие приказом
№________от «____»___________2014г.
Заведующая___________Тишина А.В.









Рабочая программа

по организации дополнительного образования
во второй младшей группе


Кружок «Юные пешеходы»



Рассмотрена и принята на заседании
Педагогического совета МБДОУ №16
Протокол № ___от _______ 2014г.
Заведующая:___________Тишина А.В


Руководитель: Бочкарева С.А
воспитатель 1 кв.категории
















I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки и так далее), но и на маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Чтобы обучение было успешным и непрерывным, составлена программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма под названием «Юные пешеходы». В программе учитывается системный подход к решению вопроса профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Цель: На основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать детей младшего возраста правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Задачи.
1. Учить детей правилам поведения на улице и элементарной дорожной грамотности.
2. Расширить знания о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте.
3. Знакомить с основными дорожными знаками.

Методы и приёмы руководства.

1. Беседы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Чтение художественной литературы, прослушивание в записи музыкальных произведений.
3. Рассматривание иллюстраций, плакатов.
4. Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций.
5. Проведение выставок рисунков и поделок.
6. Целевые прогулки с наблюдениями по теме.
1.2.Целевые ориентиры знаний по ПДД
Геометрические фигуры
Светофор
Сигналы светофора
Грузовой транспорт
Легковой транспорт
Автобус
Дорога
Тротуар











Оцениваются вопросы по трехбалльной шкале.
1. может самостоятельно воспроизвести изученный термин и понятия - 3 балла
2. затрудняется самостоятельно ответить, но отвечает с помощью взрослого -2 балла
3.не способен воспроизвести изученный материал и понятия – 1 балл.

II.Организационный раздел

Организация кружковой работы предполагает достичь следующих результатов:
- обучить детей безопасному поведению на дороге;
- привить психологическую устойчивость к опасным ситуациям;
- воспитать дисциплинированность, осторожность, наблюдательность, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.

Организация занятий кружка: Вторник и четверг , продолжительность -15 мин, со всеми детьми.
2.1 Годовое тематическое планирование
Сентябрь

1 неделя
«Машина»

2 неделя
«Грузовая машина»

3 неделя
«Какой бывает транспорт»

4 неделя
.«Наблюдение за легковым и грузовым транспортом»

Октябрь

1 неделя
«Знакомство с улицей»

2 неделя
«Узкая и широкая дорога на улице»

3 неделя
«Узкая и широкая дорога на улице»

4 неделя
«Наблюдение за транспортом».

Ноябрь

1 неделя
«На чем ездят люди»

2 неделя
«Что такое автобус»

3 неделя
«Что такое трамвай»

4 неделя
.«Наблюдение за пассажирским транспортом»

Декабрь

1 неделя
«Светофор»

2 неделя
«Осторожно-дорога»

3 неделя
«Осторожно-дорога»

4 неделя
«Наблюдение за работой светофора» (на перекрестке)

Январь

1 неделя
-

2 неделя
«Правила поведения на тротуаре».

3 неделя
«Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы».

4 неделя
«Прогулка пешехода в зимнее время года».

Февраль

1 неделя
«Дорожные ситуации»

2 неделя
«Дорожные ситуации»

3 неделя
«Где можно и где нельзя играть».

4 неделя
«Опасности нашего двора»

Март

1 неделя
«Что такое пешеходный пешеход»

2 неделя
«Что такое пешеходный пешеход»(практика)

3 неделя
«Как правильно переходить улицу»

4 неделя
.«Здравствуй, улица».

Апрель

1 неделя
«Катание на велосипеде»

2 неделя
«Катание на велосипеде(практика)»

3 неделя
«Влиятельная палочка»

4 неделя
«Влиятельная палочка»

Май

1 неделя
-

2 неделя
«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице? »

3 неделя
«Мой адрес»

4 неделя
Развлечение
«Путешествие в страну дорожных знаков».


III. Содержательный раздел

3.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Перспективное планирование
Сентябрь

Тема
Содержание
Метод.приемы

«Машина»

Учить называть составные части машины: руль, колёса; развивать восприятие цвета.
Ситуативный разговор «Принимаем в гостях куклу Машу».

«Грузовая машина»
Учить отличать грузовые машины от других; дать понятие, что у грузовой машины есть кузов, в котором можно перевозить песок, игрушки.
Беседа «Грузовая машина».
П/игра «Машины».


«Какой бывает транспорт»

Формировать у детей понятие о различных видах транспорта, о правилах поведения в транспорте.

Д/игра «Цветные автомобили».
Беседа, рассматривание. иллюстраций «Виды транспорта».

Прогулка.«Наблюдение за легковым и грузовым транспортом»


Продолжать формировать у детей понятие о различных видах транспорта; развивать внимание, наблюдательность.
Наблюдение за транспортом.
Чтение стихотворения Я. Пишумова «Машины».


Октябрь

«Знакомство с улицей».

Уточнить представления детей об улице; закрепить знания о видах транспорта; знакомить с правилами поведения на улице; развивать речь дошкольников.
Беседа по картине «Улица города».


