Контрольно-оценочные средства по Русскому языку и культуре речи


ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по ОД ГБПОУ «АПК»
____________ Н,А,Хайруллина
« __» ___________ 2014г.
Комплект
материалов для дифференцированного зачета по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
в виде набора тестовых заданий
по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах
основной профессиональной программы СПО
Альметьевск 2015
Материалы для дифференцированного зачета в виде набора контрольных заданий по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах основной профессиональной программы СПО для профессий технического профиля, социально-экономического профиля, естественнонаучного профиля.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж»
Разработчик: Землянцева С.В., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж»
Комплект материалов в виде набора контрольных заданий для проведения дифференцированного зачета по дисциплине «Русский язык и культура речи» рассмотрен и одобрен на заседании МК преподавателей ОД « » ____________2015 г., протокол №5.

Руководитель МК _____________ Захарова З.Э.
1. Общие положения
Материалы для дифференцированного зачета в виде набора контрольных заданий по «Русскому языку и культуре речи» по результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах основной профессиональной программы СПО для профессий технического профиля и социально – экономического профиля разработаны на основании:
-федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для профессий и специальностей СПО (рекомендованной департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.);
-рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» ГБПОУ «АПК», реализуемой в пределах основной профессиональной программы СПО для профессий технического профиля и социально – экономического профиля.
Комплект материалов в виде набора контрольных заданий включает: двадцать девять вариантов заданий для обучающихся, таблицу критериев оценки выполнения экзаменационной работы и шкалу перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.
Экзаменационные материалы для проведения экзамена с использованием набора контрольных заданий состоят из двух частей: обязательной и дополнительной . Обязательная: указать правильный вариант ответа, выбрав нужную букву (1-11), указать правильный вариант ответа, выбрав нужную букву (12-14); записать обоснованные ответы(15-17); вставить орфограмму-букву(18-20); работа с текстом(21-25). Дополнительная: прочитать текст и выполнить задания 26-29. Задания обязательной части оцениваются в 1 балл, задания дополнительной части в 3 балла.
В базовый вариант экзаменационной работы включены задания, выполнение которых свидетельствует о наличии у обучающихся навыков владения русским языком, необходимых человеку в современном обществе. Все варианты заданий равноценны базовому по структуре, объему, представленности заданий разных содержательных линий, по проверяемым умениям и видам деятельности, а также по уровню сложности заданий и критериям оценки. Задания, включенные в разные варианты под одним и тем же номером, проверяют одни и те же элементы содержания одинакового уровня сложности.
2. Результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», подлежащие проверке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
3.Перечень элементов содержания по русскому языку и культуре речи, включенных в работу.
Фонетика
Звуки и буквы. Фонетический анализ слова
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Морфемика и словообразование
Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова
Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова
Грамматика. Синтаксис
Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Осложненное простое предложение. Сложное предложение. Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Способы передачи чужой речи
Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Синтаксический анализ (обобщение)
Орфография
Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий
Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Орфографический анализ
Пунктуация
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания при обособленных определениях
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение)
Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях
Пунктуация в простом и сложном предложениях. Пунктуационный анализ
Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
Языковые нормы
Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы)
Выразительность русской речи
Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования.
Выразительные средства грамматики. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Анализ средств выразительности.
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
Вариант -1
Обязательная часть
Задание: 1 -5.Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную букву.
1.(1 балл). Определите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) братья
б) приезд
в) коньки
г) есть
2. (1 балл). Определите, в каком слове ударение указано верно.
а) баловать (1-й слог)
б) договор (1-й слог)
в) гербовый (2-й слог)
г) генезис (1-й слог)
3. (1 балл). Определите, лишнее слово в ряду синонимов.
а) тщетно
б) тщательно
в) безрезультатно
г) напрасно
4. (1 балл). Укажите слово, имеющее синоним.
а) успех
б) острый
в) топить
г) сидеть
5. (1 балл). Определите, какое из четырех слов относится к устаревшим.
а) плотник
б) стражник
в) охранник
г) именинник
Задание 6-8 .Укажите правильные варианты ответа, выбрав нужные буквы.
6. (1 балл). Определите, какое из перечисленных слов имеет значение «исполненный надменности».
а) алчный
б) фамильярный
в) презрительный
г) высокомерный
7. (1 балл). В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
а) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
в) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
г) Петров выступил на симпозиуме с очень интересным, ИНФОРМАЦИОННЫМ докладом.
8. (1 балл). Определите, какое слово неправильно разбито на морфемы.
1) ЗА-МЕР-ЕВ 2) НЕ-ПОД-ВИЖ-Н-ОЕ 3) С-МЕН-И-ВШ-ИЙ 4) (много) ЗНА-НИЙ-?
9. (1 балл). Выберите прилагательные с суффиксом АН
1) разбросаны,
2) кожаный,
3) ванная,
4) песчаный,
5) сломаны.

10. (1 балл). Выберите слова с приставкой ПРИ
1) пр.ехать,
2) пр.манить,
3)пр.зентация,
4) пр.красный,
5) пр.шить
11. (1 балл). Выберите слова общего рода
1) обжора,
2) судья,
3) умница,
4) фламинго,
5) шимпанзе
12. (1 балл). Определите, чем осложнено предложение.
