Урок биологии Одноклеточные животные 7 класс

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
«Одноклеточные животные» (7 класс)

Учебные
элементы
Дидактические цели
Руководство
по усвоению
учебного содержания

УЭ0
Комплексная дидактическая цель:
изучить внешнее и внутреннее строение одноклеточных животных, установить их взаимосвязи с другими организмами в сообществах, овладеть способами работы с лабораторным оборудованием для изучения микроорганизмов
Знать:
внешнее и внутреннее строение одноклеточных животных,
процессы их жизнедеятельности, черты сходства и различия по разным типам, способы работы с микроскопическими биологическими объектами.
Уметь: характеризовать животную клетку, её внешнее и внутреннее строение, выявлять особенности строения организма одноклеточных животных, объяснять взаимосвязи с другими организмами в сообществах, готовить временные микропрепараты, работать с дополнительной литературой, составлять схемы, зарисовывать биологические объекты.
Владеть:биологической терминологией, касающейся одноклеточных животных, способами лабораторной работы с оборудованием для изучения микроорганизмов

УЭ1
Дидактическая цель:
изучить внешнее и внутреннее строение одноклеточных животных (на примере амебы обыкновенной и эвглены зеленой)

Задание 1. Выяснить общие черты внешнего строения одноклеточных животных.




Задание 2. Охарактеризовать общие черты внутреннего строения одноклеточных животных.



Задание 3. Усвоить отличительные особенности внешнего и внутреннего строения одноклеточных животных.






Зарисовать в рабочих тетрадях клетки амебы обыкновенной и эвглены зеленой; обозначить органоиды движения.

Обозначить внутриклеточные органоиды амебы обыкновенной и эвглены зеленой.

Заполнить таблицу «Органоиды одноклеточных животных и их функции».

Название органоида
Функции органоида





Назвать отличительные особенности внутреннего строения одноклеточных, выделить отличия на рисунках красным карандашом.

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

· если Вы выполнили все четыре задания полно и правильно, поставьте себе отметку «5»;

· если Вы правильно выполнили три задания поставьте себе отметку «4»;

· если Вы выполнили 2 задания, поставьте себе отметку «3»;

· если Вы выполнили менее 2 заданий, подготовьте сообщение об одноклеточных животных

УЭ2
Дидактическая цель:
объяснить причины выделения одноклеточных животных в самостоятельное подцарство, их значение в природе и жизнедеятельности человека

Задание 1. Выяснить историю изменения классификации простейших с момента их описания А. Левенгуком.










Задание 2. Объяснить причины обитания большинства одноклеточных животных в воде и влажной среде.




Задание 3. Объяснить роль одноклеточных животных в природе и жизнедеятельности человека.







Охарактеризовать смысл понятия «простейшие».
Найти ошибку в утверждении: «... если все одноклеточные простейшие, то все простейшие животные одноклеточные». Ответ записать в рабочей тетради.

Записать в рабочей тетради основные причины широкого распространения малярии в тропиках и субтропиках.

Записать в рабочей тетради не менее трех примеров, характеризующих значение одноклеточных животных в природе.
Предложить основные гигиенические правила профилактики дизентерии

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

· если Вы выполнили все 5 заданий полно и правильно, поставьте себе отметку «5»;

· если Вы правильно выполнили 4 задания поставьте себе отметку «4»;

· если Вы выполнили 2,5 задания поставьте себе отметку «3»;

· если Вы выполнили менее 2 заданий подготовьте сообщение об истории открытия одноклеточных животных

УЭ3
Дидактическая цель:
выяснить особенности экологии эвглены зеленой как миксотрофного организма

Задание 1. Определить причины отнесения эвглены зеленой и к животным, и к растениям.





Сформулировать и записать в рабочую тетрадь понятие «миксотрофный способ питания», используя вспомогательную литературу.
Записать в рабочую тетрадь тезисно причины отнесения эвглены зеленой к растениям и животным.

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):
обменяйтесь рабочими тетрадями с соседом по парте, дополните собственные ответы и поставьте друг другу отметки, руководствуясь ключом:

· миксотрофный способ питания – это смешанный (от слова «микс» -смесь) способ питания: автотрофный +гетеротрофный;

· эвглена зеленая имеет хлоропласты и, как одноклеточные водоросли нс свету образует органические вещества. При недостатке света она питается растворенными в воде органическими веществами.

УЭ4
Дидактическая цель:
овладеть способами лабораторного изучения микроскопического биологического объекта

Задание 1. Собрать виртуальный микроскоп из имеющегося набора деталей по схеме и подготовить его к работе.


Задание 2. Рассчитать увеличение микроскопа.





Задание 3. Рассмотреть фиксированные препараты амебы обыкновенной и эвглены зеленой.





Зарисовать в рабочей тетради микроскоп, надписать его части и обозначить их назначение.

Записать в тетрадь расчеты увеличения микроскопа, требуемого для изучения простейших.


Зарисовать в рабочей тетради увиденные в поле микроскопа объекты и надписать их части.
Объяснить, почему соответствующие рисунки учебника отличаются от увиденного на микропрепаратах.

