Урок окружающего мира в 3 классе «Какая бывает промышленность»


Технологическая карта открытого урока
Ф.И.О. учителя: Черкасова Алёна Петровна
Класс: 3 В.
Дата: 13.03.2014г.
Предмет: окружающий мир
№ урока по расписанию: 1.
3. Тема урока: Какая бывает промышленность
4. Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный.
5. Цель урока : Усвоить важнейшие отрасли промышленности
6. Задачи урока:
Научить различать продукцию каждой отрасли промышленности;
Группировать предметы быта по отраслям промышленности;
Развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать,
Воспитывать аккуратность, бережливость.
Характеристика этапов урока
Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный 2 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Мы проснулись, мы здоровы.
И к работе мы готовы.
Голова наша светла,
Отдохнула ведь с утра. – – Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Постановка темы и цели урока 5 Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы Отгадайте загадки:
-Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (ботинки)
-Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай. (молоко)
-Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка.
По дороге той ползет,
Весь обоз один везет. (поезд)
-Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
-Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
-С тучки, как из решета,Кап-кап-капает вода!Рады ей цветы и птички,Что же это за водичка?(дождь)
-Какие объекты можно исключить из этой группы и почему?
- Как одним словом можно назвать оставшиеся предметы?
(Это товары)
- А где человек производит эти вещи?
- А как вы думаете – для производства, например, ботинок и мыла требуются одинаковые материалы или разные?
Какой вывод можем сделать?
промышленность подразделяется на отрасли
Вернёмся к теме урока: Какая бывает промышленность?
Какие цели поставим перед собой?
Что нужно для достижения этих целей?
Итак, какая бывает промышленность Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока Ф Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «промышленность», формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока: - добывающая;- электроэнергетика;
- металлургия;
- машиностроение;
- химическая промышленность;
- легкая промышленность;
- пищевая промышленность.
Формулируют тему и задачи урока
Освоение нового материала Отрасли
13 Выявление обучающимися всех отраслей промышленности Начнем с добывающей и т. д. Какое слово раскрывает смысл этой отрасли? (Что-то добывают)
Добывающая промышленность
Стр. 60
– Что делают люди, работающие в этой отрасли?– Какие полезные ископаемые добывают люди? (Нефть, газ, уголь)– Как их добывают?- Для чего?
2. Электроэнергетика
Как думаете какое значение у этой отрасли промышленности?– Прочитайте статью «Электроэнергетика» стр. 60-61 и ответьте на вопросы: (дети работают в парах, обсуждают вопросы)
1. О каких видах электростанций вы узнали?2. О какой электростанции можно сказать, что она наиболее экологически чистая?
3. Металлургия
– Что могут производить металлурги? (Различные металлы)– Прочитайте об этом  в учебнике на с. 61.– Металлы, как правило, твердые вещества, но  есть и жидкие – это ртуть (показываю градусник).
4. Машиностроение
– Что производит машиностроительная отрасль? (Машины)– Как вы понимаете, что такое «машина»? (Ответы детей)– Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Главную операцию должна делать машина, а  человек только управлять ею.
5. Электронная промышленность
6. Химическая промышленность
– Прочитайте об этой промышленности в учебнике с. 62– Какие вещества химической промышленности вам известны?.7. Легкая промышленность
– Как думаете, что выпускает легкая промышленность?– Приведите примеры продукции легкой промышленности.– Какие виды тканей вам известны?– Бывают ткани растительного происхождения? (Лен, хлопок)– Ткани животного  происхождения (Шерсть, шелк)– Ткани искусственного происхождения (Нефть, газ)8. Пищевая промышленность
Стр. 62
– Что производят люди в отрасли пищевой промышленности?– Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности?
9. Экономика и экология
– работаем в парах со 2 таблицей: поставить + и – развития экономики.
Озвучиваем и обсуждаем результаты.
Развитие экономики облегчает жизнь человека, но при неправильной организации отрицательно воздействует на окружающую среду. Наблюдение, работа со слайдами, учебником Ф Указывает объект наблюдения. Показывает все отрасли промышленности .Изучают название отраслей промышленности. Дают понятие о представлении о том с чем и как работает каждая из них.
Первичное закрепление нового материала 9 Освоение изученного материала Вернёмся к одной из загадок, вернее к отгадке поезд
Какой из отраслей промышленности он производится?
А из чего он сделан? (Металл, резина, краска, ткань)
Какой можно сделать вывод?
Все отрасли промышленности взаимосвязаны. Самостоятельная работа, рефлексия, контроль Г Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, пар, обмен мнениями в зависимости от игры. По очереди решают экономические задачи, доказывая. Производят взаимопроверку.
Самопроверка 4 Распределяемся на 8 групп, делаем проект.
На листах написана отрасль. Дети должны приклеить картинки, определение, название товаров, которые производит эта отрасль. самопроверка, И Объясняет задание Выполняют тесты
Подведение итогов 2 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Рефлексия
Вернёмся к целям нашего урока.
Смогли ли мы их достичь?
Какие выводы вы сделали из полученных знаний?
Оценки.
Домашнее задание:
Стр.60-63 (чтение + рабочая тетрадь)
Отрасли промышленности в Астраханской области
Экологические проблемы сопутствующие развитию и работе отраслей промышленности.
Рефлексия, контроль Ф Задает вопросыо задачах урока. Высказывают свои впечатления от урока.
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). – Примеч. авт.
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): _____________________________________________________________.
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала /отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока _____________________________________________.