Консультация для воспитателей логопедических групп детских садов : Использование многоцелевых дидактических панно в корреции рече ребенка


Использование многоцелевых наглядных дидактических панно в коррекции письменной и устной речи учащихся начальной школы.
В своей работе по коррекции звукопроизношения и развития устной речи учащихся с целью обогащения и развития словарного запаса, умения составлять рассказы с использованием определенного сюжета, я беру в работу многоцелевые наглядные панно, на которых изображены времена года. Кроме устной речи я также использую эти панно при коррекции аграмматической формы дисграфии. Эти панно изготовлены из различных видов материала:
бумаги, в том числе фольги и наждачной;
ваты;
пластика;
дерева;
птичье перо;
бисер;
ткань.
Они развивают у детей :Тактильные ощущения, т.к. я использовала различные виды материала при их изготовлении;
Силу воздушной струи;
Зрительную ориентацию;
Пространственнные отношения;
Интерес к занятиям и на положительном психо-эмоциональном фоне.
Примерные виды заданий по развитию устной речи учащихся:
Покажи предметы на заданный звук.
Составь предложения, используя названные тобою предметы.
Составь рассказ.
Придумай загадку-описание предмета, не называя его.
Отгадай мою загадку и покажи отгаданный предмет. Определи позицию звука в названном слове ( начало – середина – конец).
Подбери и выучи самостоятельно загадку про понравившейся тебе предмет.
Потрогай руками : а) бумагу – цветную, бархатную, наждачную, фольгу; б) ткань; в) пленку; г) камушки из пластика; д) забор из дерева; е) червячка из бисера. Какие у тебя возникли ощущения, чем отличаются эти виды материалов?
Найди самое большое солнце, самое маленькое и наконец, среднее по величине. Подуй на солнечные лучики. Покажи, где самое большое облако, самое маленькое, среднее. Подуй на них. Подуй на травку под яблоней, на лугу. Подуй на перышки петушка, на камыши.
Найди и покажи домашних животных и птиц. Овощи – фрукты.
Ответь на вопросы, используя предлоги НАД, ПО, В, НА, ЗА, ПЕРЕД, У, ОКОЛО, ПОД , С, К, ЧЕРЕЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ – ПОД.
Посчитай предметы от одного до пяти, затем обратно от одного до пяти, правильно согласовывая числительное с существительным.
Примерный виды заданий по коррекции аграмматической формы дисграфии:
Имя существительное : одушевленное и неодушевленное. Найти предметы, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?
Падежные вопросы и падежные окончания имен существительных: закончи предложения, вставив в них подходящие по смыслу существительные, поставь к ним вопросы, выдели окончания, определи род, например : В огороде стоит…(пугало). На яблоню села…(ворона). Ворона клюет…(яблоко). Из окна смотрит…(девочка). У дома стоит…(скамейка).
Имя прилагательное: найди и назови предметы, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Запиши их в соответствующие столбики.
Согласование имени существительного с именем прилагательным: составь словосочетания, используя существительное и подходящее по смыслу прилагательное, перед прилагательным ставь соответствующий ему вопрос, например: девочка ( какая?) веселая, солнце ( какое?) яркое, облака (какие?) белые, луг ( какой?) зеленый.
Прочитать словосочетания и заменить их словами признаками: скамейка из дерева ( какая?)…., занавеска из тюля (какая?)…., труба из кирпичей ( какая?)…., дом из бревен (какой?)…., дорожка из песка(какая?)…., забор из досок ( какой?)…, ведро из пластика (какое?)…., и т.п.
Составьте и запишите предложения, используя полученные выше словосочетания.
Вставьте в предложения пропущенные прилагательные, запишите их, выделите окончания: Был….день. По… небу плыли….облака. Ярко светило…солнышко. На…лугу паслись….барашки. По ….дорожке к дому важно вышагивал….петух. Из окна на природу любовалась …. девочка.
Подберите слова-действия( глаголы) к существительным. Запишите их в два столбика, распределяя по вопросам: что делает? Что делают?
Ответьте на вопросы предложениями из двух слов, используя существительное и глагол, подчеркните их соответствующими чертами.
Прочитайте предложения и с опорой на панно вставьте подходящий п смыслу глагол: Высоко в небе ярко ….. ласковое летнее солнышко. По синему небу…..белые пушистые облака. В огороде …. хороший урожай овощей. На яблоне….спелые красные яблоки. Огородное пугало….ворону.
Составьте самостоятельно предложения, используя существительное, прилагательное, глагол, предлоги.
Подберите подходящие по смыслу местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ к предметам на панно.
Подберите подходящие по смыслу местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ к предметам на панно.
Составьте и запишите словосочетания, используя местоимение и существительное, обведите местоимение в кружок.
Работа с числительными: рассмотрите внимательно панно и запишите, сколько предметов на нем изображено. Составьте и запишите словосочетания с этими числительными, например: пять яблок, три облака, одна девочка, одно ведро, два барашка, четыре репки, один петушок и т.п.
Составьте предложения, используя ранее составленные словосочетания, например: НА ЗЕЛЕНОМ ЛУГУ ПАСЕТСЯ ДВА БАРАШКА. НА ЯБЛОНЕ ВИСЯТ ПЯТЬ СПЕЛЫХ ЯБЛОК . (и т.п.)
Докончи предложения с опорой на панно: На грядке поспело….огурцов. В огороде стоит…пугало. По небу плывут…облака. В пруду плавает…утка. Забор построен из….дощечек.
Рассмотрите панно и скажите, кто-где находится по отношению к друг другу, запишите соответствующие предлоги в словосочетания, выделите их затем в зеленый треугольник, например: ворона… яблоней, котенок…калиткой, облака…небе, девочка….доме, лошадь…лугу, лягушка…камне, утка…пруду, пугало ….огороде.Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу предлоги: Девочка находится….доме. Она спряталась…занавеску. Большой цветок стоит….вазе. Камыши растут …болоте. Овощи растут …огороде. Лошадь бежит…лугу.
Исправьте ошибки, убедитесь с помощью панно, что ваши предложения составлены правильно, запишите их, предлоги обозначьте зеленым треугольником: Девочка спряталась в занавеску. Цветок поставили на вазу. Барашки пасутся в лугу. Котенок спрятался у калитку. Петушок бежит на дорожке. Трава растет по яблоней. Скамейка стоит через дома.