Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Какая бывает промышленность»











Урок окружающего мира в 3 классе по теме
«Какая бывает промышленность»


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415




Урок разработала учитель начальных классов
Кочергина О.С.







Методическая цель : организация учебной деятельности учащихся с использованием ИКТ
Цели урока:
Предметные: познакомить с понятием « промышленность», « отрасли промышленности»,
Метапредметные: учить определять цели и задачи урока, планировать свою деятельность, анализировать и оценивать свою работу, учить работать самостоятельно, в парах , учить работать с источниками информации, учить в тексте выделять главное,
Личностные: расширять кругозор, воспитывать любознательность, коммуникативность, самостоятельность и креативность.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс Плешакова , рабочая тетрадь, лист с заданиями, мультимедийный проектор, картинки с изображениями
отраслей промышленности и производимых товаров для каждого учащегося.




















Эмоциональное вхождение в урок.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И дуть на самолет бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

Проверка дом задания:
- Назовите составные части животноводства (свиноводство, скотоводство, птицеводство, рыбоводство, звероводство, пчеловодство)
- Каких домашних животных выращивают у тебя дома и какое ты принимаешь в этом участие?

- Если бы ты занялся разведением коров, какую продукцию ты бы смог от них получать?

3.Актуализация знаний. (слайд1)


Отгадайте загадки:

- Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом зимой.
Бережет продукты
Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (ботинки)

Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай. (молоко)

Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка.
По дороге той ползет,
Весь обоз один везет. (поезд)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)

- Как одним словом можно назвать эти предметы?
(Это товары)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из главных составляющих экономики. Какой? На этот вопрос вы сами мне позже дадите ответ.
- Нас окружает множество самых разных и полезных вещей, которые необходимы нам для жизни. Мы пользуемся различными товарами и услугами. Вы каждый день приходите в класс и садитесь за парты, чтобы получить знания. А вы когда-нибудь задумывались
«Где и когда была сделана эта парта или стул?».(Ответы детей). Вы приходите в магазин и покупаете продукты питания. А откуда они появились на прилавках магазинов? (Ответы детей).
Обобщение ответов учителем.
-Правильно. Они были произведены на заводах и предприятиях. По-другому мы можем сказать, что это промышленные предприятия.
-А какие промышленные предприятия есть в нашем городе? (Ответы детей).
- В больших городах есть другие промышленные предприятия.( Привести примеры).
- А совокупность всех этих предприятий можно назвать промышленностью.
- Так о чём пойдёт речь на нашем уроке?
– На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышленность?
(
- Что бы вы сегодня на уроке хотели узнать ?

-На какие отрасли делится промышленность? ;

- Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:
Добывающей
Обрабатывающей
-Как вы понимаете эти понятия?
- Эти большие группы включают в себя следующие крупные отрасли промышленности:
(учитель демонстрирует слайд, дети стараются определить, как называется отрасль).
- добывающая; (слайд 3)
- электроэнергетика;
- металлургия;
- машиностроение;
- химическая промышленность;
- легкая промышленность;
- пищевая промышленность.


На доске заполняется таблица отраслей промышленности и производимой продукции.
Отрасли промышленности
Продукция

Добывающая
Полезные ископаемые

Электроэнергетика
Электричество

Металлургия
Металлы

Машиностроение
Машины и механизмы

Химическая
Химические вещества

Лёгкая промышленность
Ткани, одежда, обувь

Пищевая промышленность
Продукты питания



5.Остановимся подробно на каждой отрасли промышленности.
(слайды 4-9)

Начнем с добывающей и т. д. (показ слайдов). Чтение в учебнике о добывающей отрасли промышленности.



-Так чем занимается добывающая промышленность?

Закройте глаза! (выключает в классе свет) Что я сделала? (дети говорят: выключил свет). Наш свет – это электрическая энергия .Без электричества не смогут работать многие предприятия, фабрики, заводы. Мы настолько привыкли к электричеству, что когда в наших квартирах гаснет свет – отключаются все электрические приборы. Мы не можем посмотреть телевизор, включить стиральную машину, пылесос, компьютер и многое другое. А наши родители порой говорят, что без света, как без рук и не знают чем заняться. Уж очень важную роль оно играет в нашей жизни. А вы знаете, что электроэнергию производят на электростанциях. Электростанции бывают разных видов: гидроэлектростанции – ГЭС, тепловые электростанции – ТЭС и АЭС – атомные электростанции.
Гидроэлектростанции строят на реках, и электричество вырабатывается за счёт сильного потока воды, падающего с плотины. На тепловых электростанциях электричество вырабатывается за счёт сжигания топлива: угля, природного газа, мазута. Атомные электростанции работают на атомном, другими словами ядерном топливе.


-Ещё одна отрасль промышленности – это МАШИНОСТРОЕНИЕ. Различные механизмы, стиральные машины, пылесосы, легковые и грузовые автомобили, морские и речные суда, самолёты, тракторы и комбайны, оружие и военную технику – всё это производит МАШИНОСТРОЕНИЕ.




-Есть, ребята ещё одна интересная отрасль, которая обеспечивает нашу экономику металлами. Особенно много выплавляется стали. Эта отрасль называется МЕТАЛЛУРГИЯ.



Работа в группах А, теперь, объединитесь в свои группы, откройте учебник на страницах 60-62 и вместе найдите те отрасли промышленности, о которых ещё не знаете. Не забывайте записывать информацию в таблицу. (5-7 мин) (Выступление от каждой группы об ЭЛЕКТРОННОЙ, ЛЁГКОЙ,ХИМИЧЕСКОЙ и ПИЩЕВОЙ промышленностях.)











-Молодцы, ребята. Давайте посмотрим, что у нас получилось в табличках. (дети зачитывают записи в тетрадках, один человек из группы).

- Существуют ещё и другие отрасли промышленности: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], п[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], м[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, л[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], промышленность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и фарфоро-фаянсовая промышленность, т[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


6. Физминутка

А в Ребрихинском районе какие есть промышленные предприятия?
Доклад ученика.
-Какие отрасли промышленности есть в нашем селе?  - Сообщения детей об имеющихся отраслях промышленности.  -Работают ли ваши родители на предприятиях каких-либо отраслей и что они изготовляют? 
8. Давайте решим экономическую задачу. (слайд 10)


- Вам нравится этот автобус?
- Автобус производится какой промышленностью (машиностроение)
А теперь давайте подумаем из чего сделан автобус, т. е. какие материалы нужны для его производства? (металл, резина, краска)
- Производством металла занимается(металлургия)
- Производством резины и краски(химическая)
- Сделайте вывод о взаимосвязи отраслей промышленности.

10.Работа по группам «Деловая игра» (выбрать предметы для своей промышленности и назвать, с какой отраслью промышленности вы будете сотрудничать, чтобы производить эти товары.)


11. Работа в парах (игра «Лото»): (слайд 11)




- Соотнесение предмета и промышленности.

- Вернемся к загадкам и назовем, какие отрасли промышленности выпускают эти товары?

11. Игра «Доскажи словечко» :
- Пальто и шляпы выпускает
- металлические батареи выпускает
- пряники производит
- электричество подает в дом благодаря
- шампунь для волос выпускает
- комбайны, танки выпускает


12. Рефлексия. (слайд 12)



– на уроке я узнал(а)
- мне было интересно
- на уроке мне хотелось бы не только

13. Домашнее задание.

Придумай и нарисуй для каждой отрасли промышленности условный знак, который мог бы стать символом этой отрасли.