Зашумел встречный поезд, налетел с грохотом и ветром, слившись в одну золотую полосу освещенных окон, и пронесся мимо.
а) однородными членами и обособленными определениями
б) однородными членами
в) уточняющими членами (сказуемыми) и обособленным обстоятельством
г) однородными членами и обособленным обстоятельством
13. (1 балл). Найдите более точное объяснение постановки знаков препинания в предложении:
Снежинок становится все больше и больше ( ) и в снежном хороводе не видно уже и падающих листьев, и тропы.
а) в этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом И, запятая перед И не ставится
б) это предложение сложное (сложносочиненное), перед И ставится запятая
в) в этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая
г) это предложение сложносочиненное, запятая перед И не ставится
14. (1 балл). Найдите более точное объяснение постановки знаков препинания в предложении:
Россия( )это бесконечные снега ( ) над которыми поют мертвые серебряные метели.
а) в этом предложении подлежащее и сказуемое выражено существительным, между ними нужно поставить тире.
б) это предложение сложное, состоящее из двух простых; в первом предложении подлежащее и сказуемое выражено существительным, между ними нужно поставить тире.
в) это предложение сложное, состоящее из двух простых; в первом предложении подлежащее и сказуемое выражено существительным, между ними нужно поставить тире; после первого предложения мы ставим запятую, потому что предложение сложноподчиненное.
15-17. Запишите обоснованные ответы
15. (1 балл). Найдите «четвертое лишнее слово» в каждом ряду, подчеркните. Ответ обоснуйте.
а) молодежь, рояль, путь, соглашение.
Ответ: путь – разносклоняемое существительное
б) длина, удлинение, удлинить, длительность,
Ответ: длительность – продолжительность во времени
в) водить, подводный, водитель, завожу.
Ответ: подводный – от вода
16. (1 балл). Правильно ли утверждение, что все существительные относятся к 1, 2 или 3 склонению? Ответ обоснуйте.
Ответ: нет, есть несклоняемые и разносклоняемые существительные
17. (1 балл). Составьте словосочетания из слов, не нарушив литературной нормы. Обломки, обрывки, осколки, останки, ваза, корабль, письмо, яблоко, воин.
Ответ: обломки корабля, обрывки письма, осколки вазы, останки воина.
18-20. Вставьте орфограмму-букву
18. (1 балл). Вставьте орфограмму-букву.
В течени... всей передачи, в течени… реки, находясь в заключени…, в продолжен… романа, в продолжени… всего сказанного.
В течениЕ, всей передачи, в течениИ реки, находясь в заключениИ, в продолжениИ романа, в продолжениЕ всего сказанного.
19. (1 балл). Вставьте орфограмму-букву.
Вз…мать, раз…грался, сверх…нтересно, меж…нститутский, дез…нфекция.
ВзИмать, разЫгрался, сверхИнтересно, межИнститутский, дезИнфекция.
20. (1 балл). Вставьте орфограмму-букву.
Двух…ярусный, трех…сложный, пан…европейский, ин…екция.
ДвухЪярусный, трехЪсложный, панЪевропейский, инЬекция.
21-25. Работа с текстом
Камышовая кошка
(1) Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных. (2) При попытке добыть живую камышовую кошку меня упорно преследовала неудача. (3) Либо зверь не попадал в ловушку, либо не удавалось сохранить пойманное животное живым и здоровым.(4) Однажды ранним февральским утром меня разбудили мои приятели, сельские ребята. (5) Перебивая друг друга, они спешили сообщить важную новость: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался!». (6) Я через несколько минут был уже у дяди Прохора. (7) Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. (8) Лапа хищника была крепко зажата капканом. (9) Как только кто-нибудь из толпы пробовал приблизиться к нему, кот взъерошивал шерсть, шипел и прыгал навстречу. (10) Но короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. (11) Сообразив, что при таких прыжках ценное животное может сломать себе лапу, я сбросил с себя куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. (12) Он повторил свой маневр и опять бессильно упал на землю. (13) Тут я мигом накинул на кота свою куртку и навалился поверх нее своей тяжестью. (14) Зверь был связан. (15) Я осторожно снял с его ноги капкан, смазал йодом и перевязал рану на его ноге. (16) Потом кота посадили в клетку. (17) Он вел себя странно. (18) Он не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и делал вид, что не замечает окружающих его людей. (19) Так прошло три дня. (20) Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу, любимую пищу кота на воле. (21) Вначале курица, боявшаяся опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась и даже начала нахально ходить по спине лежащей кошки. (22) Хищник не обращал на нее никакого внимания. (23) Прожив еще два дня, камышовый кот погиб, а курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была выпущена на волю. (24) Жалко было потерять такую добычу, но что делать! (25) По-видимому, кот был слишком стар, чтобы примириться с потерей свободы!
(По Е.Спангербергу)
21. (1 балл). Определите стиль и тип текста
Ответ: публицистический, повествование
22. (1 балл). Из предложений 18–21 выпишите действительные причастия настоящего времени.
Ответ: окружающих, лежащей
23.(1 балл). Среди предложений 18–25 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 25
24.(1 балл). Среди предложений 9–15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 10
25.(1 балл). Среди предложений 7–18 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 9
Дополнительная часть
Прочитайте текст и выполните задания 26-29.
