Статья на тему УПРАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

УПРАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Коваленко Е.И., учитель химии МОУ «Вейделевская СОШ»
Безземельная Н.Д, учитель биологии МОУ «Вейделевская СОШ»
Интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях её развития.
В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Именно на творческих детей государство и общество возлагают большие надежды в построении будущего. Отсюда возникает запрос на выявление таких детей с целью создания для них благоприятных условий обучения, отвечающих их возможностям и потребностям. Формирование исследовательских умений, создаёт условия для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Кроме того, это позволяет заинтересовать учащихся процессом познания.
Один из путей творческого восприятия современных естественных наук – систематическая научно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе. В соответствии требований ФГОСов необходима переориентация обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.[3]
Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В ходе выполнения научно-исследовательского проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. [1]
При осуществлении учебно-исследовательской и проектной деятельно-
стью учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы, партнеров в работе, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности. [2]
Важно отметить, что ученическая исследовательская деятельности – это, прежде всего, учебная деятельность. От исследовательских работ школьников нельзя ожидать нового слова в науке. Однако в ходе ученического исследования обязательно должно состояться субъективное открытие для школьника чего-то нового. Сначала это происходит в результате несложных экспериментов, мини-проектов, а затем – в процессе разработки более сложных тем, межпредметных проектов.
Управление организацией исследовательской деятельностью учащихся при изучении естественнонаучных дисциплин следует выстраивать поэтапно. Целесообразно выделение следующих этапов такой деятельности:
1 этап – подготовительный;
2 этап – развивающий;
3 этап собственно исследовательский.
Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучения их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательных интересов.
Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса к исследованиям на данной этапе играет деятельность различных школьных объединений, научного общества учащихся.
В ходе третьего, собственно исследовательского этапа ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов учащихся.
Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность в данной работе. С этой целью учащиеся старших классов могут проводить беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников, учеников второй ступени. Важнейшую роль в осуществлении преемственности играют отчетные заседания научного общества учащихся, на которых происходит передача исследовательской деятельности от старших к младшим.
На уроках и внеклассных занятиях предметов естественных циклов учащиеся выступают в роли «юных ученых» - исследователей. Все научно-исследовательские проекты, подготовленные учащимися, получили высокую оценку и отмечены дипломами и грамотами муниципального, регионального уровня.
В течение 2011-2013 учебных годов во внеурочной деятельности совместно с учащимися были выполнены следующие наиболее значимые исследовательские работы: «Исследование антиоксидантной активности плодов калины обыкновенной, шиповника коричного и различных сортов чая» - призёр областного этапа Всероссийского конкурса научно - исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений при поддержке Благотворительного фонда Д.И.Менделеева, финалист Всероссийского конкурса научно - исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений при поддержке Благотворительного фонда Д.И.Менделеева, «О перге замолвлю я слово» - призёр областного этапа Всероссийского конкурса научно - исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений при поддержке Благотворительного фонда Д.И.Менделеева и призёр конкурса исследовательских и творческих работ учащихся в рамках конференции «Юность центрального Черноземья», «Изучение органолептических свойств и проведение химического анализа воды родника «Крейдянка»» - победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, в номинации водная экология и гидробиология и финалист Всероссийского конкурса научно - исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений при поддержке Благотворительного фонда Д.И.Менделеева, «Исследование качества прополиса» финалист Всероссийского конкурса научно - исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений при поддержке Благотворительного фонда Д.И.Менделеева; «Изучение микропопуляций пиона тонколистого в окрестностях п. Вейделевка Белгородской области» - победитель в региональном этапе научной конференции школьников «Открытие» и участник X Международной конференции школьников «ООПТ: состояние, проблемы и перспективы развития», «Изучение нектарной продуктивности медоносных растений Вейделевского района» - первое место в муниципальном и призёр регионального этапа Всероссийского конкурса «Юннат» в 2012 – 2013 учебном году в номинации «Пчеловодство», «Жизнь по биологическим часам» - победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса научно – исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке» в секции «Медицина и здоровье» и VI место в региональном этапе, «Изучение кормопоискового поведения зимующих птиц с целью выявления влияния уровня рассудочной деятельности на употребление ими неизвестного (необычно окрашенного) корма» победитель муниципального и призёр регионального фестиваля «Наука. Творчество. Развитие» в номинации «Экология лесных животных».
Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.
Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над работой: «Как же много я узнал!» Как приятно видеть достижения своих учеников, пусть небольшие, но все же это удача каждого.
Использованная литература:
1. «Метод проектов в образовательном процессе». Москва.2006г. М.Б. Романовская Центр педагогических идей.
2. «Как организовать проектную деятельность учащихся». И.С.Сергеев. Москва. 2004г. Методическая библиотека. Практическое пособие для работников образовательных учреждений.
3. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М. Просвещение. 2010г.
15