Урок по теме: Познание мира человеком. Теория как форма научного познания. 11 класс

Познание мира человеком.
Теория как форма научного познания.

Цели:
Образовательная: Разобрать проблемы познания мира человеком: чувственное и рациональное; типы мировоззрения; объекты и субъекты познания; взгляды о познаваемости мира.
Развивающая: Развивать способность абстрактного мышления.
Воспитательная: Воспитывать гуманистическое понимание окружающего нас мира.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Оборудование: учебник, доска, рабочие тетради, психологические методики.
Тип урока: изучение нового мтериала.

Ход урока:
Организационный момент. (1-2 мин.)
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Закрепление.
Домашнее задание.

1. Вопросы для проверки д/з:
Что такое сознание, как вы его понимаете?
Как взаимосвязаны сознание и мозг?
Приведите примеры бессознательного поведения человека, видоизменённого сознания?

2. Объяснение нового материала.
С момента своего рождения человек, в силу своего эволюционного развития, начинает познавть окружающий его мир. И наверное не только человек, но и любое другое живое существо в этом мире.
Т.о. Познание - есть комплекс процессов нервной системы и функций головного мозга, формирующих наше представление об окружающем нас мире.
Наше представление о нем начинается с самых элементарных процессов и заканчивается самыми сложными, иногда, не всегда объяснимыми современной наукой.
Рассмотрим и прочувствуем некоторые из них, начиная с самых простейших.
А)Ощущение- познавательный процесс, результатом которого является отражение отдельных свойств, качеств предметов объективного мира при непосредственном воздействии их на органы чувств. (т.е. наши рецепторы).
Св-ва ощущений: 1. интенсивность /сила раздражителя/
2. модальность /приятно-не приятно/
3. длительность /время действия/
4. пространственная локализация /где возникло ощущение/
Вопрос: Приведите примеры ощущений? /болевые, температурные, обонятельные../

Б) Восприятие –познавательный процесс, получаемый в результате ощущения.
Св-ва восприятия: 1. целостность /создание образа предмета/
2. константность /относительное постоянство предмета/
3. осмысленность /понимание сущности предмета/
4. избирательность /выделяются разные в зависимости от человека объекты/
5. структурность /целостное (абстрагированное) восприятие. Пр-р: не ноты, а музыка/
Виды восприятия: предметное, временное, восприятие отношений, движения, пространства. Человека человеком.
Нарушение восприятия – иллюзии, галлюцинации./при ней отсутствует непосредственный раздражитель/.
Вопрос: Приведите примеры нарушения восприятия?

В) Воображение – познавательный процесс, являющийся синтезом ощущения, восприятия, мышления, в результате которого создаются новые образы.
Оно бывает: творческое и репродуктивное.
Сквозными процессами, объединяющими ощущение, восприятие, воображение и мышление являются ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ.

ВНИМАНИЕ


НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОСТПРОИЗВОЛЬНОЕ
/пассивное, самое низшее/ /активное, высший тип/ /то, что остается в памяти/
Основа-любопытство основа-внутренняя речь в основе-память
Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру, который вызывает у человека различные чувства или ЭМОЦИИ- ВНУТРЕННИЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ.
Учитель дает задания учащимся изобразить некоторые эмоции, по желанию.

ЭМОЦИИ БЫВАЮТ

ПО СЛОЖНОСТИ

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ КОМЛЕКСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

ПО ИНТЕНСИВНОСТИ И ДЛИТЕЛЬНОСТИ

АФФЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ НАСТРОЕНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
СТРАСТИ ФОН


ПО ВЛИЯНИЮ НА ОРГАНИЗМ

СТЕНИЧЕСКИЕ АСТАНИЧЕСКИЕ
повышают потенциал организма снижают потенциал организма

ПО ОСОЗНАНОСТИ

ОСОЗНАННЫЕ НЕ ОСОЗНАНЫЕ

С помощью эмоций наш мир становится неповторим и интересен, т. к. эмоции очень тонко реагируют на изменения в окружающих условиях.
15