(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и хол..дно в сум..рках только черт..полох силой засел на межах с (ч..рно) ж..лтыми пуг..вками ржавой дикой рябинк…
Уже (не) было стр..ляющих в пр..сторе стрижей только ч..рное галочьё шумело в хол..деющ..м небе кружило над избами кр..чало что ос..нь идет. В серых р..дах ст..яли пышно разубра..ые р..бины точно (красно) кафтанная стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стаи гусей звонко трубили и в их крике чудились хол..да. Ч..рные пугалы пялили руки в (за) хол..давших пустых ог..родах как (будто) спраш..вали Где все?
(Не) уютом и хол..дом см..трело все здесь теперь.
26. (3 балла). Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания в тесте задания.
ЖЕлто-бурые щЕтки жнивья глЯдели голо и холОдно в сумЕрках, только чертОполох силой засел на межах с чЕрно-желтыми пугОвками ржавой дикой рябинкИ.
Уже не было стрЕляющих в прОсторе стрижей, только чЕрное галочьё шумело в холОдеющЕм небе, кружило над избами, крИчало, что осЕнь идет. В серых рЯдах стОяли пышно разубраННые рЯбины, точно красно-кафтанная стража, затЕсавшаяся в серую тОлпу мужИков. Стаи гусей звонко трубили, и в их крике чудились холОда. ЧЕрные пугалы пялили руки в захолОдавших пустых огОродах, как будто спрашИвали: «Где все?»
Неуютом и холОдом смОтрело все здесь теперь.
27. (3 балла). Определите стиль речи текста, определите тип текста.
Ответ: стиль художественной литературы, описание
28. (3 балла). Приведите пример олицетворения.
Ответ: чертополох засел
29. (3 балла). Найдите грамматическую основу в последнем предложении.
Ответ: все смотрело
Вариант 2
Обязательная часть.
Задание: 1-5. Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную букву
1.(1балл) Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.
столица
баюкает
заедать
вьюнок
2.(1балл) Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог
форзац
фольга
таможня
еретик
3.(1 балл) Укажите ряд, в котором данные пары слов являются синонимами.
горячий — холодный
разговорчивый — молчаливый
горячий — жаркий
рыдать — смеяться
4. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.
По прошествии немногих лет он был избран ГУБЕРНАТОРОМ… (Ю. Нагибин).
Всем до КАЗНАЧЕЙСТВА есть дело, а он – душа казначейства (М. С.-Щедрин).
Это, Нафаня, друг моего детства! В ГИМНАЗИИ вместе учились! (А. Чехов).
Барин с ГУВЕРНАНТКОЙ рыбу ловят-с (А. Чехов).
5. (1балл) Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными.
А. фельдфебель, комфорт, лекарь, земля
Б. ватрушка, жнец, мичман, галстук
В. медальон, мольберт, либретто, гитара
Г. пудинг, квас, одуванчик, хоккей
Задание 6-8. Укажите правильные варианты ответа, выбрав нужные буквы
6. (1балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «строго, до мелочей последовательный и принципиальный в своих отношениях к чему-нибудь»?
А. мелочный
Б. тщательный
В. щепетильный
Г. придирчивый
7.(1балл). В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово ПРАКТИЧНЫЙ?
Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
Вихрев в ПРАКТИЧЕКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
8.(1балл). Укажите слово, в котором верно выделены основа и окончание.
А. деся-ть
Б. пя-ть
В. гуля-ет
Г. ма-ть
9. (1 балл) Выберите прилагательные с суффиксом -АН-
1) кованый,
2) балованный,
3) взволнованный,
4) песчаный,
5) кожаный.
10. (1балл). Выберите слова с приставкой ПРЕ-
1) правопр_емник,
2)пр_сытиться,
3)пр_вилегии.
4)пр_старелый ,
5)пр_задуматься.
11.(1 балл) Выберите слова мужского рода.
1) хвастунишка,
2) ябеда,
3) Токио,
4) сыч,
5)харчо
12. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.
А) 1 Б) 2,4 В) 1,4 Г) 1,3
13. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
В) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая
Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна
14.(1балл) Найдите более точное объяснение постановки знаков препинания в предложении:
Фельдшер поглядел исподлобья на доктора ( ) и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.
А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

15.(1 балл) Найдите "четвертое лишнее" и в каждом ряду. Ответ обоснуйте.
а) тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
Ответ: гроздь - существительное женского рода
б) блестеть, убирать, застилать, расписать
Ответ: расписать - безударная гласная в корне проверяется ударением
в) двадцать один, восемь, седьмой, пять
Ответ: седьмой - порядковое числительное
16. Верно ли утверждение, что в русском языке возможно двойное ударение в слове. Ответ обоснуйте.
Ответ: Да, например: бАржа - баржА
17.(1балл) Составьте словосочетания из слов, не нарушив литературной нормы.
Приехал, прибыл, прикатил, сосед, товарищ, парень, дружок, высокий гость.
Ответ: приехал сосед, прибыл высокий гость, прикатил дружок
18. (1балл) Вставьте орфограмму - букву.
