Ф.Достоевский Символическое значение образа Сони Мармеладовой


Тема: Соня Мармеладова − воплощение идей народной христианской нравственности.
Цель урока: Осознание того, как в образе Сони Мармеладовой сконцентрировано видение Ф. М. Достоевского основ народной христианской нравственности.
Задачи:
Исследовать позицию автора; уметь целостно воспринимать и истолковывать произведение
Развивать мыслительные операции учащихся путем сравнения, обобщения, наблюдения.
Воспитывать духовно-нравственные качества личности: сострадание, милосердие, любовь к ближнему.
Метод: проблемно-диалоговый.
Оборудование: Репродукция картины «Сикстинская мадонна»
Оформление доски: Соня Мармеладова – воплощение идей народной христианской нравственности.
О, как в страданье веры много! А. А. Фет «Смерти»
На правой стороне доски – словарная работа
Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление)
Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция)
Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.
На левой стороне доски: «Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, т. е., не приносил любовью жертву своего я людям или другому существу, он чувствует страдание и называет это состояние грехом» Ф. М. Достоевский (запись в день смерти жены).
Вера без дела мертва (христианский народный афоризм).
В центре доски – репродукция картины «Сикстинская мадонна»
Изображение идеального женского профиля (рисунок Достоевского к повести «Крокодил»)
Ход урока
Слово учителя
Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не толь, что живописцу – зреньеИли актеру – голос и движенье,А женщине прекрасной – красоту?Но не пытайся для себя хранитьТебе дарованное небесами:Осуждены – и это знаем самиМы расточать, а не копить, –
обращается к нам А.Ахматова. Ф.М. Достоевский через века ей вторит: «Побольше бы чувства, сердца, да действительного, а не то, что только в литературе». Он считает, что с помощью только разума «мысль разрешить» невозможно, нужно почувствовать мысль, воспринять ее не одним лишь умом, а всем «сердцем».
Я надеюсь, что и вы тоже сможете всем сердцем раскрыть тему сегодняшнего урока, ведь именно в бедной и убогой жизни героев Достоевского тлел огонек человечности.
Слово учителя.
«Дверь – это странный предмет, который что-то закрывает и что-то открывает одновременно. Это граница между пространствами, это граница перехода из одного состояния в другое, между настоящим и будущим. Но все это зависит от входящего в эту дверь, от его выбора.
Итак, «дверь» как символ – это возможность выбора.
-Перед роковой «дверью» старухи-процентщицы. Он долго стоял перед дверью Алены Ивановны, которая не сразу открыла ему, как будто бы предупреждала: эту «дверь» открывать нельзя. Но Раскольников не внял предупреждению, настойчиво пытался заставить старуху-процентщицу открыть ее. Она открыла – Раскольников прошел в эту дверь. Так он сделал свой первый выбор – убил человека. Он вошел в другое пространство – он стал другим. Но выбор неверный. Он потом осознал, что убил «не старушонку», а себя.
-Если бы роман закончился на этом выборе – преступлении - Раскольникова, значит, можно оправдать убийство человека человеком, простить, забыть и даже разрешить жить убийце так, как будто ничего не произошло, хотя и получил бы он наказание. Но это наказание внешнее. Этого Достоевскому-гуманисту мало.
-Автор подводит своего героя к другой «двери» - «двери» в дом, где живет Соня Мармеладова, а затем и в ее комнату.
«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», – думал князь Мышкин, герой романа «Идиот». «Высшее счастье – выше счастья нет, как увериться в милосердии людей в их любви друг к другу», – вторил автор своему герою через несколько лет в рукописях к «Дневнику писателя». «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием».
По многоходовой логике Достоевского, «”осыпанность” счастьем и “зарытость” в материальных благах не только не освобождает сознание человека для духовного совершенствования, не только не делает его прекрасным и праведным, но, напротив, гасят в нем высшую жизнь и устремленность ко всеобщим явлениям, превращает лик человеческий в скотский».
Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в которой воплотились черты высшего и полного развития человека. Ф. М. был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.
По логике Достоевского, «безраздельная и беззаветная любовь Христа к людям есть и величайшее самостеснение, жертва. Только любовь к конкретному, рядом находящемуся ближнему, любовь, дающая, а не берущая, любовь, которая все переносит, способна возвысить и облагородить человека. Ибо не послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через него».
