Конспект урока по познанию мира на тему: Воздух и его охрана (4 класс)


Тема урока: «Воздух и его охрана»
Цели: Образовательные:
Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;
Расширить представление об использовании воздуха;
Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;
Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
Развивать умение объективно оценивать свои знания.
Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски. Воспитательные:
Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о составе, свойствах, использовании и охране воздуха.
Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
Формировать познавательный интерес к окружающей природе.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.Ход урока:
I. Организационный момент.Прозвенел долгожданный звонок.Незнайка вновь встречи с Вами ждёт.Вопросы приготовил он для Вас.Чтоб дружно поработал весь класс.Он желает Вам удачи!За работу, в добрый час!II. Введение в тему урока.- Ребята, Незнайка хочет спросить у Вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?» (Слайд 2) (с друзьями)- Он полностью с Вами согласен.- Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?- Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока. (Слайд 3)«Круглый, гладкий, как арбуз. Цвет любой на разный вкус. Коль упустишь с поводка – Улетит за облака» (ответы)- Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.- А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — откроется тема сегодняшнего урока. (Слайд 4)
- Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Зачеркните предметы, созданные руками человека. (Виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк). (Слайд 5)- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? (живой и неживой природы )- Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе? - По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово. (Слайд 6)- Какое слово получилось? (воздух) (Слайд 7) «Воздух»- К какой природе относится воздух?III. Сообщение темы и целей урока.- Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.(Слайд 8) «Воздух» Слово "воздух" происходит от слова "вдыхать". Воздух - это то, чем мы дышим.- Вместе с Незнайкой и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы: (Слайд 9)1. Что такое воздух.2. Какими свойствами обладает воздух?3. Как человек использует воздух?4. Нужно ли воздух охранять?IV. Изучение нового материала.
- Воздух находится вокруг нас повсюду. Как это можно доказать?Опыт Цель: дать возможность обнаружить воздух.Ход. Обсуждение гипотез, как можно обнаружить воздух: (Слайд 10)Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха. Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он станет выпуклым. Внутри пакета находится воздух. Если взять стакан с водой и подуть через соломинку, можно увидеть пузырьки воздуха. - Что же мы можем сказать о воздухе?Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. (карточка с выводом вывешивается на доску)- Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в, воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (Слайд 11)Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.- Как Вы думаете, из чего состоит воздух? (ответы) (Слайд 12) - Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы. Первыми изучать состав воздух стали Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье. (Слайд 13)- Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворении? «Воздух»Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу - густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой,Мы его не замечаем,Мы о нём не говорим.Просто мы его вдыхаем Ведь он нам необходим!
V. Опыты. Исследование свойств воздуха.- Как назван воздух в стихотворении? (невидимка)- Можно ли воздух увидеть? (ответы)Опыт 1. Цель: показать, что иногда воздух можно обнаружить при помощи зрения.Ход. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.- Что произошло, если опустить соломинку в воду и подуть? (Появляются пузырьки)- Это пузырьки воздуха.Вывод: В некоторых случаях можно обнаружить воздух при помощи зрения. (карточка с выводом вывешивается на доску) (Слайд 14)Опыт 2. Цель: показать, что воздух прозрачен.Ход. Сравните воздух с непрозрачными предметами. Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух? (всё видно)Вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. (карточка с выводом вывешивается на доску)Опыт 3. Цель: показать, что воздух бесцветен.Ход. Сравните воздух с телами, имеющими цвет (цветная бумага разных цветов).Вывод: Воздух бесцветен. (карточка с выводом вывешивается на доску)Опыт 4. Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет..Ход. Вдохнуть глубоко, что Вы почувствовали? (ничего)Пахнет чем–нибудь воздух? (нет)Возьмём духи, корки апельсинов. Закроем глаза. Предложим последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами?Вывод: Воздух не имеет запаха. (карточка с выводом вывешивается на доску)Опыт 5. Цель: показать, что чистый воздух не имеет вкуса.Ход. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какой вывод сделаем?Вывод: Воздух не имеет вкуса. (карточка с выводом вывешивается на доску)Опыт 6. Цель: показать, что воздух не имеет формы.Ход. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? Попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет воздух форму?Вывод: Воздух не имеет формы. (карточка с выводом вывешивается на доску)(Слайд 15) - Вспомним, какие свойства воздуха мы узнали. Индивидуальная работа по карточкам.Соедините слова левого столбика со словами правого столбика (Приложение 1)Вывод: Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что… - Продолжите фразу. (Слайд 16)VI. Физкультминутка.VII. Использование свойств воздуха человеком.- Сегодня Вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах). И о том, как человек использует это в своей жизни.Опыт 7. Цель: показать, что воздух движется (при колебании воздуха образуется ветер).Ход. Помашите веером перед собой. Что почувствовали? (лёгкий ветерок)- Как ветер связан с воздухом? - Давайте вспомним, что мы знаем о ветре. (Рассказывает заранее подготовленный ученик)« Земля в разных местах по - разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».Вывод: Воздух движется. (карточка с выводом вывешивается на доску) (Слайд 17)- Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.- Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе? (ответы)(Слайд 18) Опыт 8. Цель: показать, что воздух сжимаем и упруг.Ход. Ударь мячом об пол. Что происходит? Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола. (Слайд 19) Вывод: Воздух сжимаем и упруг. (карточка с выводом вывешивается на доску)- Посмотрите, где использует человек это свойство воздуха. (Слайд 20)
Индивидуальная работа по карточкам.Соедините линиями: кто использует – как использует это свойство воздуха (Приложение 2) (Слайд 21)Вывод: Теплый воздух поднимается вверх. (карточка с выводом вывешивается на доску) Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар. Проблемный вопрос. - Что произойдёт, если воздух нагреть? ( ответы)Вывод: При нагревании воздух расширяется. (карточка с выводом вывешивается на доску) (Слайд 22)Вывод: При охлаждении воздух сжимается. (карточка с выводом вывешивается на доску) (Слайд 23)(Слайд 24) (При нагревании расширяется. При охлаждении сжимается.)Рассказ учителя.«Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений. Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.Это происходит потому, что… Вывод: Воздух плохо проводит тепло. Сохраняет тепло. (карточка с выводом вывешивается на доску) (Слайд 27)VIII. Закрепление знаний.
- Перечислите свойства воздуха (Слайд 28)IX. Охрана воздуха.- Ребята, людям, животным, растениям - всем нужен воздух. - Ребята, а от чего воздух может загрязняться? (ответы) (Слайд 29)- Почему же на земле его не становится меньше? ( ответы)- Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.- Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? (ответы)- На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах. (Слайд 30)X. Итог урока. - Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. - Я буду задавать Незнайке вопросы, он будет отвечать, а вы, ребята, будите проверять правильность его ответов.
Незнайка, какие свойства воздуха запомнил? (воздух голубой, душистый и жидкий).
Какой газ в воздухе самый важный? (углекислый газ).
Как люди научились использовать воздух? (я не запомнил).
Что нужно делать, чтобы воздуха на земле не стало меньше? (нет - машинам, да - велосипеду). (ответы)
- Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе. XI. Рефлексия. (Слайд 31)XI I. Домашнее задание.
Учебник, стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы
Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» Учебник, стр. 47-48
Рабочая тетрадь стр.18 з.1, стр. 19 з.2 (Слайд 32)
В начале урока раздаются карточки для самооценки учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек. (Приложение 3) карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала, работы на уроке
Отметь знаком «+», оцени свое настроение
1 . Мое настроение в начале урока
2. Мое настроение в конце урока
Отметь знаком «+» , оцени себя
Хорошо
Не очень
Плохо
1 . Данную тему я усвоил (а)
Приложение 1
цвет воздуха
бесцветный
голубой
душистый
без запаха
круглый
без формы
газ
жидкий
прозрачный
сладкий
без вкуса
запах воздуха
форма воздуха
состояние воздуха
вкус воздуха
Приложение 2
Пожарные тормоза
Маляры сильная струя воды
Водители разбрызгивают краску
Приложение 3
Отметь знаком «+», оцени свое настроение
1 . Мое настроение в начале урока
2. Мое настроение в конце урока
Отметь знаком «+» , оцени себя
Хорошо
Не очень
Плохо
1 . Данную тему я усвоил (а)

Урок: Познание мира.
Тема: Воздух и его охрана.
Класс: 4 «А»
Дата проведения: 27.11.2013
Учитель: Сандыбаева Ж.Ж.
2013-2014
Костанай