(В) следстви.. непогоды, (в) следстви.. по делу террористов, вмешаться (в) следстви.., (в) продолжени.. пяти лет, (в) продолжени.. повести, (в) течени.. ручья, (в) течени.. месяца
Ответ: в следствиЕ непогоды, в следствиИ. по делу террористов, вмешаться в следствие, в продолжениЕ пяти лет, в продолжениИ повести, в) течениИ ручья, в течениЕ месяца
19. (1 балл) Вставьте орфограмму-букву.
Без..ндукционный, дез..нформация, от..мать, без..звестный.
Ответ: безИндукционный, дезИнформация, отЫмать, безЫзвестный.
20. (1балл) Вставьте орфограмму-букву
с..язвить, сверх..естественный, сверх..ёмкий, об..ект, пят..юдесятью, ш..ю
Ответ: сЪязвить, сверхЪестественный, сверхЪёмкий, обЪект, пятЬюдесятью, шЬю
Прочитайте текст и выполните задания 21-25.
(1)Михаил Васильевич Ломоносов занимает совершенно особое место в истории российской культуры. (2)Его имя написано золотыми буквами на скрижалях науки. (3)Жизненный подвиг этого незаурядного человека и сейчас вызывает изумление.(4)В далеком XVIII столетии крестьянский юноша, охваченный светлым порывом к знаниям, прибыл в Москву с берегов Белого моря, а затем в чрезвычайно короткий срок достиг вершин мировой культуры, произвел переворот в русской поэзии. (5)Ломоносов поставил и решил величайшие научные проблемы, заложил основы всего новейшего естествознания, опережая на целое столетие своих ученых-современников.(6)Родина Ломоносова — двинская земля, далекий север Русского государства. (7)С детства Ломоносов привык разделять трудности и опасности морского промысла. (8)Плавания с отцом развили в юном Ломоносове отвагу и неустрашимость, выносливость и находчивость, уверенность и наблюдательность. (9)Он любил суровый север — ледяной ветер в лицо и непокорное море.(10)С десятилетнего возраста в зимнее время Ломоносов учился читать и писать у сельского священника Семена Никитича Сабельникова. (11)Наставник, не зная латинского языка, занимался с учеником только чтением церковных книг и исчислением (математическими вычислениями). (12)Вскоре способный ученик превзошел учителя. (13)Односельчане стали обращаться к молодому грамотею, когда надо было написать какую-либо бумагу. (14)Сохранился договор на постройку церкви, написанный рукой четырнадцатилетнего Ломоносова. (15)В этих рукописях нет орфографических ошибок. (16)Освоив грамоту, Михаил стал усердно разыскивать книги. (17)Первыми книгами, прочитанными будущим ученым, стали Славянская грамматика Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого.(18)Ломоносов твердо решил найти свой путь в жизни и получить знания (19)Он уже приобрел на родине немалые познания, но втайне мечтал учиться в школе.(20)В конце 1730 года 19-летний Ломоносов покинул отцовский дом и вслед за караваном мороженой рыбы отправился в Москву.(21)Он добрался до Москвы в начале января 1731 года и уже 15 января подал прошение о зачислении в Славяно-греко-латинскую академию.
21.(1балл) Укажите стиль и тип речи текста.
Ответ: публицистический, повествование
22.(1балл) Среди предложений 1—9 найдите предложение, в котором есть деепричастный оборот. Напишите его номер
Ответ: 5
23.(1балл) Среди предложений 1—10 найдите такое, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Напишите его номер.
Ответ: 6
24.(1балл) Укажите верную характеристику предложения 4.
Ответ: простое, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением
25. Укажите какой тип связи используется в словосочетании ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЯ (предложение 18).
Ответ: управление
Дополнительная часть.
Прочитайте текст и выполните задания 26-29.
Писать о лесах любимое мое занятие в некотором смысле даже гражданская обяза_ость. О судьбах лесов написано (н_) мало но время снова и снова возвращает нас к этой теме. (Не) обыкновенно важна роль леса в истории народов и ц_в_лизации в жизн_ и даже становлени_ человека. Лес дал человеку первые орудия труда познакомил с огнем и снабдил материалом для первых костров а и_чезая оставлял после себя пл_д_родный прах. Лес кормил наших отдале_ых предков снабжая их углеводами жирами белками и витаминами давал им кров защищая от солнца ветра дождя и мороза спасая от хищных зверей и иноплеме_иков. Из дерева делались дом и лодка острога и соха колыбель и гроб. Подли_ая история современной ц_в_лизации началась с изобретения бумаги и книги материал для которых дал все тот (же) лес.
26.(3балла) Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания в тексте-задании
Писать о лесах любимое мое занятие, в некотором смысле, даже гражданская обязаННость. О судьбах лесов написано нЕмало, но время снова и снова возвращает нас к этой теме. Необыкновенно важна роль леса в истории народов и цИвИлизации в жизнИ и даже становлениИ человека. Лес дал человеку первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил материалом для первых костров, а, иСчезая, оставлял после себя плОдОродный прах. Лес кормил наших отдалеННых предков, снабжая их углеводами, жирами, белками и витаминами, давал им кров, защищая от солнца, ветра, дождя и мороза, спасая от хищных зверей и иноплемеННиков. Из дерева делались дом и лодка, острога и соха, колыбель и гроб. ПодлиННая история современной цИвИлизации началась с изобретения бумаги и книги, материал для которых дал все тот же лес.