«Узкая и широкая дороги на улице».
Учить различать узкие и широкие дороги на улице; дать понятие об их назначении.
Чтение книги
М. Приходкина «По улицам города»


«Узкая и широкая дороги на улице». Продолжение.
Учить различать узкие и широкие дороги на улице; дать понятие об их назначении.
Беседа по теме.
Конструирование разных по ширине дорог.

Прогулка. Тема: «Наблюдение за транспортом».
Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного
движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.
Наблюдение за транспортом.
П/и «Воробушки и автомобиль»

Ноябрь

«На чём ездят люди».
Закрепить знания детей о назначении грузовых и легковых машин;
Рассматривание сюжетных картинок по теме.


«Что такое автобус».
Дать понятие об автобусе (пассажирский транспорт) .
Беседа «Едем в автобусе».
Лепка «Колёса для автобуса».

«Что такое трамвай».
Познакомить с особенностями такого транспорта, как трамвай; учить отличать его от других; продолжать работу по закреплению знаний о транспорте.
Беседа «Знакомство с трамваем» .
П/и «Трамвай».


Прогулка.«Наблюдение за пассажирским транспортом»
Формировать понятие о пассажирском транспорте; о безопасном поведении на дорогах.
Рассматривание пассажирского транспорта. Разгадывание загадок.


Декабрь

«Светофор».
Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить значение его световых сигналов и учить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора.
П/И «Красный, жёлтый, зелёный».
Аппликация «Мой друг – светофор».


«Осторожно – дорога».
Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора;
Ситуативный разговор «Друг на дороге».


«Осторожно – дорога».
продолжение.
Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора;
Игра-соревнование «Водители на старт! »


Прогулка. Тема: «Наблюдение за работой светофора» (на перекрестке)
Закреплять знания детей о работе светофора; знания правил перехода улицы; развивать разговорную речь. Чтение стихотворения О. Масловой «Три чудесных цвета».
Дидактические игры:«Узнай и назови», «Светофор»


Январь

«Правила поведения на тротуаре».
Формировать у детей представление о значении нового слова: «тротуар»;
Рассматривание иллюстраций по теме. Дидактическая игра «Слушай – запоминай»

«Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы».
Рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара.
Рассматривание плакатов «Азбука юного пешехода».


«Прогулка пешехода в зимнее время года».
Формировать представления детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге
Рассматривание картинок опасных зон на пешеходной части улицы.
Беседа о движении по дороге в зимнее время года.

Февраль

«Дорожные ситуации».
Учить правилам дисциплинированного поведения; воспитывать наблюдательность, осторожность.
Рисование на тему: «Быстро крутятся колёса»
Рассматривание иллюстраций по теме.

«Дорожные ситуации»
Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы
Сюжетно-ролевая игра «Шофёры и пешеходы»
Дидактическая игра «Почему? »


«Где можно и где нельзя играть».
Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе.
Чтение стихотворения О. Бедарева «Если бы»

«Опасности нашего двора»
Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома
Рассматривание иллюстраций по теме.



Март

«Что такое пешеходный переход».
Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине;
Рассматривание
иллюстраций пешеходного перехода.


«Что такое пешеходный переход».
Продолжать знакомить детей с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Аппликация «Пешеходный переход».


«Как правильно переходить улицу».
Формировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Рассматривание плакатов «Азбука юного пешехода».
Подвижная игра-соревнование «Перейди улицу»


Прогулка.«Здравствуй, улица».
Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.
Загадки по правилам дорожного движения
Дидактическая игра «Зажги свой огонёк! »


Апрель

«Катание на велосипеде (самокате, роликах) ».
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках
Рассматривание
иллюстраций по теме, сюжетных картинок с изображением различных ситуаций.


«Катание на велосипеде (самокате, роликах) ».
Научить детей правильному поведению при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках.
Рассматривание
иллюстраций по теме, сюжетных картинок с изображением различных ситуаций.

«Влиятельная палочка».
Дать начальное представление о работе регулировщика
Рассматривание изображения регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макета светофора.

«Влиятельная палочка».
Объяснить, в каких условиях нужна работа регулировщика, что значат его жесты; воспитывать умение быть вежливым, внимательным.
Чтение произведения
С. Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер»



Май

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице? »
Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.
Рассматривание
сюжетных картинок с изображением различных ситуаций.


«Мой адрес»

Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его местожительство; расширять кругозор; развивать осторожность, внимание, память.
Дидактическая игра «Почему?»


Развлечение
«Путешествие в страну дорожных знаков».


Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.




Используемая литература.

1. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. - М., 2005.

2. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. /Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М., 2005.

3. Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга / Сост. Т. Ф. Саулина. - М., 1989.

4. Чего на свете не бывает. / Под ред. О. М. Дьяченко. - М., 1991.

5. Фролова Г. А. Физминутки. – М. : Карапуз, 2003.

6. Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожных движений для дошкольника. – М. : Творческий центр, 2006.






























15