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

· если Вы выполнили все четыре задания полно и правильно, поставьте себе отметку «5»;

· если Вы правильно выполнили три задания поставьте себе отметку «4»;

· если Вы выполнили 2 задания поставьте себе отметку «3»;

· если Вы выполнили менее 2 заданий, подготовьте сообщение о происхождении одноклеточных животных

УЭ5
Дидактическая цель:
обобщить и систематизировать знания об одноклеточных животных

Задание 1. Выполнить тест «Одноклеточные животные».




Задания теста:
1. Эвглена зеленая передвигается с помощью
а) жгутиков
б) ресничек
в) ложноножек
г) щетинок
2. Сократительная вакуоль амебы обыкновенной – это орган
а) выделения
б) размножения
в) пищеварения
г) дыхания
3. К фотосинтезу способна
а) амеба обыкновенная б) амеба дизентерийная в) эвглена зеленая
г) лямблия кишечная
4. Дыхание одноклеточных происходит
а) постоянно
б) только в темноте
в) только на свету
5. Мел и другие известковые породы образованы представителями
а) жгутиковых
б) саркодовых
в) споровиков
г) инфузорий
6. Сколько видов перечислено в следующем списке животных?
Саркодовые, амеба обыкновенная, жгутиковые, инфузория сувойка, амеба дизентерийная,
споровики, лямблия кишечная.
7. Дополните предложения.
7.1. Одноклеточные животные размножаются
7.2. Амеба обыкновенная переживают неблагоприятные условия в форме
7.3. Амеба обыкновенная является животным, так как питается .
7.4. Способность одноклеточных животных реагировать на изменение окружающей среды называется .


Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):
если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;
если вы правильно выполнили 8 заданий поставьте себе отметку 4;
если вы выполнили 5 заданий, поставьте себе отметку 3;
если вы выполнили менее 5 заданий, подготовьте сообщение об
одноклеточных животных-паразитах.
Ключ к тесту «Одноклеточные животные»:
1
2
3
4
5
6
7


а
а
в
а
б
4
Делением клетки, цисты, гетеротрофно, раздражимостью




УЭ6

Дидактическая цель:
выявить степень освоения учебного содержания темы «Одноклеточные животные»

Задание 1. Выполнить проверочную работу.
Вариант 1
1. Составить логические пары из предложенных понятий:
амеба обыкновенная, хлоропласты, сократительная вакуоль, ложноножки, излишки воды и продукты распада, эвглена зеленая.
2. Закончить предложения.
По сравнению с эвгленой зеленой у амебы обыкновенной отсутствуют следующие части тела
Амеба обыкновенная является животным так как питается .
3. Выбрать признаки, которые характеризуют только животных: рост, размножение, активное передвижение, питание готовыми органическими веществами, фотосинтез.

Вариант 2.
1. Выбрать правильные суждения и объяснить, в чем ошибка неправильных суждений.
а) амеба обыкновенная имеет постоянную форму тела
б) эвглена зеленая не обладает раздражимостью.
в) бактерии и другие простейшие основная пища амебы обыкновенной
г) циста это основная форма существования амебы
д) простейшие имеют более простое строение, чем клетка многоклеточного организма.

Вариант 3.
1. *Какая клетка выполняет большее количество функций: клетка простейшего животного или клетка многоклеточного организма? Ответ обосновать.
2.* Объяснить понятия: «паразит», «хозяин», «переносчик».
3*. Какие признаки указывают на общее происхождение животных и растений?

Первый вариант: итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента.
Второй вариант:

· если Вы выполнили Вариант 3 поставьте себе отметку «5»;
ключ к Варианту 3:
1.Больше функций выполняет клетка простейшего животного, так как это клетка является целостным организмом. Клетка многоклеточного организма специализирована, т.е. способна к выполнению только определенной функции.
2. Паразит (греч. parasitos – нахлебник), организм, использующий другой организм в качестве среды обитания или источника пищи. Хозяин – это организм, в котором живет, питается и размножается паразит. Переносчик – организм, который переносит паразита в тело хозяина.
3. Общие признаки растений и животных: клеточное строение, общий план строения клетки, наличие переходных форм (эвглена зеленая).

· если Вы выполнили Вариант 2 поставьте «4»;
ключ к Варианту 2
Правильные суждения – в;
Неправильные суждения – а ,б, г, д:
а) форма тела амебы обыкновенной непостоянная;
б) таким свойством, как раздражимость, обладают все одноклеточные животные;
г) циста – это форма существования одноклеточного животного, предназначенная для переживания неблагоприятных условий;
д) простейшие имеют строение более сложное, чем клетка многоклеточного организма.

· если Вы выполнили Вариант 1 поставьте «3»;
ключ к Варианту 1:
Амеба обыкновенная – ложноножки, хлорофилл – эвглена зеленая, сократительная вакуоль – излишки воды и продукты распада.
жгутик, плотная оболочка клетки, светочувствительный глазок (стигма), хлоропласты.
. гетеротрофно
Активное передвижение, питание готовыми органическими веществами


· если Вы не выполнили ни одного варианта ответьте на вопросы учителя.
Третий вариант:
1. Я все понял (-а), смогу объяснить этот материал другому.
2. Я понял (-а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя.
3. Я понял (-а) материал частично.
4. Я ничего не понял (-а).


15