27.(3балла) Определите стиль и тип текста .
Ответ: публицистический, рассуждение
28.(3балла) Выделите грамматическую основу в первом предложенииОпределите вид и средства связи предложений в тексте.
Ответ: Занятие, обязанность писать о лесах
29. (3балла). Приведите пример олицетворения
Ответ: лес продолжает служить
INCLUDETEXT "http://192.168.1.1:800/docs/F7891F557F8992E14E976B1083CF1B5F/questions/F1E59BCD3F31B32340FDA3DF30DEF96C/xs3qstsrcF1E59BCD3F31B32340FDA3DF30DEF96C.xml?type=xs3qst&guid=F1E59BCD3F31B32340FDA3DF30DEF96C" \c XML \* MERGEFORMAT

Вариант -3
Обязательная часть.
Задание: 1-5. Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную букву
1.(1балл) Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.
изъяны
ельник
местность
юнга
2.(1балл) Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог.
мельком
разомкнутый
намерение
олигархия
3. (1 балл) Определите лишнее слово в ряду синонимов.
еда
яд
пища
яства
4. (1 балл) Укажите ряд омонимов.
А. (родниковый) ключ — ключ (от замка)
Б. разговорчивый — молчаливый
В. смеяться — хохотать
Г. морда — лицо
5. (1балл) Укажите ряд, в котором все слова являются устаревшими.
редут, холоп, династия, пищаль
боярин, фимиам, вратарь, пансион
армяк, шуйца, рыбарь, выя
стрелец, сибирка, целовальник, спутник
Задание 6-8. Укажите правильные варианты ответа, выбрав нужные буквы
6. (1балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?
А. революция
Б. деградация
В. депрессия
Г. эволюция
7. (1балл) В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНИСТЫЙ?
На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.
Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
Незнакомец подарил мен букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.
8. (1балл) Укажите слово, в котором верно выделен корень.
А. ра-счёт-ливый
Б. про-стой
В. яр-ость
Г. корм-лю
9. (1 балл) Выберите прилагательные с суффиксом -АН-
1) прессованный,
2)кожаный,
3)дрессированный,
4)избранник,
5)песчаный
10. (1балл). Выберите слова с приставкой ПРЕ-
1) пр_митивный,
2)пр_следовать,
3)пр_ступник,
4)пр_отлично,
5)пр_землиться.
11.(1 балл) Выберите слова женского рода.
1)лежебока,
2)салями,
3)кофе,
4)Хуанхэ,
5)молодежь.
12. (1балл) Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления
а) 1,2,4 б) 1,2 в) 3,4 г) 1,2,3,4
13. (1балл) Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.
А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
Б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
В) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
Г)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
14.(1балл) Найдите более точное объяснение постановки знаков препинания в предложении:
Мы возвращаемся к старым книгам, поскольку они возвышаются над частностями, поскольку они открыты для тех современных значений, какие мы можем вложить в их содержание и язык, живущий новой, нашей, жизнью (М. Громов).
А. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство.
Б. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство, разделяют однородные члены предложения.
В. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство, разделяют однородные придаточные.
Г. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное определение.
15.(1 балл) Найдите "четвертое лишнее" и в каждом ряду. Ответ обоснуйте.
а) Бараний, крайний, верхний, стальной.
Ответ: бараний – нет суффикса Н
б) пальто, плащ, шуба, кафтан.
Ответ: пальто – несклоняемое существительное
в) тридцать пять, девятнадцатый, три, сорок четыре.
Ответ: девятнадцатый – порядковое числительное
16. (1балл) Верно ли утверждение, что безударную гласную корня всегда можно проверить ударением. Ответ обоснуйте.
Ответ: Нет, есть непроверяемые безударные гласные в корне, их написание нужно запомнить
17.(1балл). Составьте словосочетания из слов, не нарушив литературной нормы. Обоснуйте ответ.
Дерево, сытый, доводы, боль, завтрак, понятные, сытный, нетерпимая, понятливые, нестерпимая, приметное, приметливое.
Ответ: Приметное дерево, понятные доводы, нестерпимая боль, сытный завтрак
18. (1балл) Вставьте орфограмму - букву.
(в) течени.. недели, ( в) продолжени.. разговора, (в) течени.. реки, (в) продолжени.. романа, (в)следстви.. засухи , (в) следстви..по делу о краже, (в) следстви.. по ограблению
Ответ: в течениЕ недели, в продолжениИ разговора, в течениИ реки, в продолжениИ романа, вследствиЕ засухи , в следствиИ по делу о краже, в следствиИ по ограблению
19. (1 балл) Вставьте орфограмму-букву.
Пред..юльский, без..нтересный, раз..грать, пост..мрессионизм.
Ответ: предЫюльский, безЫнтересный, разЫграть, постИмрессионизм.
20. (1балл) Вставьте орфограмму-букву
Двух..якорный, двух..ёмкостный, трёх..ядерный, вар..ировать, стат..и, ч..и.
Ответ: двухЪякорный, двухЪёмкостный, трёхЪядерный, варЬировать, статЬи, чЬи.
Прочитайте текст и выполните задания 21- 25.