С Христом связаны в евангельских текстах понятия истины, милосердия, веры, справедливости, кротости и особенно любви.
Достоевский писал: «Я верую в полное царство Христа. Как оно сделается – трудно предугадать. Но значки в темной ночи загадок все же можно найти, я и в значки верю».
Как бы посмотрел Достоевский на сегодняшнюю нашу жизнь, в которой, кажется, не сбылись его прогнозы. Вероятно, все-таки с надеждой. Он знал, что страдания и испытания способны не только калечить, но и возвышать душу, и умел в темной ночи различать «значки» красоты. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Мы привыкли называть героиню Соней, но ее полное имя София – мудрость.
− Какой вы увидели Сонечку через портретное описание? (II ч., гл. 7)
(III ч., гл. 4). Охарактеризуем состояние Сони во время ее первого посещения Раскольникова, в присутствии Разумихина, Дуни, матери.
− Какой вы увидели Соню в этих главах?
− Что говорят о Соне отец, Полечка, Раскольников, Катерина Ивановна?
(I ч., гл.2) (II ч., гл.7)
Какая она, Соня? (Кроткая, прощающая, жертвующая, любящая)
Материал для учителя
Кротость у Достоевского связана с идеалами христианства. Что понимают кроткие: бунтовать бесполезно, ничего из этого не получится. Кротостью модно исцелить, это противоядие против ожесточенных, которые превращаются в людей без нравственных критериев.
− Можно переделать мир?
− Нет?
Потому что ожесточение уничтожает нравственность. Но ведь терпеть тоже невозможно. Вот Достоевский и вертится между двумя началами. Но все-таки считает, что важнее сохранить нравственное начало.
− Помните, что чувствовала Соня, когда ее Лужин обвинил в воровстве?
(V ч., гл. 5)
− Соня кроткая, но ее смирение – это смирение рабыни или есть у нее свободный выбор?
− Что вы скажете о самом поступке Софьи Семеновны?
Материал для учителя
Она не бессильно скользнула по наклонной плоскости. Она идет на улицу, а не попадает туда. Она делает собственный трудный выбор, сознательный шаг.
В.Я. Кирпотин пишет, что Соня, «как тот святой, который, согревая телом прокаженного, сам не заражается. Соня не становится порочной».
Христос по Евангелию спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Но евангельская блудница не ведала безнравственности своего поступка, прозрев, бросила свое ремесло. Соня всегда была зрячей, но она не могла перестать грешить, не могла не вступить на свой путь – единственно возможный для нее путь спасения от голодной смерти маленьких Мармеладовых.
− Как называет себя Соня? (Я бесчестная, я великая грешница). (IV ч. гл. 4)
− На ваш взгляд, народная нравственность могла бы допустить нарушение церковных канонов во имя спасения ребенка?
− Каков главный закон христианства?
− Что чувствовала Соня к детям и Катерине Ивановне? («ненасытимое сострадание»)
Достоевский опирается в романе на свое любимое Евангелие от Иоанна, где даже нет упоминания об аде. Любовь в представлении народной христианской нравственности выше страха божьего.
− Так грешница ли Соня?
Взгляните на доску.
− Что Достоевский считает грехом?
− А еще она говорит, что жестоко поступила. − В чем ее жестокость?
(Ради других она убила собственную жизнь, но терзается муками совести от того, что не отдала все. Отдать, значит отдать все до нитки, не оставив даже мысли об отданном. Речь идет о воротничке, который попросила Катерина Ивановна).А Раскольников согласился с обыденной моралью, называя ее грешницей. Пусть и жертвует собой, чтобы спасти родных, но, торгуя собственным телом, совершает невольный грех.
− Есть ли выход? (С головой прямо в воду)
− Возможно ли уйти из жизни?
В ее положении это было бы слишком эгоистическим выходом: оно избавило бы ее от позора, от мучений, но лишало бы ее подзащитных последней соломинки, без которой человек не может продолжать жить.
Чтение диалога: Так ты молишься богу…
− Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни? (Вера)
− Когда Соня говорит о Лизавете, какую нравственную черту в ней подчеркивает? (Справедливость)
(Идее бога в народной христианской нравственности присущи понятия справедливости, добра, милосердия. Нужно служить добру, быть милосердным, справедливым не за что-то, а потому, что это близко человеческой сущности).− После этого Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему?
