Интегрированный урок по самопознанию и физики на тему «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива» (8 класс)


Конспект интегрированного урока самопознания и физики для 8 класса на тему «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива».
Школа КГУ «Ленинградская СШ № 1» Дата 29.09.2016 г. № 8
Педагог: Тошкенова А.С.
Класс __8__ Кол-во уч-ся 11
Учебник
Р. Башарулы, Д. Казахбаева, У. Токбергенова, Н. Бекбасар. Физика. Учебник для 9 класса общеобразовательных школ. – 3-е издание, переработанное – Алматы: Мектеп, 2016 год.
Тема урока: «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива».
Цели: Познакомить учащихся с удельной теплотой сгорания топлива.
Задачи:
Научить применять эти знания при решении задач.
Развить и совершенствовать имеющиеся знания в новых ситуациях, развивать самостоятельность.
Воспитывать чувство дружбы, поддержки и ответственности перед командой за результат совместной работы.
Используемые стратегии
Вызов, задания на поиск соответствия, организация взаимопроверки и взаимооценивания, психологический настрой, проблемный вопрос, составление кластера, решение задач – практика, ответы на тонкие вопросы.
Ресурсы
Учебник физики, рабочие тетради, листы формата А3, маркеры, магниты, подборка звуковых файлов, карточки с заданием.
Этапы урока
Организационный момент.
Класс разделен предварительно на 3 группы. В каждой группе выбраны лидер, спикер, секретарь - таймер. Секретарь-таймер вносит имена членов в свой оценочный лист и далее будет оценивать работу членов группы, следить за временем работы.
Позитивный настрой – под звук морского прибоя идет мотивационный настрой учащихся.
Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай глубокий вдох и выдох и найди внутри себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно… Представь себе, что ты сидишь на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий.
Волны океана мягко накатываются на берег. Звук накатывающейся воды становится всё громче и громче… Затем волна откатывается обратно… Ритм прибоя шумит ровно и успокаивающе… Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.
Набери всей грудью воздух и ощути солоноватый запах моря. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и пользуешься спокойствием и тишиной моря. Задай себе важный вопрос. Тихонько произнеси его и посмотри на море, возможно, оно даст тебе ответ.
( пауза 15 секунд)
Даже если ты не нашел ответа, в любом случае ты теперь знаком с этим тихим местом в своей душе.
Попрощайся с этим местом и медленно вернись в класс. Потянись, выпрямись, открой глаза и снова будь здесь, свежий и полный бодрости.
Проверка усвоенного ранее материла.
А.Физический диктант:
Количество теплоты – это…
Удельная теплоемкость показывает ….
Ǫ=…
Единицы удельной теплоемкости …
Единицы количества теплоты …
(каждый вопрос по одному баллу)
В. Решить задачи в группах:
1 гр: учебник, с.59, упр 6 №9
2 гр: учебник, с.59, упр 6 №10
3 гр: учебник, с.59, упр 6 №11
(за решенную задачу каждому ученику от 1 до 5 баллов, решает группа)
Критерии оценки за данный вид работы:
9-10 баллов – «отлично»
7-8 баллов – «хорошо»
5-6 баллов – «удовлетворительно»
Менее 5 балллов – «неудовлетворительно»
Позитивное высказывание (цитата).
Энергия жить – топливо, которое нельзя взять в долг и нельзя украсть. Это топливо рождается само по себе, когда человек ставит перед собой грандиозные задачи.
(Ирина Хакамада)
Как вы понимаете смысл цитаты?
5. Мотивация. Постановка цели урока. Проблемный вопрос.
Никто не станет спорить с тем, что всем живым существам на Земле нужно тепло. Источников тепла существует много. Сегодня вы узнаете, как можно получить тепло, познакомитесь с разными видами топлива. Запищите тему урока в рабочие тетради.
Но в начале – проблемный вопрос «Как можно получить энергию?».
После того, как ученики высказали свою точку зрения, учитель демонстрирует опыт с выделением тепла при горении сухого спирта. (вода в пробирке помещенная в пламя спиртовки нагревается и постепенно закипает)
Учитель – Следовательно, наша задача, разобраться, почему так происходит, и найти истину. Также мы применим новую форму оценивания. В течение урока в каждой группе оценивать вашу работу будут одноклассники.
6. Изучение нового материала. Работа в группах.
Как можно получить энергию?
При сгорании топлива образуется энергия необходимая для осуществления следующих процессов: обогрева жилища, тепло в помещении, для движения транспорта. Так и любовь в семье, она тоже дает энергию для свершения хороших поступков: достаток в семье, уважение между старшими и младшими. Если будет любовь в семье, то сохранится теплота семейного очага.
Вам известны различные виды топлива: уголь, дрова, нефть, газ, торф. В результате горения изменение внутренней энергии происходит не посредством теплообмена и не путем совершения работы телом или над телом, а в результате химических явлений, происходящих с топливом. При этом энергия движения молекул продуктов сгорания, а значит и их температура будет больше, чем у молекул топлива.
Обычное топливо – уголь, нефть, бензин и др. содержит углерод. При горении углерод соединяется с молекулами кислорода, которые содержатся в воздухе и поддерживает сгорание. В результате образуется углекислый газ и выделяется избыточная энергия. Такие химические реакции окисления (то есть сгорание) имеют важное практическое значение. Так как в настоящее время они являются одним из основных источников энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
Различные виды топлива обладают внутренней энергией. При своем сгорании они могут совершать работу или нагревать другие тела путем теплообмена.
Работа в группах.
Учитель – Перед началом работы в группах, давайте оговорим наши принципы и правила работы в группе:
- все в группе должны быть нацелены на поиск знаний,
- будем соблюдать единства мысли, слова и дела (вместе думает, обсуждаем и делаем);
- будем скромными (даем право высказаться каждому);
- видим хорошее во всём (каждое мнение имеет право на свое существование),
- будем честными с самим собой, критичными.
Учитель – Помимо того, что вы должны постараться осветить полно теоретический материал, подумайте и приведите примеры из жизни, когда и где мы встречаем сгорание топлива?
1 группа – что происходит в результате горения – устно рассказать теоретический материал, используя составленный кластер.
2 группа – виды топлива -устно рассказать теоретический материал, используя составленный кластер.
3 группа – удельная теплота сгорания топлива – устно рассказать теоретический материал, дать комментарии к таблице 3 на с. 60.
7. Первичное закрепление материала: выступления спикеров от каждой группы.
Предлагается оценить качество выступления каждой группы поднятием карточек с оценками «5», «4», «3».
При выступлении групп объясняется демонстрационный опыт.
8. Решение задач по учебнику
с.62, упражнение7
№ 6,7,8
Учитель показывает верные ответы, ученики выставляют себе оценку.
Затем карточки с решениями от каждой группы возвращаются к учителю.
9. Подведение итогов работы каждого ученика в группах
Секретари - таймеры объявляют участникам групп выставленные усредненные оценки, комментируют их.
10. Домашняя работа. §12, упражнение 7, задачи 2-3/
Записывают домашнее задание