1) Солнце все выше и выше поднималось над заливом, стирая тени. (2) Егерь рассказывал: (3) Белоснежный лебедь упал в камыши, еще не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. (4) Его правое крыло безжизненно повисло. (5) Браконьер лишил птицу самого дорогого – полета. (6) Лебедь неподвижно лежал в камышах. (7) Его подруга, белая лебедушка, волновалась. (8) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (9) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (10) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. (11) И тогда она, приблизившись, стала заботливо обирать его перышки. (12) Я приплыл в залив рано утром. (13) Лебедушка взлетела и стала тревожно кружиться. (14) Решил обследовать камыши. (15) Тут и нашел подбитую птицу. (16) Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (17) На другой день я снова появился на маленьком островке. (18) Обошел его, убедился – хищников нет. (19) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь будет отныне Лотос, а лебедушка – Лилия». (20) Весь месяц плавал к лебединому острову. (21) Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (22) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (23) Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (24) Я знал, что Лотосу никогда не придется летать, – крыло было перебито. (25) Пришла осень. (26) Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (27) А в это время начался отлет птиц. (28) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (29) Лилия тревожно прислушивалась к ним. (30) На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далекие края. (31) Лебедушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (32) Весь вид ее говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в теплые края, а нам и здесь неплохо». (33) А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (34) Ее пел красавец Лотос. (35) Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!
(По К.Хромову)
21. (1балл) Определите стиль и тип текста
Ответ: публицистический, повествование
22. (1балл) Из предложений 1–24 найдите деепричастия; укажите номера предложений, в которых они есть.
Ответ: 3,11,22
(1балл) Среди предложений 30-35 найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражено существительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 35
24. (1балл) Среди предложений 25–35 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 35
25. (1балл) Среди предложений 20-24 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 24
Дополнительная часть
Прочитайте текст и выполните задания 26-29.
.
26. (3балла) Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания.
Золотой осен..ий денек. Кругом т..шина. Лиш.. изредк.. прокурлыч..т в небе отлетающие журавли или пролетит с призывным криком кулич..к. Земля принесла свои богатые плоды и теперь точно соб..рается на покой и отдых. Дорога мягкая словно хороший ковер. Дожди см..чили землю и теперь она скрадыва..т и топот конских к..пыт и ш..рох собачьих ног. Лес сильно пор..дел но все еще роскош..н в своем осен..ем уборе. Яркими полосами уходят (в) даль сизые, покрытые ночной р..сой зеленя. В глубоко дыш..щую грудь проникает густой воздух и пряный ар..мат увядающ..й листвы.
(По Н. Минху)
Золотой осенНий денек. Кругом тИшина. ЛишЬ изредкА прокурлычАт в небе отлетающие журавли, или пролетит с призывным криком куличОк. Земля принесла свои богатые плоды и теперь точно собИрается на покой и отдых. Дорога мягкая, словно хороший ковер. Дожди смОчили землю, и теперь она скрадываЕт и топот конских кОпыт, и шОрох собачьих ног. Лес сильно порЕдел, но все еще роскошЕн в своем осенНем уборе. Яркими
полосами уходят вдаль сизые, покрытые ночной рОсой зеленя. В глубоко дышАщую
грудь проникает густой воздух и пряный арОмат увядающЕй листвы.
27. (3балла) Определите стиль речи текста, определите тип текста.
Ответ: публицистический, описание
28. (3балла) Приведите пример эпитета
Ответ: богатые плоды
29. (3балла) Определите вид односоставного предложения (1)
Ответ: назывное
Вариант--4
Обязательная часть.
Задание: 1-5. Укажите правильный вариант ответа, выбрав нужную букву
1.(1балл) Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.
бойцы
касса
ягуар
коллегия
2.(1балл) Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог.
менеджмент
стенография
рассердиться
хозяева
3. (1балл) Укажите, в каком случае к выделенным словам правильно подобраны синонимы.
Снегурочка ЗАПЛАКАЛА, да так горько, словно сестра по родному брату. — Заревела.
Они жили в ВЕТХОЙ землянке ровно тридцать лет и три года. — Маленькой.
От вороны КАРАПУЗ убежал, заохав. — Пузатый.
Баба бросила ведра и давай волка БИТЬ коромыслом. — Колоть.
4. (1балл) Укажите ряд, в котором данные пары слов являются синонимами.
А. трусливый — несмелый
Б. длинный — короткий
В. громадный — маленький
Г. громадный — крошечный
5. (1балл) Укажите ряд, в котором устаревшее слово.
доктор
Б. врач
лекарь
Г. терапевт
Задание 6-8. Укажите правильные варианты ответа, выбрав нужные буквы
6. (1балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная от навигационных опасностей»?
А. фарватер
Б. ватерлиния
В. русло
Г. кильватер
7. (1балл) В каком предложении вместо слова ДЕЛЬНЫЙ нужно употребить ДЕЛОВИТЫЙ?
После непродолжительного раздумья бригадир выдвинул ДЕЛЬНОЕ предложение.
Вожатый ДЕЛЬНОЙ походкой направился в сторону оживлённо обсуждавших результаты конкурса ребят.
Нельзя было не согласиться с доводами Петра, его советы всем показались ДЕЛЬНЫМИ.