− Какое понятие юродства связывает Раскольников с Соней?
− Что же Бог для нее делает? − С Полечкой, наверное, то же самое будет.
(По мысли Достоевского, Соня воплощает народное начало, народную стихию: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу).
− Что говорит Свидригайлов о своей невесте?
(У ней личико вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой. Он намекает не только на внешнее сходство, но и духовную близость).Сообщение ученика
Сикстинская Мадонна − самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех картин. Гениальный творческий замысел раскрывает глубокую веру в прекрасного человека. Мадонна идет по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; глаза ребенка глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. В расширенных глазах Мадонны можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Весь ее облик, с одной стороны – строгий и торжественный, с другой – мягкий и женственный, бесконечно трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности.
Слово учителя
Обратите внимание на рисунок Достоевского к повести «Крокодил». Он хранит отпечаток идеального женского типа, который писатель видел в Мадонне Рафаэля. Этот рисунок сделан не для зрителя, лишь одним, двумя штрихами и представляет попытку вспомнить черты лица Мадонны. Детский нежный профиль, поворот головы влево, высокие тонкие брови, расчесанные на прямой пробор волосы. Характерная линия носа, маленький, четко очерченный рот в странной, как будто неуверенной полуулыбке, ямочка на подбородке, тень на левой щеке и правом виске – все это бережно, хотя и не совсем, может быть умело, восстанавливает Достоевский. Рисунок сделан перед написанием «Преступления и наказания».
Образ Сони Мармеладовой сориентирован на картину Рафаэля, как понимал Достоевский, на идею искупительной жертвы ради своих близких, ради людей. Соня отказалась от самой себя, от бесполезной «ювелирной вещицы – личности» (выражение Достоевского).
«Отдать свою личность всем до конца и тем самым проявить ее – ведь это идеал, который еще не достигнут на земле. Только в братстве, в настоящем братстве так будет», − мечтал Достоевский. А где настоящее братство? Его проблески Достоевский искал в русском национальном характере, строил из этих задатков своих героев – человеколюбцев.
− Вспомните, на прошлом уроке мы читали с вами притчу о воскресении Лазаря. В этой притче для Сони есть своя тайна, так тяжело было ей выдавать свое.
− В чем суть этой тайны? Ведь она зарождалась подле несчастного отца и сумасшедшей матери.
− Как же достичь царства Божия на земле? То есть той же свободы, равенства, братства? Конечно же, любовью («смотри как он любил его») и смирением. И произойдет чудо. «Надо только служить всем и вере, и через это добровольное состояние слуги мы и достигнем рая на земле» (Ф.М. Достоевский.)
− Что предлагает Соня Раскольникову, который после совершения преступления испытывает «разомкнутость», разъединенность с людьми? (Пойти на перекресток, страдания принять и искупить). (V ч., гл.4)
− Что понимает Соня в Раскольникове не умом, а сердцем?
(Он глубоко несчастен, поэтому она бросается перед ним на колени, целует, обнимает его, обещает нигде не оставлять: «За тобой пойду, всюду пойду.») Она совершает подвиг любви и самопожертвованияСлово учителя
Обратимся к эпиграфу урока: «О, как в страданье веры много!»
− Веры во что? (В Бога, добро, милосердие, справедливость).
Именно вера воскресила Раскольникова и совершила чудо, сделала наших героев счастливыми после того, как она прошли через великие страдания.
− Согласны ли вы со Стефаном Цвейгом, что «нет красоты более глубокой, чем красота души, преодолевшей скудость бытия»?
Работа в группах
I группа. Анализ эпизода «Первая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.4, гл.4)
1.С какой целью приходит Раскольников к Соне? Что он хочет понять?
2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение?
(1.Цель: «Пойдем вместе…Мы вместе прокляты, вместе и пойдем… Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила…Смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь …свою». Раскольников видит в ней преступницу, родственную душу. Он не видит разницы в их преступлениях. Они оба избрали путь насилия. Она для него союзница. По его мнению, условия, в которых живет Соня, невыносимы, они тоже должны привести ее к бунту. А бунт ее в тех трех дорогах, о которых он говорит: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или «броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Ведь она, с его точки зрения, «понапрасну умертвила и предала … себя». Жертва ее была напрасной: никому она не помогла: «…никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» Вот это он и хочет увидеть в Соне и понять, что он прав, что должна же и Соня взбунтоваться. Он хочет понять, какие причины заставили ее так долго жить в этой грязи, что ее поддерживает.
