Статья Социальное партнерство в организации детско-взрослого проектирования

Социальное партнерство в организации детско-взрослого проектирования.

(Слайд 2) В настоящее время социальное проектирование детей и молодежи рассматривается как одна из инновационных технологий деятельности гражданского образования. Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления.
Образовательная среда должна способствовать творческому становлению личности ребёнка, раскрытию его индивидуальности, неповторимости, уникальности.(Слайд3) Активно действуя в окружающем его пространстве, ребёнок творит, создаёт себя, самоопределяется в системе жизненных отношений: «Я – Я», «Я – природа», «Я – общество», «Я – жизненная задача».
На мой взгляд, одной из продуктивных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе является организация детско-взрослого социального проектирования. Особая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что, она (слайд 4)
выводит образовательный процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду;
открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающим миром;
мотивирует на деятельность, т.к. идёт от потребностей и интересов детей.
(слайд 5) Одним из важнейших аспектов проектной деятельности является социальное партнёрство или взаимодействие с социальной средой.
Из словаря Ушакова:
Социальная среда – среда, связанная с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу.
(слайд 6) Все реализованные нами проекты я условно разделили на несколько групп:
Краеведческие проекты
Социально-нравственные, патриотические проекты
Экологические проекты
Проекты, связанные с изучением традиций класса, семьи, народов
Учебные проекты
(слайд 7) Реализуя краеведческие проекты, ребята узнают историю своего родного края, о людях, прославивших его. Например, реализуя данные проекты, ребята, побывали не только в библиотеках, но и в историко-производственном музее АК «АЛРОСА», краеведческом музее города, где они узнавали об истории возникновения алмазного карьера «Мир»; национальной культуре и быте якут, о первых городских постройках, о достопримечательностях и памятниках города. (слайд 8) Изучили историю Международной спортивной игры «Дети Азии», в результате встреч с председателем спорткомитета г. Мирного Комлевым В.И., корреспондентом ІV Международных игр «Дети Азии» Бреус И.В. и участниками-призерами ІV Игр была собрана и обработана информация, подобраны фотографий Игр за 1996 – 2008 годы, в завершении был создан ребятами электронный журнал «Международные игры «Дети Азии»». (слайд 9)
Мы живём во времена, когда проблема экологии занимает одно из центральных мест в жизнедеятельности человека. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Экологические проекты, реализуемые в классе, предполагают взаимодействие с теми партнёрами, которые в рамках своих функциональных обязанностей являются организаторами природоохранной и здоровьесберегающей деятельности. (слайд 10 ) Одним из таких проектов стала экскурсия в природный парк «Живые алмазы Якутии», где ребята познакомились с историей создания этого парка, его обитателями. Так же ребята узнавали, насколько может быть опасен неправильно подобранный их собственный портфель, полезен ли в доме аквариум и многое другое.
Как-то Экзюпери сказал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который может жил когда-то в тебе». В этих словах – призыв и предупреждение – надо лепить человека, пока ребёнок гибок и восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира. И поэтому большое внимание я уделяю проектам, которые направлены на творческую самореализацию детей, воспитание и сохранение традиций. (слайд 11)
На начальном этапе, когда дети впервые пробуют себя, когда еще нет навыков совместной деятельности, важно найти такую тему, которая бы помогла раскрыться детским «талантам», утвердиться в глазах сверстников, реализовать свои способности.(слайд 12) И поэтому чаще всего первыми бывают проекты на темы «Дни именинника»,(слайд13) «Минута славы», (слайд 14) «Новогодние приключения» (Слайды 15 – 18)и др. Инициаторами и организаторами которых становятся родители. (слайд 19)
Уже в начальной школе мы начинаем реализовывать учебные проекты, которые помогают нам развивать кругозор, культуру, формировать коммуникативные и общеучебные навыки, навыки работы с литературой, исследовательской деятельности. Учебные проекты могут быть как самостоятельными, так и являться частью большого социально-значимого проекта и наоборот. (слайд 20) И здесь тоже не обойтись без партнерских отношений. Реализуя учебные проекты, ребята взаимодействуют с учащимися старших классов, педагогами основной и старшей школы, школьным психологом, библиотекарем, представителями общественных организаций. (слайд 21)
Одно из приоритетных направлений воспитания школьников является социально-нравственное, патриотическое направление.
Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения активной позиции в общественной жизни, формирования толерантного отношения к своему окружению; способствует формированию таких качеств, как: сочувствие, сопереживание, соучастие, боль за другого человека, любовь к Родине, формирование бережного отношения к памятным местам. Конечно, лекции, беседы оставляют след в душе ребёнка. Но по большому счету эти качества могут быть сформированы через непосредственное осознание героического прошлого человека, который живет рядом, через причастность к событиям истории своей Родины. Сейчас растет поколение нечитающих детей, информационные ресурсы стали принципиально другими. И как сделать так, чтобы история нашей родины оставила след в душе маленького человечка, чтобы слово «война» ассоциировалась у них не только с набором компьютерных игр, но и с событиями нашей истории. И в этом нам как раз и помогают проекты патриотической направленности. (слайд 22)
Реализуя эти проекты, были организованы поздравительные выступления классной команды КВН «Великолепной семерки» для ветеранов ВОВ, а так же выступления с напутственными словами перед ребятами-призывниками района. Была организована экскурсия в школьный музей, где познакомились с собранным учащимися нашей школы материалом о своих родных, кто защищал нашу Родину в ВОВ. Вместе со своими родителями наши ребята приняли участие в составлении книги памяти. А 9 мая наши ребята вместе со своими родителями приняли участие в шествии «Бессмертный полк». (слайд 23)
Формы взаимодействия различны. Это и
Встречи
Беседы
Классные часы
Экскурсии
Конкурсы
Создание выставок
Проведение акции
Мастер – классы
(слайд 24) Роль классного руководителя в организации детско-взрослого проектирования является главной. Мы с вами через социальное проектирование расширяем образовательное пространство, организуем условия для реализации ребенка в разных социальных ролях. Реализуя себя, ученик продвигается от «Я – концепции» к «Мы – концепции» (схема) Сам ученик – сверстники (класс) – старшеклассники, педагоги (школа),где создаются разновозрастные группы, которые взаимодействуют во внеурочной деятельности (соц. роли старший-младший) – родители (организаторы праздников, оформители, сценаристы, участники, соц.роли - партнеры) – традиции класса, семьи, школы – организации и учреждения – сообщества интересных людей. Таким образом, ученик познает ценность взаимодействия с другими людьми. И из всего этого у школьника вырабатывается социальный опыт, его гражданское становление. (слайд 25)
15