Старый чердак был буквально завален разными вещами, но ДЕЛЬНЫХ предметов будущие путешественники нашли совсем немного.
8. (1балл) Укажите слово, в котором верно выделен корень.
А. ВОЗ-буждение
Б. спра-ВЕД-ливо
В. ГУМ-анист
Г. необо-ЗР-имый
9. (1 балл) Выделите прилагательные с суффиксом -АН-
1) квалифицированный,
2) кожаный,
3) нежданный,
4) газированный,
5) песчаный
10. (1балл). Выделите слова с приставкой ПРИ-
1) пр..забавный,
2) пр..ключение,
3) пр..остановить,
4) пр..милый,
5) пр..тендент.
11.(1 балл) Выделите слова общего рода
1) тихоня,
2) плакса,
3) рагу,
4) мелочь,
5) Буэнос-Айрес.
а) 1,2 б) 2 в) 3 г) 2,4
13. (1 балл) Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Писатель – не сочинитель: первый пишет, чтобы изложить свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать.
А) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
В) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
14.(1балл) Найдите более точное объяснение постановки знаков препинания в предложении:
Всматриваясь в картину, видишь, сколько тончайших оттенков светотени нашел художник, чтобы не только передать рельефность, но поистине вдохнуть жизнь в свое творение (Л. Воронихина).
А. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство.
Б. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство, разделяют однородные члены предложения.
В. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное обстоятельство, разделяют однородные придаточные.
Г. Отделяют главную часть предложения от придаточной, выделяют обособленное определение.
15.(1 балл) Найдите "четвертое лишнее" и в каждом ряду. Ответ обоснуйте.
А. Итак.
Б. Хоть бы.
В. Видимо.
Г. Кажется.
Ответ: хоть бы – не вводное слово
16. (1 балл) Верно ли утверждение, что количество звуков в слове равно количеству букв в нём. Ответ обоснуйте.
Ответ: нет, в слове может быть букв больше, чем звуков и наоборот.
17.(1балл) Составьте словосочетания из слов, не нарушив литературной нормы.
наступление, телеграмма, впечатление, человек, генеральное, одинокий, благодарственная, генеральское, благодарная, целое, целостное, одиночный
Ответ: генеральное наступление, благодарственная телеграмма, целостное впечатление, одинокий человек
18. (1балл) Проанализируйте написание производных предлогов.
А) (На) счёт, (в) место, (на) подобие.

Ответ: пишутся слитно
Б). (В) целях, (по) причине, (в) продолжение.
Ответ: пишутся раздельно
19. (1 балл) Вставьте орфограмму-букву.
Дез..информация, под...мать, с..знова, роз..ск.
Ответ: дезИинформация, подЫмать, сЫзнова, розЫск.
20. (1балл) Вставьте орфограмму-букву
об..ехать, от..езд, под..ёмник, прем..ера, п..еса, кур..ер.
Ответ: обЪехать, отЪезд, подЪёмник, премЬера, пЬеса, курЬер.
Прочитайте текст и выполните задания 21-25.
(1)Меня спрашивают: какую роль сыграла в моей жизни книга? (2)А ведь это похоже на то, как если бы спросили: какую роль играет в вашей жизни воздух?
(3)Читать я научился в четыре года. (4)Как, вероятно, и многие из вас, сначала читал вывески, а уж потом стал читать книги.(5)Первую книгу помню. (6)Называлась она «Али-Баба и сорок разбойников». (7)Это была дешевая лубочная книжонка с очень пестрой и очень страшной обложкой. (8)О чем там шла речь — не скажу, не запомнил. (9)Вероятно, вся энергия уходила тогда на процесс чтения, и сообразить, о чем в книге говорится, — силенок уже не оставалось.(10)Читал сказки. (11)Особенно любил Андерсена. (12)Читал популярную в те годы детскую писательницу Лидию Чарскую, хотя надо мной и смеялись, говорили, что это «девчоночье» чтение.(13)Потом — резкий скачок. (14)Читаю все, что нахожу в папином шкафу. (15) Папа мой — на войне, на фронте, можно хозяйничать в его книгах, сколько захочется. (16)А хочется уже много и постоянно.(17)Читаю Диккенса, Конан-Дойля, Марка Твена.(18)Потом читаю буквально все, что читает мама, даже тех авторов, которых читать восьмилетним или девятилетним, пожалуй, рановато: Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Писемского...(19)Книги мне заменяли в то время друзей, сверстников, которых у меня в раннем детстве не было. (20)Настоящие друзья появились только в школе имени Достоевского.(21)Если бы не друзья — друзья-люди и друзья-книги, — я никогда не смог бы стать писателем.(22)Еще один большой скачок в моем духовном развитии — это знакомство с Маршаком, с Максимом Горьким, с Евгением Шварцем. (23)Новые друзья, новые интересы, новые книги.(24)Конечно, я жалею, что не удалось мне учиться в университете.(25)Если еще раз обратиться к сравнению книги с воздухом, то надо признаться, что воздух, которым я дышал, не всегда был абсолютно чистым. (26)Я прочел много такого, без чего легко можно было обойтись. (27) Но вот об этом я почему-то жалею не очень. (28)Я с благодарностью вспоминаю не только Пушкина, Державина, Чехова, Толстого, Шекспира, Диккенса, Герцена, Бунина, Гюго, но и Лидию Чарскую, и Али-Бабу с его сорока разбойниками.