2.Однако, чем больше он разговаривает с Соней об этом, о ее жизни, то все больше и больше начинает понимать в ней другое. Да, Соня осознает, что она «бесчестная…великая грешница», что она уже думала «разом все покончить». Но она не бунтует. Это для него загадка. «Что же поддерживало ее? – задается вопросом Раскольников. Постепенно он начинает понимать «правду» Сони, которая раскрывается в этом мучительном разговоре с ним:
- жертвенность; преступление ее нравственное, насилие над собой (а у него – уголовное), жертва ее не напрасна, она спасает свою семью, конкретных людей (а не абстрактное человечество как Раскольников);
- безмерная любовь и сострадание к ближним – Катерине Ивановне и ее детям, понимание того, что без нее они пропадут («А с ними-то что будет?»), она с ними (а Раскольников отгораживается» от своих родных, до чувства «болезненной ненависти»);
- редкое умение видеть в людях только хорошее, даже в тех, кто обижал ее (она оправдывает жестокое отношение к ней Катерины Ивановны, хорошо говорит о семье квартирных хозяевах – Капернаумовых);
- чуткая душа;
- терпение и способность нести свое страдание и взять на себя страдание за других (за что Раскольников «поцеловал ей ногу»), а не бунт, не протест;
- вера в Бога как сила, которая дает ей возможность жить и сохранить чистоту духа: «Что ж бы я без бога-то была?» (именно это качество увидел в ней Раскольников)
Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.
-Он ходит среди живых, протестует, негодует, но не ощущает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но он надеется на чудо, на свое воскресение. На воскресение своей души, а это - возвращение к людям. Но вернуться к людям можно, лишь уверовав в Бога так, как в него верит Соня.
- Соня ожидала чуда. Как сестры Лазаря, Марфа и Мария, ожидали от Иисуса воскресения своего брата, так и Соня надеялась на воскресение мертвой души Раскольникова. Она хотела, чтобы он уверовал в Христа.
- Скорее всего, пока нет. Это значило бы прощение самого себя самим собой (я простил себя). Это мнимое воскрешение. «Я» человеческое в одиночестве может, как мы видели, разрешить и простить себе многое. Иное дело люди. Но Раскольников бежит от людей и сейчас не готов ни с кем общаться. Сейчас перед нами виден лишь тоненький и слабый лучик света, который забрезжил в душе убийцы.
Он понял “правду” Сони, ее жертвенную чистоту. Решил, что именно ей он расскажет о своем преступлении
II группа. Анализ эпизода «Вторая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.5, гл.4)
1. С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? Почему именно ей признается в преступлении?
2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение?
1.Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться в преступлении. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит. Может быть, не все поймет, но выдержит.
2. Новое, что открывает Раскольников в «правде» Сони:
- для нее каждый человек – творение Божье, жизнь его во власти Создателя (для Раскольникова люди либо «твари дрожащие», либо «властелины»). Соня: «Да ведь я божьего промысла знать не могу…Как может случиться, чтобы это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
- отрицание убийства в принципе: «Это человек-то вошь?..Убивать? Убивать-то право имеете?»; это нарушение христианских и нравственных ценностей:
«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..»;
- сострадание к убийце, не осуждение, не порицание, не отталкивание, не отвращение: «Что вы… над собой сделали!», «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» (и в народе бытовало характерное слово, заменявшее слово «убийца», «каторжник» - «несчастный», «нравственно заблудившийся»);
- готовность разделить страдание с убийцей: раз он пришел к ней, значит. Ее помощь необходима; одному Раскольникову, одержимому гордыней, с душой, разрывающейся между верой и безверием, этих страданий не вынести. «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем».
