Методическая разработка по экономике на тему Предприятие — как хозяйственный субъект


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока теоретического обучения
по дисциплине ОП.11 Основы экономики, менеджмента, маркетинга
на тему: «Предприятие как хозяйственный субъект»
для группы 204 специальности 260203 «Технология мяса и мясных продуктов»
Преподаватель II квалификационной категории Армаш А.С.
Пояснительная записка
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины по специальности 260203 «Технология мяса и мясных продуктов».
Изучение темы урока: «Предприятие как хозяйственный субъект» является актуальной и имеет большое  значение получения теоретических знаний по изучаемому курсу и практических навыков, закладывает основы для  проведения технико-экономических показателей работы предприятия, осуществления курсового проектирования. В современных условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость приобретения навыков экономического мышления студентами данной специальности.
Тип занятия – комбинированное, включающее контроль знаний, теоретическую часть, выступление студентов с творческими проектами.
Основной образовательной целью урока является формирование знаний предпринимательской деятельности, её субъектах и объектах, видах; о предприятии, его задачах и функциях.
Для реализации основной образовательной цели используются методы проблемного обучения – постановка проблемного вопроса и эвристическая беседа. Эти методы способствуют развитию исследовательской и информационной компетенции, т.к. направлены на формирование аналитического мышления. Постановка проблемного вопроса на этапе определения темы и целей урока мотивирует учащихся на учебно-познавательскую деятельность.
Актуализация знаний предполагает закрепления знаний о структуре современного производства, о перспективах и современном состоянии отрасли. Этот этап урока реализуется через фронтальный опрос студентов и работу по карточкам.
На этапе формирования новых знаний используется метод эвристической беседы, в ходе которой происходит активная работа над информационной компетенцией, т.е. умением анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию. Развиваются навыки классификации информации. В ходе беседы учащиеся активно отстаивают свою точку зрения. Это способствует развитию следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
На следующем этапе урока студенты представляли творческие проекты по заранее выданному плану. Применялся метод опережающих знаний, который способствовал активизации, развитию мыслительной деятельности обучаемых, формированию способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, т.е. саморазвиваться
Формируются компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями
Следующий этап урока – психологическая разминка. Была выбрана игра, которая способствовала развитию памяти и внимательности студентов.
Этап формирования знаний и умений реализован через решение тестовых заданий с использованием программы МуТestX. Данные задания также способствуют формированию компетенций учащихся. Тестовые задания выполняются индивидуально, что способствует воспитанию активности, ответственности, внимательности.
В конце урока учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.
         Для оценки используются результат проверки компьютером, преподавателем.
После проведения контроля знаний по теме «Предприятие как хозяйственный субъект» студент  будет
иметь представление:
–       об основных аспектах развития отрасли, организаций (предприятий) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
–      о субъектах и объектах предпринимательской деятельности, ее видах;
знать:
–       теоретические основы принципов классификации предприятий в рыночных условиях;
–       современные формы объединения предприятий;
Источниками информации для изучения темы являются основная и дополнительная литература в соответствии с программой учебной дисциплины, а также интернет - ресурсы.

ПЛАН УРОКА
1. Тема 1.4 Предприятие как хозяйственный субъект
2. Цель урока: создать условия для развития компетенций студентов по теме «Основы экономики», умения формулировать и высказывать  собственную точку зрения.
3. Задачи урока:
образовательная:
изучить понятия: предпринимательская деятельность; субъект и объект, виды предпринимательской деятельности;
повысить теоретический уровень знаний обучаемых по экономике;
развивающая:
развивать логическое и аналитическое мышление, внимание;
стимулировать творческую активность на уроке;
содействовать развитию познавательной активности, формированию информационной и коммуникационной культуры студентов;
воспитательная:
повысить мотивацию к учению
способствовать развитию умений студентов работать в малых группах;
воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу;
повышать интерес студентов к изучению учебного материала по дисциплине;
привить профессиональные качества будущих специалистов (компетентность, аккуратность, дисциплинированность)
4. Тип урока: комбинированный урок
5. Вид урока: комбинированный урок с применением информационно-компьютерных технологий
6. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, метод опережающих знаний
7. Форма организации учебно-познавательной деятельности
демонстрация электронной презентации,
работа в группах,
тестовый контроль
учебная дискуссия
8. Межпредметные связи:
- обеспечивающие: БД.05 Обществознание, ПД.02 Информатика и ИКТ, ОГСЭ.04 Русский язык и культура речи
- обеспечиваемые: МДК 04.02 для 260203 «Технология мяса и мясных продуктов»
9. Материально-техническое оснащение урока: ПЭВМ, опорный конспект, презентация, сообщения студентов, компьютеризированный тест в программе МуТestX
10. Методическая тема: повысить эффективность урока на основе внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательную среду.
11. Педагогические технологии: элементы технологии проблемного обучения, информационно-компьютерные технологии
12. Формируемые компетенции:
ОК 1-9, ПК 4.1 – 4.5 для 260203 «Технология мяса и мясных продуктов»
Литература:
Конституция ПМР (текущая редакция по состоянию на 6 августа 2011 года)
Гражданский Кодекс ПМР (текущая редакция по состоянию на 24 декабря 2013 года) 1 часть
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.:Юрайт-М, 2002.-384с.
Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев / Под общей ред. акад. Г.П.Журавлевой. - М.:ИНФРА-М, 1997.-368с.
Пястолов С.М. Экономическая теория: Учебник студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-256с.
Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-288с.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент: перекличка, заполнение журнала (2 мин)
2. Мотивация учебной деятельности: Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства (6 минуты)
3. Актуализация опорных знаний: (6 мин.)
3.1 Фронтальный устный опрос
Дайте определение отрасли, промышленности
Какова структура пищевой промышленности?
Какие подотрасли пищевой промышленности вы знаете в ПМР?
3.2 Работа по карточкам-заданиям (Составить структуру материального производства, структуру пищевой промышленности)
4.Усвоение новых понятий и способов действий (30 мин.)
План лекции
Понятие предпринимательства, его сущность.
Объекты и субъекты предпринимательской деятельности.
Виды предпринимательской деятельности
Понятие предприятия, его задачи и функции
5.Представление студентами творческих проектов (15 минут)
1 группа представляет творческий проект на тему: «Развитие понятия «предпринимательство» в мировой науке». План работы над проектом см. Приложение 1.
2 группа представляет творческий проект на тему: «История развития предпринимательства в России» План работы над проектом см. Приложение 2.
6. Психологическая разминка (6 мин.)
7. Формирование знаний, умений, навыков (15 мин.):
7.1 Тестовый контроль знаний студентов
компьютеризированный опрос с использованием программы МуТestX
7.2 Фронтальный опрос
Дайте определение предпринимательской деятельности
Назовите субъекты предпринимательской деятельности
Что является объектом предпринимательской деятельности?
Какие виды предпринимательской деятельности вы знаете?
Легко ли быть предпринимателем?
Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем?
7. Подведение итогов урока, рефлексия, выдача домашнего задания (6 мин.)
[10] –гл.11 стр.76-80
На выбор студента
реферат на тему «Роль и организация хозяйствующего субъекта в рыночной экономике».
доклад на тему «Организационно-правовые формы предприятий»
СТУДЕНТ НА ЗАНЯТИИ ДОЛЖЕН ПОЛУЧАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:
представление знания умения
роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; Дидактическое обеспечение занятия
Деятельность преподавателя Деятельность обучаемого
Приветствие. Отмечает отсутствующих. Староста называет отсутствующих
Проводит актуализацию опорных знаний (устный фронтальный опрос) Отвечают на вопросы. Работаю по карточкам-заданиям.
Сообщает тему (ставит проблему). Мотивирует студентов на познавательную деятельность. Слушают. Настраиваются на работу.
Объясняет тему с использованием презентации 4. Слушают изложение нового материала. Размышляют над поставленными вопросами, отвечают с места.
Предлагает прослушать творческие проекты на темы: «Развитие понятия «предпринимательство» в мировой науке», «Развитие предпринимательства в России» 5. Студенты демонстрируют свои проекты – презентации по названным темам.
Предлагает студентам сыграть в игру на развитие памяти, внимательности 6. Играют в игру на развитие памяти,
внимательности
Формирует и закрепляет полученные знания при изучении нового материала. 7. Отвечают на вопросы
компьютеризированного теста и
устного фронтального опроса.
Выдает д/з 8. Записывают д/з
Проводит рефлексию. Выставляет оценки с комментированием. Делятся впечатлениями о занятии.
Ведомость оценивания студентов на занятии
№ п/п ФИО домашнее задание участие в работе на уроке творческое задание Тесты Оценка
1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     11     12     13     14     15     16     17     18     19     Критерии оценивания:
"5" не менее 5 правильных ответов;
"4" не менее 4 правильных ответов;
"3" не менее 3 правильных ответов
Карточка-задание №1
Составить структуру материального производства
32385328930Ответ к карточке №1
Карточка-задание №2
Составить структуру пищевой промышленности
Приложение 3
Ответ к карточке №2
Структура пищевой промышленности
278765083820002957830838200034944058382000593725317500237490083820001543685317500
о т р а с л и
593725149225000
пищевкусовая мясная молочная мукомольно-крупяная комбиркомовая рыбная
18332459525001243330952500
п о д о т р а с л и
1) хлебопекарная1) скотоперерабатывающая 1) молочная
2) кондитерская2) мясоперерабатывающая 2) маслодельная
3) макаронная 3) птицеперерабатывающая 3) сыродельная
4) сахарная4) клеежелатиновая 4) молочно-
5) спиртовая консервная
6) ликеро-водочная 5) прочее
7) винодельческая
8) пивобезалкогольная
9) масло-жировая
10) дрожжевая
11) парфюмерно-косметическая
12) крахмало-паточная
13) плодоовощная (и консервная)
14) чайная
15) соляная
16) пищеконцентратная
Карточка-задание №1
Составить структуру материального производства
Карточка-задание №2
Составить структуру пищевой промышленности
Приложение 1
1 группа представляет творческий проект на тему: «Развитие понятия «предпринимательство» в мировой науке».
Состав студентов:
Студент 1
Студент 2
План работы над проектом:
Рассмотреть понятие «предпринимательство».
Изучить труды ученых, занимающихся проблемами предпринимательства.
Представить информацию в виде:
Фамилия, имя ученого, год публикации
Основные положения разработанной теории
Оформить творческий проект в виде презентации (объем работы не более 10 слайдов)
Приложение 2
2 группа представляет творческий проект на тему: «История развития предпринимательства в России»
Состав студентов:
Студент 1
Студент 2
План работы над проектом:
Изучить литературу, интернет-источники по предложенной теме
Оформить творческий проект в виде презентации (объем работы не более 10 слайдов)