21.(1балл) Укажите стиль и тип речи текста.
Ответ: публицистический, повествование
22.(1балл) Выделите грамматическую основу предложения 22.
Ответ: скачок - знакомство
23. (1балл) Среди предложений 21—26 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 24
(1 балл) Среди предложений 17-24 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи лексического повтора.
Ответ: 18
(1 балл) Какой частью речи является слово ВЕДЬ из предложения 2?
Ответ: частица
Дополнительная часть.
Прочитайте текст и выполните задания 26-29.
Розовый куст на котором расцв..ла роза рос в небольшом полукруглом цв..тнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам которых уже давно никто (не) чистил и (не) посыпал песком. Деревя..ая решетка с колышками обдела..ыми в виде четырехгра..ых пик когда-то выкраше..ая зеленой масляной краской теперь совсем облезла рассохлась и развалилась; пики раст..щили для игры в солдаты деревенские мальчики и, чтобы отбиват..ся от сердитого барбоса с компаниею прочих собак, подходившие к дому мужики. А цветник от этого разрушения стал (ни)сколько не хуже.
26.(3балла) Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания в тексте задания.
Розовый куст, на котором расцвЕла роза, рос в небольшом полукруглом цвЕтнике перед
деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. ДеревяННая решетка с колышками, обделаННыми в виде четырехграННых пик, когда-то выкрашеННая зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растАщили для игры в солдаты деревенские
мальчики и, чтобы отбиватЬся от сердитого барбоса с компаниею прочих собак,
подходившие к дому мужики. А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже.
27.(3балла) Определите стиль текста, определить тип текста.
Ответ: стиль художественной литературы, описание
28. (3балла). Приведите пример эпитета
Ответ: сердитый барбос
29. (3балла). Определите вид придаточного предложения в первом предложении
Ответ: придаточное определительное
5. Критерии оценки работы в виде набора контрольных заданий для дифференцированного зачета
Выполнение каждого задания работы в виде набора контрольных заданий подлежит оцениванию в баллах. Полученные баллы суммируются и переводятся в отметки по шкале перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.
Все задания обязательной части экзаменационной работы оцениваются в 1 балл. Все задания дополнительной части экзаменационной работы преподаватель оцениваются в 3 балла. Таким образом, максимально возможное количество баллов за выполнение экзаменационной работы составляет 37баллов. Если обучающийся приводит неверный ответ или не приводит никакого ответа, он получает 0 баллов.
№ задания Количество правильных ответов Количество баллов
1 1 1
2 1 1
3 1 1
4 1 1
5 1 1
6 1 1
7 1 1
8 1 1
9 1 1
10 1 1
11 1 1
12 1 1
13 1 1
14 1 1
15 1 1
16 1 1
17 1 1
18 1 1
19 1 1
20 1 1
21 1 1
22 1 1
23 1 1
24 1 1
25 1 1
26
Количество ошибок (орфографических и пунктуационных)
не более 1 орфографической и 1 пунктуационной 3
не более 2 орфографических и 1 пунктуационно 2
не более 3 орфографических и 2 пунктуационных 1
более 3 орфографических и 2 пунктуационных 0
27 1 3
28 1 3
29 1 3
6. Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе
Отметка Необходимое количество баллов
«3» («удовлетворительно») 22-25
«4» («хорошо») 23-26
(не менее одного задания дополнительной части)
«5» («отлично») 27–37
(не менее трех заданий дополнительной части)
7. Инструкция для обучающихся по выполнению
набора контрольных заданий для дифференцированного зачета
1. На выполнение работы по русскому языку и культуре речи отводится 50 мин
2. Работа выполняется на компьютерах в программе My Test.
3. Перед началом выполнения работы:
- внимательно ознакомьтесь с заданиями;
- ознакомьтесь со шкалой перевода баллов в отметку по пятибалльной системе.
4. Работа состоит из 2-х частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть содержит задания минимально обязательного уровня, дополнительная часть – более сложные задания.
В работу включено: обязательная часть содержит 25 заданий, дополнительная часть – 4 задания.
5. Выполнение каждого из заданий экзаменационной работы оценивается в баллах, которые приведены в скобках около номера задания. Если приводится неверный ответ или нет никакого ответа, Вы получаете 0 баллов. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе показывает, сколько баллов достаточно набрать, чтобы получить отметку «3», «4», «5». Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов!
6. Начинать работу нужно с заданий обязательной части, выполнение которой оценивается на «3». Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны.
7. После того, как Вы наберете необходимое количество баллов для удовлетворительной отметки, переходите к выполнению заданий дополнительной части, чтобы повысить отметку до «4» или «5». Проследите по шкале перевода баллов, сколько заданий нужно выполнить правильно, чтобы получить «4» или «5», выберите задание с нужным количеством баллов.
Желаем удачи!
8. Образец заполнения листа с личными данными обучающегося при выполнении письменной экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий.
Работа
в виде набора контрольных заданий
по русскому языку и культуре речи
обучающегося (ейся) группы__________
ГБОУ СПО «АПК»
по специальности:_______________________
____________________________________
____________________________________
Ф.И.О