-вера в силу всенародного покаяния на перекрестке, через которое можно повиниться перед людьми и Богом, признаться в содеянном и поцеловать ту землю, по которой он ходит и которую презирает; здесь, на перекрестке, соединяются все значения креста: вера, страдание, сострадание. Это все, через что переступил Раскольников, что отдалило его от людей, что сделало его душу мертвой. Покаяние – это путь к обновленной жизни. Он никогда не бывает легким. Тяжкий крест своей судьбы Раскольников должен вынести и пронести сам. («Страдание принять и искупить себя им, вот что надо»).
Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.
- Он отказался идти к людям, отказался от покаяния, т.к. не чувствовал своей вины перед ними. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они…»
- Он еще надеялся, что поборется, что осознает себя «человеком», а «не вошью».
- Символическая деталь – «кипарисный крестик», который ему хотела дать Соня. «Но он тотчас же отдернул протянутую за крестом руку». Он внутренне не готов к такому поступку, о чем просит Соня. Он еще не может отказаться от своей идеи.
III группа. Анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова и Сони. Раскольников на Cенной площади» с приведением необходимых цитат текста (ч.6, гл.8)
1. С какой целью приходит Раскольников к Соне третий раз? Почему он решает все-таки идти на Сенную площадь и в полицию и, кроме того, «один»? Почему Соня, вопреки его запрету, негласно сопровождает его?
2. В чем связь между «правдой» Сони и решением Раскольникова о покаянии на Сенной площади?
1.Он пришел сказать, что решился идти на перекресток, куда Соня его посылала; пришел за крестами-символом веры и страдания. Внутренне он уже решился и на покаяние, и на явку с повинной. Он не выдерживает «мучительного ощущения» разъединенности с людьми. Разомкнутость с людьми невыносима. Самое сильное ощущение Раскольникова после совершения преступления – тоска по человеку, желание найти потерянную связь с людьми, самое страшное наказание – ощущение отчужденности от людей, одиночество. Достоевский утверждает, что человек может быть счастлив только с людьми.
Но он должен это сделать сам: сам признаться, сам осудить себя, сам полюбить тех, кого когда-то презирал и делил на разряды, категории.
В силу своего отношения к людям Соня не могла оставить его в такой трудный момент. Она должна была оказать ему нравственную поддержку перед решительным самостоятельным поступком Раскольникова. «Я поддержу тебя, я всегда буду рядом, но ты сам должен и осуществить это, признаться в убийстве и осознать всю ничтожность собственной теории и повернуться к людям лицом», - будто говорила Соня. И Раскольников понял это, увидев Соню в толпе. Он понял, что она вместе с ним теперь пойдет «хоть на край света». Это придало ему уверенности.
2. «Правда» Сони Мармеладовой, ее жизненные принципы. основанные на нравственных и христианских заповедях, на многое открыли глаза Раскольникову. Это прежде всего жить по принципу «возлюби ближнего своего», это вера в спасение души и возвращении к людям через страдание, смирение, любовь, отказавшись от гордыни и желания власти над людьми. Покаяние давало ему возможность вернуться к людям и чувствовать себя человеком – не «тварью дрожащей», не «властелином», а просто человеком, жизнь и судьба которого в Божьих руках. Сонина правда пробуждает в нем ощущение полноты жизни.
Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.
-Слезы Раскольникова говорят о том, что его душа оттаяла, «все разом в нем размягчилось», он ощущал что-то новое в себе, когда стоял перед людьми и целовал землю. Но есть детали, которые заставляют усомниться в его искреннем раскаивании:
-когда он вышел от Сони, он снова подумал: «Неужели нельзя еще остановиться…и не ходить?»
-он так и не произнес перед людьми слова «я убил» («они замерли в нем»),
- да и в участке он вел себя не очень последовательно, все не решался признаться, даже уже почти вышел из участка. И только увидев Соню во дворе, он повернул обратно. И сделал явку с повинной. Все эти детали говорят о том, что решение-то Раскольников принял, но как трудно его выполнить, как труден путь человека к воскрешению своей души. Это мучительный и длительный процесс, и изжить поработившую сознание и душу гордыню будет очень непросто. Путь к вере, к Богу, к людям довольно труден.
На столах у каждой группы:
- карточка с заданием;
- «Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы»;
- «Правила работы в группе»;
- «Алгоритм действия при выполнении задания в группе»;
- памятка «Ролевые функции».
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Мини-сочинение: Кто же Соня Мармеладова: святая или грешница?